Каждый второй в нашей стране или уже сел за руль, или собирается это сделать. Дороги России бороздят миллионы машин, в каждой из них - миллиарды запчастей. При поломке или плановом ремонте все они где-то покупаются - почему бы автолюбителям не делать это у вас? Рассказываем как открыть интернет-магазин автозапчастей.
Создание интернет-магазина запчастей
Насколько выгодно запускать магазин автозапчастей? Однозначного ответа на этот вопрос нет и не будет. Все зависит от многих факторов: региона, в котором вы живете, платежеспособности ваших покупателей, наличия или отсутствия серьезных конкурентов и других. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Место проживания
У интернет-магазина запчастей есть своя специфика: большинство клиентов будут из вашей области, максимум - из соседних регионов. Это связано с тем, что автозапчасти нужны срочно, купить их хочется поближе, да так, чтобы еще и доставили на следующий день. Проще всего это сделать, находясь максимум в сотне-другой километрах от клиента, не больше. Иначе могут начаться сложности с доставкой, перебои с поставщиками и так далее.
Востребованность запчастей на рынке
Зайдите в «Яндекс.Вордстат», поиск по регионам, забейте слово «автозапчасти» и смотрите сами, какие запросы популярны в этой сфере в вашем регионе. Узнали - прекрасно, изучите рынок более детально. Узнайте цены основных конкурентов, их условия заказа и доставки и формируйте собственный ассортимент и стоимость.
Целевая аудитория
Конечно, это водители машин всех возрастов и социального положения. Если раньше наличие машины априори выдавало человека обеспеченного, сейчас достаточно взять кредит - и «Лексус» твой. Кроме того, автомобили дарят, выигрывают, получают в наследство, берут в кредит, катаются по доверенности - способов обзавестись железным другом масса. Поэтому вашими покупателями теоретически могут стать все: 18-летняя блондинка, великовозрастный балбес на папиной машине, водитель олигарха и простой офисный труженик. Но больше, конечно, будет мужчин: блондинки в автозапчастях, как правило, не разбираются.
Если вы хотите охватить все категории ЦА и продавать запчасти любой цены и любых марок - тогда придется работать с каждым видом аудитории отдельно: выстраивать рекламные кампании, создавать лендинги и пускать с них трафик на основной сайт, анализировать группы в соцсетях, где общаются люди. Если предпочтете остановиться на выборе определенной марки - например, запчасти для Honda - круг ЦА сужается, и задача маркетолога упрощается.
Статистика спроса в зависимости от типа ЦА
Конкуренты
Территориальный фактор плотно связан и с количеством конкурентов. В областных центрах, столицах и мегаполисах десятки и сотни офлайн- и онлайн-магазинов. Многие из них уже раскручены, и начинать с нуля будет трудно и затратно. В небольших городках поменьше торговых точек уже не так много, да и цены в них могут кусаться. Интернет-магазин запчастей с ценами чуть выше оптовых может стать для жителей настоящим спасением.
УТП
УТП, или уникальное торговое предложение, - это то, с чем вы выйдете на рынок, что призвано отличать вас от конкурентов и заставить клиента купить запчасти именно у вас. Составляя УТП, вы должны обращаться именно к своей ЦА, говорить о ее выгодах и проблемах, которые вы сможете решить, и все это в одном предложении. Грубо говоря, если сломалась машина - проблемой станет покупка запчасти.
«Дешевые запчасти в наличии и под заказ» - это не УТП: такие предложения на рынке у каждого второго. «У нас самые низкие цены в городе Н.» - отлично, если вы и правда предлагаете такие условия, без всяких оговорок мелкими буквами.
Кстати, УТП могут быть и разными - для каждой ЦА свое. Мы уже писали, в каких случаях для раскрутки подойдет полноценный сайт, а в каких - лендинг. Лендингов тоже может быть несколько: для каждой ЦА, для отдельных услуг или категории запчастей. В этом случае для каждого лендинга будет свое УТП: придумать его намного проще, чем общее предложение и слоган для вашего бизнеса.
