Один из главных показателей успешного развития интернет-магазина – высокая вовлеченность посетителей. Если клиенты не задерживаются на сайте и проявляют слабый интерес к продукту, предприниматель не должен сидеть сложа руки. В таком случае нужно выявлять и устранять причины высокого процента отказов. Как работать с показателем – читайте в нашей подробной инструкции.
Показатель отказов: что это и как определить
Bounce Rate или показатель отказов – индикатор удовлетворенности посетителей наполнением и техническими параметрами ресурса. Его относят к ключевым метрикам веб-аналитики.
Показатель отражает процентное соотношение пользователей, которые просмотрели не более одной страницы сайта, к суммарному количеству сеансов.
Например, из 130 посетителей 45 покинули интернет-магазин в первые секунды после просмотра. Опираясь на эти данные, рассчитываем процент отказов:
45/130 = 0,35 х 100 = 35%
В результате видим, насколько ресурс соответствует ожиданиям.
Отказы проявляются в:
- закрытии вкладки с ресурсом;
- нажатии кнопки «Назад»;
- переходах на другие площадки по ссылке;
- введении нового поискового запроса;
- разрывах соединения.
Контролировать метрику можно в Google Analytics или «Яндекс.Метрика». Сервисы предусматривают специальные инструменты веб-аналитики с готовыми отчетами по отказам.
Отказы в «Яндекс.Метрике» выводятся в разделе «Посещаемость» и на главной странице отчетов. В качестве отказов инструмент расценивает ситуации, когда пользователь посещает лишь одну страницу и сеанс длится менее 15 секунд.
Посмотреть проценты в Google Analytics можно в разделе «Аудитория». В этом сервисе отказами считаются посещения в пределах одной страницы, независимо от их длительности. Для настройки более точного анализа необходимо выставить дополнительные условия определения метрики. Делается это путем внесения изменений в код счетчика.
Значение и нормы метрики
Метрика не всегда указывает на то, что сайт плохой. Возможно, клиент моментально получил ответ на первой странице. Например, нашел номер телефона компании. Все зависит от целей сеанса и настроек конверсионной последовательности.
Если в интернет-магазине хорошая конверсия, высокий показатель отказов и небольшая глубина просмотров – это не повод для беспокойства. Другое дело, когда большинству потребителей что-то не нравится и они покидают сайт, так и не совершив конверсионное действие. В данной ситуации следует предпринимать соответствующие меры.
Нормы показателя отказов зависят от ниши, направленности, тематики и типа ресурса, источников переходов. Приемлемый уровень для интернет-магазинов – до 30-40%. Допустимые пределы для лендингов составляют 70-90%, блогов – 60%. В идеале, чем меньше цифра, тем лучше.
Bounce Rate оказывает прямое и косвенное влияние на:
- ранжирование в поисковых системах;
- конверсию;
- CTR (кликабельность);
- качество пользовательского опыта;
- прибыль компании.
Однако судить о качестве ресурса исключительно по этой метрике не стоит. Бывает, что онлайн-магазин состоит из сотен страниц с товарными карточками. Без функции внутреннего поиска и логичной структуры посетители могут долго бродить по площадке в поисках нужной информации, а в итоге так и не оформят покупку. Несмотря на низкий процент отказов, конверсия на сайте будет минимальной.
Основные причины ухода посетителей
Прежде чем интерпретировать зафиксированные в статистике цифры, важно понять по каким именно причинам уходят пользователи.
Для этого необходимо:
- Проанализировать поисковые запросы.
- Сравнить параметры по различным страницам входа, в целом по сайту и по отдельным каналам трафика.
- Выявить проблемные разделы.
- Изучить поведение пользователей.
При большом количестве отказов обратите внимание на то, сколько времени посетители проводят на площадке, совершают ли конверсионные действия. Если конверсия недостаточно высокая, стоит проверить:
- соответствует ли страница поисковым запросам;
- присутствует ли на ней полезная информация, элементы, способствующие выполнению определенных действий;
- удобна ли она в использовании.
Соберите данные с отчетов и посмотрите на ситуацию с разных сторон. Зачастую высокий показатель отказов связан с нерелевантным наполнением сайта и неправильной маркетинговой тактикой для конкретного канала трафика. Есть и масса других причин: от навигации до графики и цветового оформления веб-страниц.
