От форс-мажора не застрахован никто. В любом бизнесе может возникнуть ситуация, когда товар понадобится вернуть поставщику. О том, как это сделать и сохранить нервные клетки, читайте ниже.
Какие есть варианты возврата товара
Закон о защите прав потребителей актуален для физических лиц. Взаимоотношения юридических лиц регулируются гражданским кодексом России. Основной причиной возврата всегда служит несоответствие товара по одному из следующих пунктов:
-
Качество: если при приёмке товара обнаружился брак или любой дефект, связанный с его изготовлением или транспортировкой, покупатель имеет полное право такую продукцию не принимать. Регулируется ситуация статьями: ст. 475, 518, 523 ГК РФ.
-
Ассортимент: если в описании товаров не указаны характеристики, что могло вызвать недопонимание, либо поставка не отвечает условиям договора, покупатель имеет право вернуть несоответствующие запросу позиции или даже всю поставку. Это предусмотрено статьёй 468 ГК РФ.
-
Комплектация: если партия оказалась некомплектной, а продавец отказывается проблему устранить, её можно вернуть. Основанием служат статьи 480 и 519 ГК РФ.Тара и упаковка: если упаковка или тара товара нарушена, испорчена или отсутствует, покупатель может оформить возврат всей партии. Право прописано в статье 482 ГК РФ.
-
Документы и принадлежности: если в поставке нет документов на продукцию или товарных принадлежностей, партию можно не принимать. Обосновать шаг можно статьёй 464 ГК РФ.
-
Сроки: если продавец регулярно срывает сроки, прописанные в договоре, на товары можно оформлять возврат. Право на эту меру изложено в статье 523 ГК РФ.
Существует перечень невозвратных товаров, вернуть которые практически невозможно. В него входят лекарства, растения и животные, предметы личной гигиены, бельё и прочее. Если товары из списка качественные, без брака, были приняты при приёмке, вернуть их не получится в 99% случаев.
Сроки возврата товара
Правильнее всего прописать сроки возврата в договоре купли-продажи сразу, чтобы в дальнейшем упростить процедуру. Если у товара есть срок годности, обозначенный производителем, то вернуть поставку необходимо до его окончания. Если временных рамок изготовитель не установил, то у покупателя есть 2 года, чтобы вернуть товар продавцу.
Как оформить возврат товара
Для большинства случаев регламент и набор документов схожи. Но нюансы всё-таки есть. Для процедуры возврата потребуются следующие бумаги:
-
если товар некачественный, а несоответствие обнаружено в момент приёмки: покупатель может не принимать такой товар. Если продавец согласен сразу забрать негодный товар, в его присутствии можно вычеркнуть некачественные позиции из товарной накладной ТОРГ-12. Так можно поступить, даже если самого продавца нет, а есть его представитель. Главное, чтобы на накладной стояла подпись продающей стороны. Когда отношения с поставщиком давние и доверительные, бизнесмены практикуют полную приёмку, при условии допоставки. Это особенно актуально при наличии срока годности на продукцию.
В остальных случаях нужно оформить унифицированную форму ТОРГ-2 в четырёх экземплярах (это акт о расхождении) и претензию в произвольной форме. -
если товар некачественный, но это обнаружено уже после приёмки или оприходования: в тех случаях, когда решить вопрос на месте возможности нет, например, товар получен по почте, покупатель вынужден забрать продукцию на свой склад. Чтобы запустить процесс возврата, нужно оформить акт несоответствия по форме ТОРГ-2 и претензию в произвольной форме и направить их продавцу. После рассмотрения и утверждения продавцом покупатель составляет возвратную накладную по форме ТОРГ-12 в двух экземплярах и направляет её поставщику вместе с бракованным товаром. Основанием в соответствующей графе служит возврат некачественного товара. При этом при оформлении реквизитов покупателем становится продавец. Если решить вопрос привычным путём не получается, необходимо обратиться в суд.
-
если товары качественные: в случаях, когда поставщик отгрузил партию больших размеров или реализовать товар не удалось в оговоренные сроки, покупатель также может оформить возврат. Здесь речь идёт об обратной реализации. Чтобы её осуществить, необходимо оформить только накладную ТОРГ-12. Ведь когда претензий к товару нет, а возврат не связан с его качеством, продавец становится покупателем, и обратная реализация проходит так же, как и прямая.
Чтобы максимально упростить организационную составляющую, бизнесмены прописывают в договоре купли-продажи сроки реализации. Оставшуюся продукцию можно спокойно вернуть без бюрократической волокиты, когда этот момент изначально оговорён.
Если поставщик иностранный, то во всех случаях будет заполняться не ТОРГ-2, а ТОРГ-3.
После заполнения документов и возврата продукции продавец должен вернуть деньги в течение семи дней, если другие сроки не указаны в договоре купли-продажи.
Данные, которые должна содержать в себе товарная накладная ТОРГ-12:
-
информация о договоре купли-продажи;
-
название и дата составления;
-
названия компаний;
-
информация о товаре (количество, материал, цвет, цена и прочее);
-
сведения о транспортной накладной.
Документ должен быть подписан главным бухгалтером, сотрудником, который разрешил и отгрузил продукцию (могут быть разные люди) и получателем.
Бухгалтерские проводки при возврате товаров
Все отличия в оформлении проводок будут связаны с фактом оприходования.
Если покупатель оприходовал поставку, принял НДС и отразил его в книге покупок, то необходимо восстановить ранее принятый НДС. При этом товар в расходную часть не внесён, поэтому при учёте налога на прибыль никаких действий быть не должно. Бухгалтерская проводка при этом выглядит так:
Дебет |
Кредит |
Операция |
СТОРНО |
||
41 |
60 |
Сторнирована стоимость возвращённого товара |
СТОРНО |
||
19 |
60 |
Сторнирован входной НДС |
СТОРНО |
||
68 |
19 |
Восстановлен ранее зачтённый НДС |
*СТОРНО — слово пришло из итальянского языка, означает перевод счёта.
Если товар не был оприходован покупателем на склад и НДС не проводился, никакие изменения не нужны.
Для продавца корректировки датируются днём передачи товара при возврате. Бухгалтерские проводки будут выглядеть так:
Дебет |
Кредит |
Операция |
СТОРНО |
||
62 |
90 |
Сторнирована выручка на размер возвращённого товара |
СТОРНО |
||
90 |
41 |
Сторнирована себестоимость переданных товаров |
СТОРНО |
||
90 |
68 |
Принят к вычету НДС возвращённых товаров |
Когда первичные документы при оформлении сделки заполнены грамотно и точно, проблем с проводками не возникает.
Заключение
Существует несложный алгоритм действий при возврате товаров.
Шаги покупателя:
-
Направить претензию поставщику.
-
Согласовать условия возврата.
-
Восстановить НДС.
-
Оформить документы на возврат.
-
Вернуть товар.
-
Скорректировать бухучёт и налоги в зависимости от того, была ли учтена продукция.
-
Получить деньги.
Шаги продавца:
-
Принять претензию от покупателя.
-
Удовлетворить претензию.
-
Согласовать условия возврата.
-
Принять товар.
-
Скорректировать бухучёт и налоги.
-
Принять НДС к вычету.
-
Вернуть деньги.
Чем больше ситуаций будет прописано в договоре купли-продажи сторон, тем проще и быстрее будет найдено компромиссное решение при необходимости вернуть товар.