Пример УТП
Логистика и доставка
Схем логистики и доставки запчастей великое множество. Один известный магазин строительной техники имеет несколько филиалов по России. В каждом филиале имеются склады, откуда отправляются запчасти заказчикам. Отправляются быстро - в пределах максимум нескольких сотен километров, чтобы клиент не нервничал. Если речь идет о более серьезном заказе или изготовлении спецтехники - в работу включается головной офис, откуда потом заказ отправляется по месту.
Есть и более простые схемы: например, вы арендуете склад, заказываете заранее товары у поставщика и храните их в складском помещении. Когда поступит заказ - доставляете запчасти по адресу заказчика: на следующий день или по графику: несколько раз в неделю. И, наконец, самый простой путь: у вас вообще нет склада, только сайт магазина и/или офис. В этом случае вы принимаете заказ и обращаетесь напрямую к поставщику, а уж оттуда доставляете запчасти клиенту. Понятно, что такой способ самый затратный по времени: не все клиенты готовы ждать.
Также имейте в виду, что запчасти могут быть крупногабаритными и тяжелыми. А значит, потребуются услуги грузоперевозок или доставка транспортными компаниями. Все это лишние расходы, которые необходимо учитывать при составлении бизнес-плана. Еще вариант - самовывоз. Он удобен, но не в том случае, когда машина сломалась и требует ту самую деталь, которая скучает на складе.
Способы доставки на сайте
Поставщики
Самый простой путь - искать компании, которые продают автозапчасти, покупать их и перепродавать клиентам. Выгоднее искать оптовых поставщиков - в этом случае вы сможете сделать привлекательную наценку, чтобы и себя не оставить в накладе, и клиента удивить приятной ценой. Такие компании можно найти по каталогам и базам данных.
Также можно наладить контакты с официальными дилерами: это будет дороже, зато хорошо отразится на вашей репутации. Люди доверяют брендам и официальным лицам: это выглядит надежнее, чем запчасти от неизвестных поставщиков.
В любом случае следите за качеством продаваемых автозапчастей: это будет лучшей рекламой вашему интернет-магазину. Не гонитесь за слишком дешевой ценой: это подозрительно. Плохое качество и срыв сроков может негативно сказаться на репутации вашего бренда.
Популярные поставщики автозапчастей
Сотрудники
Если не рассматривать временных и удаленных сотрудников, работников на аутсорсе - фрилансеров, программиста, копирайтера, бухгалтера, то на первых порах можно обойтись менеджером и курьером. Можно по большому счету и вовсе без них: если вы готовы лично общаться с покупателями и развозить запчасти по адресам. В этом случае рассчитайте, насколько рентабельно будет тащить весь бизнес на себе. Быть может, нанять сотрудника выйдет дешевле, чем мотаться по городу и тратить время на телефонные консультации.
Если все же решитесь работать по-серьезному: арендовать или купить склад, будьте готовы разориться еще и на охранника и кладовщика.
Итак, бизнес-план составлен, финансовые сметы подсчитаны, оборудование для офиса или склада закуплено. Дело осталось за малым: создать сайт и запустить рекламу. Об этом и поговорим в следующей части статьи.
Раскрутка интернет-магазина запчастей
Создание сайта магазина
1. Структура сайта. Первое и самое важное - у сайта должен быть хороший движок, чтобы быстро обрабатывать тысячи запросов пользователей. Десятки брендов, категорий и подкатегорий запчастей - все это должно легко грузиться. Клиент не должен подолгу ждать - он избалован и легко уйдет к конкурентам.
Еще один важный момент - на сайте должен быть каталог. Найдите программиста, чтобы подключил каталог и интегрировал его с вашим сайтом.
Бренды легковых иномарок
Прайс-листы тоже нужны: это облегчит жизнь вам и вашему менеджеру. Вместо того чтобы высылать клиент цену по каждой позиции, пришлите ему прайс-лист. Для этого на сайте нужно установить импортер прайс-листов.
2. Личный кабинет. Не ограничивайтесь корзиной и формой обратной связи: вы же хотите, чтобы клиент чувствовал себя на сайте как дома и оставался с вами навсегда. Личный кабинет поможет ему отслеживать покупки и историю заказов, следить за сроками ремонтов и замены запчастей.
