Продажа бытовой техники через интернет - серьезное дело. Здесь идет игра по-крупному: большие суммы, большие габариты - и прибыль тоже большая. Если, конечно, все сделать правильно. Что нужно учитывать при открытии интернет-магазина бытовой техники, как не прогореть и не быть съеденным серьезными конкурентами - читайте в нашей статье.
Открываем интернет-магазин бытовой техники
Бизнес-план
Учитывайте следующие моменты:
Варианты работы
1. Лайт-вариант
Вы можете работать по следующей схеме: выставить на сайт категории товара, создав тем самым сайт-витрину. И только после того, как клиент сделает заказ, - связаться с поставщиком, закупить товар и доставить его по адресу. Но, во-первых, такая схема займет много времени, а люди не любят долго ждать. Во-вторых, слишком велики риски: у поставщика может не оказаться нужного товара или он будет слишком долго доставляться. И наконец, в-третьих, вы не сможете тягаться с сильными конкурентами, у которых весь процесс поставлен на поток и работает без сбоев.
2. Полноценный вариант
Вы должны сразу закупить товары, чтобы к моменту заказа они уже находились на вашем складе. Соответственно, нужно будет арендовать сам склад. Если у вас нет таких сумм - начните с мелкой бытовой техники и арендуйте небольшое помещение под склад. Если дело пойдет - всегда можно найти место побольше.
Плюсы такого способа: на доставку уйдет день-два, вам не придется зависеть от капризов поставщиков.
Минусов тоже достаточно: нужен будет хороший стартовый капитал плюс расходы на аренду склада. Но, как показывает практика, такая схема лучше работает.
Конкуренты
Увы, их достаточно: рынок плотно поделен между крупными интернет-магазинами. Это “М.Видео”, “Техносила”, “Эльдорадо”, “Ситилинк” и другие, плюс еще региональные популярные магазины. Эти монстры маркетинга могут позволить себе снизить цены и устраивать грандиозные распродажи. Вопрос, получится ли это у вас?
Специалисты советуют развиваться в какой-то одной категории. Если холодильники - то холодильники всех марок, в том числе и малоизвестных, холодильное оборудование для организаций, плюс сопутствующие товары: сумки-холодильники, товары для пикника. Если телевизоры - то со всеми составляющими, ну и так далее.
Целевая аудитория
Теоретически вашей ЦА может быть кто угодно: бытовая техника нужна всем. Но раз уж мы говорим о том, что на первых порах лучше выбирать одно направление, стоит ориентировать на более узкий сегмент потребителей. В основном это платежеспособные люди от 25 до 40 лет. Не малоимущие - эта категория ищет подержанные товары на “Авито” и в группах “Отдам даром”, не олигархи - у них свои поставщики, а обычный такой средний класс. Большинство из них имеют собственное жилье, которое надо обставлять техникой. Новоселы и ипотечники - тоже перспективная ЦА.
Ассортимент
Если вы будете продавать конкретные товары - постарайтесь, чтобы они были представлены во всем многообразии брендов. Заключите договоры с поставщиками или напрямую с производителями - причем не только с известными брендами, но и европейскими, китайскими компаниями. Особое внимание обратите на Китай: именно там выпускается больше всего новинок. Главное - вовремя попасть в струю и стать одними из первых, кто привезет эти товары в Россию и будет реализовывать. Подробнее читайте в нашем руководстве по работе с китайскими поставщиками.
Если все же решите продавать всего понемногу - изучите как следует потребительский спрос. Это можно сделать, изучив запросы пользователей по слову “купить” в “Яндекс.Вордстат”, посмотрев прайс-листы поставщиков или проведя прямой опрос клиентов в соцсетях. Также можно изучить ассортимент конкурентов, актуальные топы продаж, которые можно найти в интернете.
Лучше всего, если в вашем магазине будут представлены как проверенные временем модели бытовой техники, так и новинки. Этим вы привлечете два типа целевой аудитории: смелых экспериментаторов и консерваторов, которые предпочитают пользоваться продукцией одной марки.
Важно! Как показывает практика, основную кассу интернет-магазину делают вовсе не дорогостоящие модели бытовой техники - их не так часто и покупают, а мелкие товары. Почему так происходит? Во-первых, отдать небольшую сумму за мелкий товар психологически проще, чем десятки тысяч - за крупный. Во-вторых, мелочь чаще всего ломается и выходит из строя - проще купить новую, чем морочиться с ремонтом, экспертизами и гарантиями. Ну и, конечно, крупная техника - это не спонтанные покупки, такие вещи приобретаются на года, а мелкую бытовую технику можно приобрести просто так, по настроению, или в подарок.
Набор персонала
Торговля бытовой техникой - это не продажа хэнд-мейда, где вы можете работать один за всех и выполнять функции продавца, бухгалтера, курьера и собственно изготовителя товаров. В этом бизнесе вы просто физически не сможете выполнять всю эту работу и не будете успевать заниматься непосредственно управлением. Наймите хотя бы минимум постоянных сотрудников: продавца-консультанта, курьера, охранника и грузчика на складе (последние будут нужны, если вы выберете все же полноценный вариант торговли).
Бухгалтера в штат брать не обязательно: возьмите специалиста на аутсорсе. Копирайтера для сайта и SMM-специалиста, программиста, дизайнера сайта тоже можно нанимать разово - для выполнения определенного вида работ. Лучше заключить с ними договор подряда.
При выборе продавцов или менеджеров - тех, кто будет напрямую общаться с покупателями, обращайте внимание на такие критерии:
Сезонность
В этом бизнесе тоже бывает сезонность. Летом хорошо идет садовый инвентарь: газонокосилки, триммеры, а также кондиционеры и вентиляторы. Зимой популярны электрические камины, обогреватели. В начале сезона вы можете сделать неплохую прибыль - к концу обороты начнут неуклонно снижаться. Организуйте распродажу, продавайте остатки со скидками, а если все не продадите - приберегите до начала сезона. Например, весной можно начать продавать тот же садовый инвентарь - уйдет на ура.
