По оценкам агентства iKS-Consulting, рынок электронной коммерции России в сегменте B2C в 2008 году оценивается в 196 млрд руб. По отношению к 2007 году, когда объем рынка был 125 млрд руб., рост составил 60%. На интернет-торговлю в 2008 году пришлось 1,4% от всего оборота розничной торговли (13,8 трлн руб.). В 2009 году по прогнозам iKS-Consulting объем рынка электронной коммерции вырастет на 30% и составит 255 млрд рублей.
Структура рынка электронной коммерции по способам доставки
В структуре рынка электронной коммерции постепенно сокращается доля продаж товаров с физической доставкой.
Самый быстрорастущий сегмент рынка - оплата услуг (в первую очередь транспортных). В 2008 году его оборот составил 72 млрд рублей.
Оборот магазинов, занимающихся цифровой дистрибуцией (игры, ПО, музыка, видео), в 2008 году достиг 14 млрд рублей.
Структура рынка электронной коммерции
Основной формой оплаты до сих пор остается оплата наличными при получении товара. Тем не менее, продолжается рост других электронных форм оплаты – платежных систем и пластиковых карт.
Электронные платежные системы
В РФ действуют около двух десятков систем электронных денег. Около 60 млрд. рублей (26% оборота) приходится на электронную коммерцию. Остальные 74% составляют переводы между физическими лицами, выплаты фрилансерам. Более 2/3 рынка электронных денег занимает WebMoney, еще 1/5 принадлежит Яндекс.Деньги.
Электронными деньгами чаще оплачиваются услуги (94%), чем товары. Особенно высока доля электронных денег в оплате онлайн-игр: 51% платежей в российских игровых онлайн-проектах производится электронными деньгами. 40% пользователей систем электронных денег – молодые люди в возрасте 14-17 лет.
SMS-платежи
Объем рынка мобильной коммерции в 2008 году составил 4,6 млрд рублей.
Свыше 10 млн российских интернет-пользователей оплачивают мобильный и интернет-контент с помощью SMS.
Пластиковые карты
Самую высокую динамику в 2008 году показал сегмент пластиковых карт. В 2008 году ими было оплачено товаров и услуг в интернете на сумму 21 млрд рублей – в 2,8 раза больше, чем в 2007 году. 2/3 всего объема платежей было обработано процессинговыми центрами Хронопэй и Ассист. Половина платежей пластиковыми картами пришлась на оплату транспортных услуг (ж/д и авиа билеты, бронирование гостиниц).
Электронные билеты
Основной причиной роста сегмента пластиковых карт стало начало активных продаж электронных билетов. В 2008 году при покупках через интернет пластиковыми картами было оплачено авиабилетов на сумму 10,6 млрд рублей, ж/д билетов - на сумму 1,5 млрд рублей. Это в 3,8 раза больше, чем в 2007 году.
По прогнозам iKS-Consulting в 2009 году будет продано через интернет транспортных билетов на сумму 23 млрд рублей.