3. Товарные рекомендации. Обязательно подключите сервис товарных рекомендаций: похожие товары. Многие автолюбители трепетно относятся к своим машинам и любовно выбирают запчасти по разным критериям: страны-производители, дилеры и так далее. Дайте клиентам выбор.
Схема: товарные рекомендации
4. Дизайн. Ничего лишнего: стильно, красиво, функционально. Ориентируйтесь на мужскую аудиторию: большинство ваших клиентов будут именно мужчины.
5. Контент. И снова ничего лишнего: главная страница с вашими услугами, карточки товаров с максимально подробными техническими характеристиками, фото и видео. Хорошо может зайти блог: тем для него при желании можно найти великое множество. Это и новости из автомобильного мира, и новинки автопрома, и интервью с владельцами автомобильных гигантов, и даже развлекательный контент: автомобильные байки, смешные истории.
Блог для автолюбителей
6. Форма обратной связи. Советуем установить онлайн-чат или обратный звонок, а можно и тот и другое: молодежи обычно проще писать, а старшему поколению - звонить. Как показывает практика, многие клиенты интересуются сроками доставки, характеристиками запчастей, скидками. Чат удобен тем, что к сообщению можно прикрепить фото товара, прайсы разных производителей.
7. Отзывы. Да и еще раз да! Почитать мнение других о магазине и товарах - бесценно, оставить собственный отзыв - приятно для самолюбия. Дайте клиентам эту возможность: публикуйте их отзывы и собирайте сами. Как это сделать, мы рассказывали в этой статье.
Блок отзывов
Реклама и продвижение
Скидки, акции, распродажи
Беспроигрышная стратегия привлечения внимания клиентов - акции и скидки на запчасти. Это еще и отстройка от конкурентов: проанализируйте их ресурсы и подумайте, что вы можете сделать лучше. Это может быть акция выходного дня, ежедневные акции - любой товар со скидкой 20 процентов, распродажи, приуроченные к автомобильным праздникам, черной пятнице - да любому празднику. Конкурсы и розыгрыши - из той же оперы. Кстати, их можно освещать не только на сайте и в соцсетях, но и в СМИ. Сначала закажите статью об условиях конкурса, потом, по итогам, назовите имена победителей и опубликуйте фото.
Группа в соцсетях
Автолюбители любят пообщаться на тему своих ласточек. Создайте группу, откройте комментарии и выкладывайте тематические посты. Не ограничивайтесь только продающими постами: больше общайтесь с подписчиками, задавайте им вопросы. Например, какие автомобильные бренды они предпочитают, какой была их первая машина, во сколько лет получили права, практикуют ли путешествия на машине - вариантов масса. Проведите конкурс на лучшее фото машины, победителя определите сами или с помощью специальной программы, а в качестве приза разыграйте сертификат в интернет-магазин или любой товар из него.
Развлекательный пост в группе по продаже автозапчастей
Контекстная реклама
Дело это хорошее, но очень сложное: в интернет-магазине запчастей тысячи товаров - соответственно, тысячи запросов пользователей по разным брендам, моделям авто, городам. Представьте себе: «купить запчасти москва», «купить аккумулятор хонда», «купить аккумулятор тойота», «купить шины тойота во владимире»… Понятно, что на каждую запчасть объявление создавать не будешь: значит, надо выбрать самые эффективные и частые запросы и продвигать именно их. Без помощи специалиста тут вряд ли обойтись: найдите хорошее рекламное агентство, которое поможет вам грамотно провести рекламную кампанию.
Офлайн-реклама
Не забывайте и про обычную рекламу: купите место на щитах и билбордах, расположенных в правильных местах: на трассе, у заправок и автосервисов. Укажите цены прямо на щите: проезжающие автомобилисты будут сравнивать их с ценами в том же автосервисе у дороги. Если у вас дешевле - часть клиентов вы легко сможете переманить.
Офлайн реклама
А самый идеальный вариант - работать и онлайн, и в офлайне. Реальная торговая точка будет прекрасно дополнять интернет-магазин и привлечет тех клиентов, которые в силу возраста или характера побаиваются делать покупки в интернете. Удачи в продвижении!