Продвигаем интернет-магазин бытовой техники
Создание сайта
Сайт интернет-магазина техники будет довольно “тяжелым”: выберите надежный хостинг и хороший современный движок, чтобы ресурс не загружался слишком долго. Учтите, что многочисленные всплывающие окна и баннеры замедляют работу сайта. А уж если они криво настроены - не закрываются или затрудняют доступ к основным страницам, - дело плохо. Работа программиста должна быть направлена на то, чтобы пользователю было максимально удобно.
Структура сайта
В интернет-магазине бытовой техники, как правило, много категорий и подкатегорий товаров: важно грамотно их структурировать. Посмотрите, как делают это известные магазины: товары можно разделить по наименованию (телевизоры, холодильники, микроволновки) или по брендам. Можно также разбить ассортимент на три больших раздела: крупная и мелкая бытовая техника, аудио- и видеотехника. Внутри этих разделов товары будут разделены на категории, указанные выше. Важно, чтобы структура не была слишком разветвленной: это может запутать пользователя и заставить его покинуть ваш сайт.
Рекламные баннеры
На главной странице лучше всего расположить привлекающий внимание рекламный блок. Это может быть информация о текущих скидках, товары дня, напоминание о датах распродажи и так далее. Баннер можно расположить в шапке сайта или справа - в зоне, свободной от “баннерной слепоты”. Баннер можно сделать кликабельным: нажав на него, пользователь попадает напрямую на страницу распродажи или карточек товаров, на которые положена скидка.
Еще полезные фишки
Сервис товарных рекомендаций
“Возможно, вам также понравится…” - видели такие блоки товаров в других интернет-магазинах? Очень полезная вещь: по статистике, едва ли не половина продаж происходит после перехода пользователей по ссылкам на другие товары. Это объясняется просто: чем больше выбор, тем выше шанс, что покупатель все же найдет для себя оптимальный вариант.
Онлайн-чат, обратный звонок и другие виджеты
Обычно на покупку бытовой техники у среднестатистического покупателя уходит довольно много времени. Это не копеечная вещь, здесь надо все обдумать, сравнить цены и условия в разных интернет-магазинах и принять наконец решение. Огромную помощь в выборе товара и снятии возражений клиента окажет продавец-консультант. Пообщаться с ним можно как в чате, так и по телефону. Многие клиенты пользуются этими услугами, тем более для них они бесплатны. А дальше - дело техники продаж вашего сотрудника. Ему предстоит убедить потенциального клиента сделать покупку именно у вас.
Карточки товаров
Это не совсем реклама, но мощный инструмент для продвижения сайтов. Продающие тексты - вот что должно быть в карточке товаров. Описывайте детальные характеристики, объясняйте принцип действия, не забывайте про отличия вашего товара от моделей конкурентов, прикрепляйте фото техники со всех сторон. Не поленитесь сделать качественные профессиональные фотографии. Также укажите в карточке товара цену и, если есть, скидку. Прикрепите инструкцию в PDF-файле: дайте возможность скачать ее бесплатно.
Контекстная и таргетированная реклама
Первая поможет вам получить трафик на сайт, вторая привлечет максимально теплых клиентов: таргетинг задает необходимые параметры вашей ЦА. Хотите продать утюжки для волос со скидкой? Задаете параметры: только женщины, от 18 до 40 лет, проживающие в таком-то городе. Вуаля! - реклама показывается только этой аудитории.
Реклама в тематических пабликах и форумах
Как мы уже говорили, ваша целевая аудитория очень широка: бытовая техника может потребоваться всем. Выделим несколько групп с максимальной концентрацией
Скидки и акции
Самый доступный и надежный вариант рекламы - устроить распродажи, провести акцию или конкурс, а выигравшим подарить товар из своего же магазина или приятный бонус: бесплатную доставку. Сертификат на определенную сумму, карточку VIP-покупателя. О распродаже вы можете заявить у себя на сайте или в паблике в соцсетях, а можете пройти более простым путем: раздавайте листовки и буклеты, закажите рекламу в СМИ. Установите вдоль дорог рекламные щиты. Следите только, чтобы скидки работали вам в плюс, а не в убыток.
SEO-продвижение
Продвигаться в этой нише по высокочастотным запросам похоже на самоубийство. Вы потратите кучу денег на контекстную рекламу, но в топ вряд ли попадете - там уже удобно расположились известные конкуренты. Пробуйте раскрутку на низкочастнотых запросах - например, не “холодильник”, а “купить холодильник “Минск” в Москве”.
Размещение на товарных агрегаторах
В сегменте бытовой техники этот способ продвижения очень продуктивен. Мы уже писали, что такое маркетплейсы и как они могут помочь малому бизнесу, в частности - интернет-магазину. Если кратко - товарные агрегаторы чаще обычных сайтов оказываются в топе, через них идет огромный ежедневный трафик, а значит - у ваших товаров будет постоянный поток лидов.
Вам предстоит наладить контакты с известными маркетплейсами. Это могут быть универсальные агрегаторы - “Яндекс.Маркет”, “Товары Mail.Ru” или тематические - цифровой и бытовой техники. За умеренную плату ваши карточки товаров появятся в соответствующих категориях - их увидят миллионы человек.
Итак, подведем итоги. Продвижение в узкой тематике, по низкочастотным запросам, сотрудничество с товарными агрегаторами, грамотный баланс онлайн- и офлайн-рекламы - вот что поможет вам удержаться на плаву. Пусть все получится!