Активную популярность набирает продажа товаров и услуг на маркетплейсах. Маркетплейсы – это онлайн-витрины, которые связывают покупателя и продавца. По данным ряда исследований, более 50% трафика в торговле поступает с маркетплейсов и агрегаторов. Цифровые площадки охватывают многие сферы жизни, и поэтому так важно использовать их в качестве канала для привлечения покупателей.
Многие годы продажи реализовывались только в оффлайн. Покупателям приходилось тратить время на дорогу, выбор товара и очереди. Со временем большая часть потребителей перешла в онлайн, а в частности, в интернет-магазины, ассортимент в которых порой был ограничен, а стоимость неоправданно высокой. На смену интернет-магазинам постепенно приходят маркетплейсы. В них собран разнообразный товар от множества поставщиков, при этом оформить заказ можно в одной корзине, единым платежом и доставкой.
Критерии выбора торговой площадки
При выборе площадки для размещения товаров необходимо учитывать категорию маркетплейса, условия отгрузки и работы со складом.
Категории маркетплейсов
Маркетплейсы могут быть универсальными, а могут специализироваться на конкретных товарах и услугах. Например, Яндекс.Маркет, OZON и Wildberries дает возможность своим покупателям приобрести: одежду, обувь, электронику, косметику, продукты, автотовары и товары для ремонта, спортивные одежду и ювелирные украшения, Lamoda – площадка для продажи одежды и обуви, Все инструменты – маркетплейс по продаже инструментов и электрических приборов.
Условия отгрузки и работы со складом
В основном, маркетплейсы предлагают два варианта сотрудничества:
- Хранение товара на складе торговой площадки, на стороне поставщика упаковка, подготовка документов и поставка партии товара на склад маркетплейса (Cклад маркетплейса- Фулфилмент-FBO);
- Хранение товара на складе поставщика, сбор, упаковка, маркировка и отправка в пункт приема или сортировочный центр только по факту заказа (Cклад продавца-FBS). При таком варианте сотрудничества можно оформить:
- курьерскую доставку со своего склада;
- курьерскую доставку на пункт выдачи заказов;
- самостоятельную доставку до покупателя;
- продажу с оффлайн точки.
Ряд площадок совмещают обе схемы, поэтому важно ознакомиться с условиями еще до старта.
Варианты сотрудничества
Существуют разные варианты вознаграждения за реализацию товара или услуги:
- комиссия с продаж, где маркетплейсу выплачивается фиксированная сумма или процент;
- платные объявления, где предусмотрена оплата за клик;
- оплата за лид, такой вариант сотрудничества предлагает площадка Profi.ru;
- оплата за фулфилмент, где фулфилмент – это комплекс логистических услуг с момента оформления заказа, до получения его покупателем.
Преимущества и недостатки
Размещение на маркетплейсах позволяет увеличить объем продаж и привлечь дополнительный трафик на основной ресурс, сайт или интернет-магазин. В обмен продавец товара обязан принимать все условия сотрудничества и правила, установленные маркетплейсом.
Рассмотрим основное преимущества при сотрудничестве с онлайн-витринами:
- быстрый запуск продаж;
- высокий объем трафика;
- широкая география охвата;
- сокращение расходов на маркетинг;
- повышение имиджевых показателей и уровня лояльности клиентов;
- инструменты для аналитики;
- логистика и фулфилмент;
- технические возможности.
К недостаткам размещения на маркетплейсах можно отнести:
- строгие правила и условия сотрудничества;
- высокая конкуренция внутри торговой площадки;
- зависимость от системы рейтингов;
- необходимость наличия сертификатов и лицензий для ряда товаров и услуг;
- обязательное наличие электронного документооборота;
- сложность в позиционировании собственного бренда;
- подходит не всем товарам и услугам;
- платное хранение или возврат неликвидного товара;
- комиссия и прочие платежи.
Схема взаимодействия продавца с маркетплейсами
Принцип взаимодействия со всеми маркетплейсами схожий. Для начала нужно пройти процедуру регистрации и ознакомиться с договором, а также условиями сотрудничества. После подписания и отправки договора ассортимент товаров загружается в личный кабинет. Важно, чтобы информация о товаре была полной, с описанием, изображениями, стоимостью и индивидуальными характеристиками. Нужно быть готовым к тому, что торговая площадка запросит сертификаты, лицензии и документы, подтверждающие право на реализацию. После процедуры модерации и публикации на площадке партия товара отправляется на склад маркетплейса, либо остается на складе продавца до момента оформления заказа. После покупки товара маркетплейс обрабатывает заказ и осуществляет доставку до покупателя. Способы доставки определяются на этапе подписания договора с торговой площадкой. После получения заказа покупателем важно продолжить работу с отзывами и рейтингами. Цикл сделки закрывается в момент зачисления денежных средств от маркетплейса.
Схема взаимодействия маркетплейса и интернет-магазина на InSales
Рассмотрим схему взаимодействия интернет-магазина на InSales c такими маркетплейсами, как OZON, Wildberries, Aliexpress и Яндекс.Маркет.
При размещении на OZON, доступен:
- импорт товаров;
- экспорт товаров, вариантов и параметров;
- импорт заказов.
Подробная информация о подключении OZON в разделе «Выгрузка товаров в OZON».
При размещении на Wildberries, доступен:
- импорт товаров;
- экспорт заказов;
- импорт заказов.
Подробная информация о подключении Wildberries в разделе «Интеграция с Wildberries».
При размещении на Aliexpress, доступен:
- экспорт товаров, вариантов и параметров;
- импорт заказов.
Подробная информация о подключении Aliexpress в разделе «Выгрузка товаров на Aliexpress».
При размещении на Яндекс.Маркет, доступен:
- экспорт товаров, вариантов и параметров;
Подробная информация о подключении Яндекс.Маркет в разделе «Размещение на Яндекс.Маркет».
С информацией по подключению других площадок можно ознакомиться в разделе «Документация» на официальном сайте www.insales.ru.
Заключение
Маркетплейс – эффективный инструмент, с которым можно бороться и конкурировать, а можно использовать, как канал для привлечения дополнительного трафика, масштабирования бизнеса и повышения узнаваемости бренда.