Гаджеты, гаджеты, гаджеты ... Они заполонили все. Многие поняли, что заказывать и покупать смартфоны, ноутбуки и прочую электронику намного выгоднее в интернет-магазине, нежели в торговой точке офлайн. Сегодня рассмотрим, как открыть интернет-магазин электроники и на что обратить внимание при создании сайта.
Общие моменты: что нужно знать обязательно
Сначала рассмотрим главные понятия и бизнес-процессы, которые являются основой магазина электроники. Давайте пробежимся по каждому пункту, который для нас важен.
Ассортимент
Электроника - понятие растяжимое. К этим товарам относятся различные категории. Разделим их для удобства на несколько видов:
Понятно, что ваш магазин должен иметь в наличии товары по каждой категории. Если категорий больше - тем лучше. Если меньше - вас затопчут конкуренты, которые позаботились о широком ассортименте.
Чтобы точно узнать, какие конкретно модели пользуются спросом - зайдите в «Яндекс.Вордстат» и вбейте название товара. Как правило, это новинки и популярные модели, но изучить спрос все же лучше детально.
Конкуренты
Поговорим и о них, раз некстати вспомнились. Гаджеты сейчас на пике популярности, и решение получить на этой популярности свой кусочек хлеба с икрой пришло в голову не только вам. Соответственно, конкурентов на рынке много. Очень много. Как от них отстраиваться - поговорим ниже.
Целевая аудитория
Если раньше типичным покупателем в интернет-магазине электроники был молодой продвинутый человек или компьютерный червь-ботаник, теперь критерии сдвинулись. Если перефразировать культовую фразу из фильма, гаджеты освоили самые отсталые слои населения. Да и заказывать товары по интернету научились многие представители старшего поколения.
Вспомним виды электроники и представим, какая ЦА будет основной у каждой категории товаров. Смартфоны, ноуты - ЦА абсолютно любая, от школьника до пенсионера, который заказывает гаджет внучку в подарок. Приставки - уже теплее, любителей поиграть все же больше среди людей до тридцати - ну хорошо, сорока лет. Умные гаджеты - уже горячо: новинки и необычные штучки интересуют, как правило, модных и современных. А значит, ЦА сужается.
Поставщики
Основная масса владельцев интернет-магазинов электроники заказывают товары из Китая. Сейчас на рынок стремительно ворвались китайские фирмы: Xiaomi, Huawei, Meizu и другие, которые составляют достойную конкуренцию признанным лидерам.Почему Китай?
Система оплаты
Поскольку ЦА у нас все же более продвинутая, советуем сделать все возможные способы оплаты заказа. Банковской картой - само собой, даже не обсуждается. Обязательно заключите договор с электронными платежными системами: кошельки есть сейчас практически у всех.
Система доставки
Только по всей России - заказывать у вас будут жители крупных городов и маленьких деревушек - гаджеты добрались до всех. Если включите в список стран ближнее зарубежье - отлично, только выиграете.
Продвижение интернет-магазина электроники
Создаем или оптимизируем сайт
Дизайн. Сайт — визитная карточка вашего магазина, его лицо. В каждой сфере e-commerce это лицо разное. Для интернет-магазина продуктов подходит яркий, красочный дизайн - такой, чтобы слюнки текли и пробуждался аппетит. Лицо магазина детских товаров - веселые смеющиеся рожицы, показывающие, как им нравится использовать товары магазина. Лицо интернет-магазина косметики - красивое, ухоженное, холеное, ведь ты этого достойна. И так далее.
Дизайн интернет-магазина электроники должен быть лаконичным, четким, допустим баннер и реклама на главной и внутренних страницах. Никаких фривольностей и пошлятины - вы продаете серьезные вещи.
Структура сайта. На главной странице поместите важную информацию: категории товаров, корзину, условия заказа и доставки. Как уже говорилось, товары делятся на несколько категорий - а те, в свою очередь, на подкатегории. Структура сложная - вам нужно максимально ее упорядочить. Все должно быть разложено по полочкам, чтобы пользователь не блуждал по страницам в поисках нужной вещи, а быстро - желательно в несколько кликов - нашел искомую вещь.
Кроме того, настройте фильтры: по цене, марке товаров, категориям. Покупатель должен иметь возможность отсортировать товары и выбрать пул тех, что нужны лично ему.
Отлично будет подключить сервис товарных рекомендаций: если вдруг нужного товара не окажется в наличии, клиент может подобрать похожий - другого производителя или с другими характеристиками. Главное - не дать ему уйти и задержать на сайте как можно дольше.
На хиты продаж и популярные товары можно сделать отдельные лендинги с уникальными торговыми предложениями. Как это сделать - читайте в этой статье.
Контент. Это самое важное на сайте - контент дает полное представление о товаре. Именно на сайте интернет-магазина электроники он должен соответствовать всем современным тенденциям.
1. Описания товаров - должны быть максимально подробными. Обязательно указывать все характеристики и возможности товара, комплектацию, способ применения, цену, страну-производителя. Это нужно для того, чтобы удовлетворить запросы пользователя и поисковых систем: заполненные карточки лучше индексируются.