Рассмотрим основные ошибки, которые больше всего сказываются на bounce rate:
- Длительная загрузка ресурса. Большинство посетителей крайне нетерпеливы и редко ждут загрузки страницы более 3 секунд.
- Нерелевантные рекламные посылы. Неправильно составленные объявления приводят потенциальных клиентов в раздел, не соответствующий содержанию рекламы.
- Некорректное отображение на мобильных устройствах и в отдельных браузерах. Неработающие скрипты, горизонтальные полосы прокрутки, мелкий, плохо читаемый текст – эти недоработки препятствуют поступлению мобильного трафика. Неблагоприятно воздействуют на показатель отказов и проблемы с отображением в браузере. Особенно много вопросов возникает с Internet Explorer.
- Обилие баннеров и всплывающих окон. Множество рекламных блоков, pop-up, баннеров, flash снижают уровень доверия к ресурсу. Страницы таких магазинов часто виснут при просмотре. Реклама сильно раздражает, мешает просматривать основной контент.
- Сложный дизайн. Яркие фоны, микроскопические шрифты и прочие элементы дизайна, затрудняющие восприятие информации, значительно сокращают длительность сеанса.
- Запутанный функционал. Сложная навигация, неработающие кнопки и различные недочеты в плане юзабилити делают ресурс неудобным в использовании. В таких интернет-магазинах долго не задерживаются.
- Отсутствие призывов к действию. Без CTA, необходимых для обеспечения конверсионной цепочки, посетители не понимают, что делать дальше. На сайте должны присутствовать четкие, выделенные призывы: «Купить», «Позвонить», «Положить в корзину», «Подписаться», «Зарегистрироваться».
- Ошибки в текстовом контенте. Искажение фактов, пунктуационные, орфографические и другие ошибки в текстах также могут стать причиной ухода с сайта. Публикуемые статьи нужно внимательно вычитывать и редактировать.
На этом список не заканчивается, поскольку не угодить потребителю достаточно легко и причин может быть огромное количество. Однако первым делом стоит поработать над основными.
Способы снижения процента отказов
Сайт онлайн-магазина должен удерживать посетителя всеми возможными способами. Увеличить длительность сеанса и снизить количество отказов помогут следующие меры.
Оптимизация скорости загрузки
Оптимальная скорость загрузки страниц – 2-3 секунды. Около 57% пользователей покидают сайт при более длительном ожидании. Высокая скорость улучшает конверсию и вовлеченность. Кроме того, показатель является одним из факторов ранжирования в поисковых системах.
Проверьте параметры своего ресурса и ускорьте его на разных устройствах, если это необходимо. Самый простой вариант проверки – тестирование в сервисе Google PageSpeed Insights, WebPageTest, Pingdom.
Обычно процесс загрузки замедляется рекламой, «тяжеловесным» контентом, слабым хостингом.
Что делать при недостаточной скорости:
- уменьшить размер страниц, сжав данные в протоколе HTTP;
- снизить вес «тяжелой» графики – по возможности избегать изображений в формате png, выбирать оптимальный уровень качества иллюстраций, очищать файлы от цифрового мусора;
- упростить код элементов CSS и JavaScript;
- уменьшить количество запросов браузера – удалить лишнее, разрешить кэширование данных, комбинировать и сжимать файлы;
- сократить расстояние между пользователем и ресурсом с помощью CDN (сетей доставки контента).
Сервис PageSpeed Insights
Повышение качества трафика
Большой процент отказов – частое следствие привлечения нецелевого трафика. Чтобы решить эту проблему, тщательно изучите целевую аудиторию и создайте портрет покупателя.
Привлечь целевых посетителей поможет грамотное продвижение за счет:
- точно настроенной таргетированной рекламы в социальных сетях;
- обмена ссылками с близкими по тематике сайтами-партнерами;
- размещения информации в каталогах и прайс-агрегаторах;
- контекстной рекламы;
- раскрутки по целевым запросам в поисковых системах.
Содержание ресурса должно быть понятно и знакомо целевой аудитории. Проанализируйте интересы, боли и потребности потенциального покупателя и учитывайте их при создании контента.