Также в карточке должна быть информация о наличии товара, чтобы пользователь сразу видел, тратить ему время на эту модель или лучше посмотреть другую. Нет ничего хуже, чем все внимательно изучить, выбрать, мысленно представить вещь своей, а потом жестоко разочароваться, узнав, что ее нет в наличии.
Информацию о способе заказа и доставки, как мы уже писали, нужно разместить на главной странице - но продублировать также и в карточке. Чем меньше действий - чем больше конверсия. Человеку удобнее видеть все в одном месте, а не переходить со страницы на страницу в поисках нужной информации.
2. Инструкции - лучше выложить их в формате JPG или PDF. Инструкции должны легко читаться. Если они на иностранном языке - попросите поставщика о переводе или найдите переводчика сами.
3. Фото с различных ракурсов - желательно также и не рекламные, а живые фото. Для этого можно сфотографироваться с товаром самому или привлечь сотрудников.
4. Видео выделит ваш магазин из толпы конкурентов. Это может быть видеообзор, видеопрезентация, видеоинструкция, обзор от эксперта, тестирование товара онлайн, обучающее видео и другие варианты, подробно о которых написано в статье Как использовать видео для интернет-магазина: осваиваем видеомаркетинг.
5. Полезная информация - можно вести блог, где в легкой доступной форме рассказывать о новинках, новостях на рынке электроники, интересных фактах и так далее. Еще полезная информация - в блоке вопрос-ответ. Вспомните, какие вопросы чаще всего задают покупатели, и распишите их как можно доступнее.
6. Форма заказа - сделайте ее визуально простой и понятной, чтобы не возникало дополнительных вопросов. Сократите количество полей, оставив только необходимые: имя, данные для обратной связи, кнопка «Заказать».
Маркетологи иногда спорят, нужно ли заставлять клиента регистрироваться на сайте, чтобы заказать товар. С одной стороны да: ведь таким образом вы получите личные данные - хотя бы почту, которую можно использовать для e-mail-маркетинга и создания почтовых рассылок. С другой стороны это опасно: может отпугнуть тех, кто не любит публичности. Да и процесс регистрации у многих вызывает раздражение.
Конкретных советов давать не будем, да их и нет: пробуйте и так, и так и смотрите, какой способ лучше работает.
Обратная связь. Обязательно установите на сайт форму или виджет обратной связи - тематика электроники достаточно сложно, у пользователей могут возникнуть вопросы. Они могут уточнить нюансы, позвонив вам или написав в чат. Позаботьтесь о том, чтобы на вопросы отвечал компетентный сотрудник, а не девочка-секретарша.
Отзывы о товаре. Отдельный и очень важный блок, который лучше сделать отдельной страницей. Тематика электроники сложная и дорогостоящая, и отзывы других могут подтолкнуть пользователя к покупке. Если их будет много - отлично. Если попадаются отрицательные - ни в коем случае не удаляйте, а давайте аргументированную обратную связь. Такая позиция закрепит за вами репутацию честного бренда.
Запускаем рекламные кампании
Непосредственно продвижение интернет-магазина электроники ведется по тем же каналам, как и для любого другого интернет-магазина. Это контекстная реклама - самый доступный способ привлечь трафик на ваш сайт, SEO-оптимизация по ключевым словам, таргетированная реклама в соцсетях, управление репутацией бренда и другие способы. Идеального способа нет: нужно пробовать все рекламные каналы и путем проб и ошибок определять, какие из них будут самые эффективные для вашего бизнеса.
Отдельно хочется сказать о соцсетях, профильных сайтах и форумах. IT-сообщество в интернете очень активно: до сих пор популярны форумы типа 4pda.ru, геймерские сообщества - например, gamer-info.com, онлайн-журналы о технологиях vc.ru и так далее. Попробуйте продвинуть ваш сайт там: должно зайти. В журналах, вероятно, придется заплатить за рекламу, но это того стоит. Сообщества в соцсетях, посвященные гаджетам - тоже отличное поле для рекламы.
Продвигаемся в маркетплейсах
При должном подходе товарный агрегатор может стать вашим другом и партнером. Достаточно создать там свою площадку и размещать товары. В маркет-плейсах и аудитория больше, и трафик выше - так вы можете существенно увеличить свои продажи и привлечь новых клиентов. Вам придется привести карточки товаров к единому знаменателю, принятому на сайте агрегатора, и заплатить за возможность сотрудничества.
Отстраиваемся от конкурентов
Как уже говорилось, конкурентов на рынке электроники достаточно. Понятно, что тягаться с «Юлмартом» и «Ситилинком» у вас вряд ли получится - да и более мелкие конкуренты тоже наступают на пятки. Попробуйте внедрить собственные фишки, которые будут выгодно отличать ваш сайт из сотен и тысяч других. Это могут быть:
Мобильная версия
Или даже мобильное приложение. В вашей тематике это будет весьма полезно: ЦА, которая покупает смартфоны и гаджеты, из собственных смартфонов не вылезает. Понятно, что им будет удобнее просматривать сайты не со стационарного ПК, а с мобильных устройств.
Полезные советы
Вот вкратце основные правила продвижения интернет-магазина электроники. Удачи в продвижении!