Апгрейд по дизайну и навигации
Приятное визуальное оформление и удобство использования сайта – главные критерии, которые позволяют увеличить продолжительность сеансов. Если площадка перегружена, пестрит яркими оттенками, на ней сложно найти информацию, срочно исправляйте ситуацию.
При разработке визуала отдавайте предпочтение минималистичному стилю с нейтральными фонами и отчетливыми шрифтами. Используйте умеренное количество деталей.
Как улучшить навигацию:
- соблюдайте логику отображения контента, откажитесь от многоколоночных раскладок, отвлекающих от главной цели;
- создайте удобные элементы управления;
- равномерно дублируйте призывы к действию на разных экранах длинных страниц;
- применяйте в оформлении кликабельных элементов контрастные стили;
- подключайте товарные рекомендации;
Пример товарных рекомендаций
- дайте возможность легко переходить между разделами, возвращаться в предыдущие блоки;
- не делайте формы с большим количеством полей;
- не злоупотребляйте ссылками;
- внедрите плавную анимацию, отображающую изменение состояния элементов интерфейса;
- поработайте над внутренней перелинковкой.
Структурирование контента
Контент на сайте должен быть релевантным, интересным, полезным и структурированным.
Как повысить читабельность информации:
- подбирайте удобные для чтения размеры и типы шрифта;
- создавайте смысловые блоки с помощью заголовков, подзаголовков, абзацев;
- выделяйте важные моменты цветовыми акцентами, жирным шрифтом;
- используйте маркированные и нумерованные списки;
- разбивайте слишком длинные предложения на несколько коротких;
- исключите непонятные аббревиатуры, специфические термины, жаргонизмы;
- общайтесь на языке целевой аудитории.
Также важно разнообразие контента. Помимо стандартных текстов и картинок, старайтесь использовать видео, диаграммы, схемы, 3D-изображения, инфографику и другие вовлекающие материалы.
Адаптивная верстка или мобильная версия
Корректное отображение ресурса в браузерах и на разных мобильных устройствах обеспечивает адаптивный дизайн. Не игнорируйте возможность его создания, поскольку это плохо повлияет на процент отказов и сильно снизит трафик. С мобильных устройств в интернет-магазины заходит более 50% посетителей.
Грамотная адаптация сайта
Преимущества адаптивного дизайна:
- приветствуется поисковыми системами;
- элементы автоматически подстраиваются под ширину экрана, сохраняя целостность и структуру;
- в адаптивной версии предусмотрен один url без дополнительных поддоменов;
- можно создать самостоятельно в онлайн-конструкторах.
Оптимизация страниц для мобильных устройств проверяется в сервисе Google Mobile-Friendly Test.
Функция внутреннего поиска
Внутренний поиск по сайту – обязательная функция для интернет-магазинов, особенно с широким ассортиментом. Если ее нет, посетитель вряд ли станет тратить массу времени на долгие поиски и просмотры десятков страниц.
Внедрите быструю и работоспособную функцию поиска с автоматическими подсказками, разработайте систему фильтрации по различным параметрам. Для этого воспользуйтесь дополнительными плагинами к CMS. Желательно, чтобы алгоритмы могли распознавать ошибки и опечатки.
Креатив для страницы 404
Еще одна возможность уменьшить отказы – креативная подача неработающих страниц. Нестандартный подход к их оформлению предотвращает мгновенное закрытие ресурса.
Пример оригинального оформления страницы 404
Мотивируйте пользователей:
- поднимающей настроение анимацией;
- красивым и приятным дизайном;
- юмором;
- простыми и понятными инструкциями относительно дальнейших действий.
Добавьте на страницу 404 функцию поиска.
Заключение
Bounce Rate – достаточно неточная метрика. Ее нормы отличаются в зависимости от типа, направленности, целей проекта. Но несмотря на это, показатель нельзя недооценивать, так как он может влиять на конверсию и прибыль.
В случае высоких процентов отказов в интернет-магазине выявляйте конкретные причины, разрабатывайте план корректировок и внедряйте эффективные изменения. Большинство причин устраняются довольно просто. Главные условия, при которых отказы будут оставаться в пределах нормы: быстрая загрузка страниц, качественный визуал, релевантный контент, простая навигация, корректное отображение ресурса на разных устройствах.