Мало кто будет спорить с тем, что интернет-маркетинг был и продолжает оставаться двигателем торговли. Но времена меняются, меняются и подходы к продвижению. Классические инструменты отходят на второй план, уступая место новым и современным. В этой ситуации важно держать руку на пульсе, чтобы не остаться на обочине бизнеса. Статья поможет разобраться в актуальных подходах к маркетингу и выбрать подходящие каналы продвижения. Поехали!
Скидки, акции, распродажи
Начнем с разумного, доброго и вечного. Предложение купить товар по цене чуть ниже средней по рынку всегда найдет отклик в сердцах и кошельках покупателей. Но на дворе 21 век, и подход к скидкам и распродажам сильно изменился в сравнении с тем, что было лет 10 назад. Покупатели на раз-два научились распознавать уловки маркетологов. Предложениями “скидки 50 процентов всем, кто позвонит прямо сейчас” или “тотальной распродажей склада” никого не заманишь. Потребительский цинизм процветает, и рекламные кампании со сплошным охватом теряют популярность
Именно по этой причине в 2020 году продолжает развиваться направление персонализации скидок. То есть подход такой: купить этот товар дешевле может не кто попало, а лишь ты, наш дорогой и любимый клиент.
Это дает ряд преимуществ:
- покупатель становится лояльнее из-за того, что компания обращается к нему лично;
- человек понимает механизм образования скидки. Вчера он купил в интернет-магазине ноутбук и получил промокод, дающий скидку 10 процентов на следующую покупку. Сегодня получил 100 баллов на бонусную карту ко дню рождения. И так далее: все прозрачно, понятно и ясно;
- у персональных скидок больше конверсия. Одно дело - увидеть распродажу в контекстном объявлении и совсем другое - на своей электронной почте. В первом случае сработает баннерная слепота, и рекламу могут просто не прочитать.
Контент-маркетинг
А вот здесь речь идет об устойчивом тренде последних нескольких лет. Настоящий бум продвижения с помощью полезного контента начался в 2018-м, когда “Яндекс” анонсировал внедрение революционного алгоритма ИКС - индекса качества сайта. Владельцы сайтов продвигались через контент и ранее, используя его как основу SEO-продвижения.
Как это работает? Да очень просто: наполняете ресурс интересным, полезным и качественным содержимым, и поисковики выводят его на первые строчки поисковой выдачи. Обычно речь идет о всем известных блогах, когда на сайте размещаются статьи по интересующей пользователя тематике. Магазин автозапчастей может писать советы по ремонту автомобиля, сайт по продаже косметики - о секретах правильного макияжа, а салон спортивного питания - о безопасных и эффективных тренировках.
При этом сайт интернет-магазина набирает релевантное семантическое ядро и посетители попадают на него по широкому спектру высоко-, средне- и низкочастотных запросов. Сделать из него лид и продать товар - дело техники.
Основные правила семантического ядра
Контент-маркетинг - это не только статьи. Можно продвигаться при помощи любого контента: видео, инфографики, фотоматериалов и так далее. Главное условие - содержимое сайта должно решать задачу, которую посетитель сформулировал в поисковом запросе.
Маркетинг влияния
Тоже придуман не вчера, но к настоящему времени сильно поменялся. Теперь пользователи перестают доверять блогерам-миллионникам. Причин несколько: во-первых, они стремительно теряют охват посетителей, к тому же падает вовлеченность подписчиков. Это касается известных бьюти-блогеров, тревел-блогеров и любых тематических каналов.
Во-вторых, и это самое важное, подписчики не верят рекламе у звезд Youtube и Instagram. Причина все в том же потребительском цинизме и росте грамотности населения в сфере маркетинга. Все прекрасно понимают: за деньги их любимчик без зазрения совести прорекламирует все, что скажут. Да и вообще занимаются своими каналами исключительно ради прибыли, а не из любви к искусству.
По этим причинам набирают популярность так называемые микроблогеры - люди, имеющие на своем канале или странице 1000 с небольшим подписчиков. Таким доверяют куда больше, чем раскрученным влогерам и инстадивам. Мало кто заподозрит молодую мамочку из провинциального городка в тайном сговоре с международными корпорациями.
О том, где искать микроблогеров, как с ними сотрудничать сколько это стоит, мы написали целую статью. Самая главная фишка, которую можно получить при работе с микроблогерами - это эффект крауд-маркетинга. Помните, что это такое? Если забыли, мы напомним: это продвижение на основе рекомендаций. Мысль такая: все устали от рекламы и хотелок корпораций, когда на каждом шагу всевозможные эксперты хотят продать вам свой товар. То ли дело, если университетский товарищ купил интересную штуковину и на основании личного опыта советует вам сделать тоже самое. Уж ему-то можно верить.
Автоворонки продаж
Это инструмент, в автоматическом режиме конвертирующий трафик в продажи. Все касания с пользователем происходят без какого-либо участия персонала, за счет чего можно экономить на оплате труда менеджеров и другого персонала. Вообще автоматизация продаж - тренд сам по себе и автоворонка - часть большого целого.
Она сама ведет покупателя по этапам продажи и не дает ему уйти просто так. Система автоматически подстраивается под действия клиента на сайте и моментально принимает соответствующие меры.
Автоворонка продаж в интернет-магазине
Рост приоритета мобильного трафика
Корпорация Google не скрывает, что делает ставку именно на пользователей, которые заходят в интернет с мобильных устройств. Алгоритмы ранжирования этого поисковика работают по принципу mobile-first indexing - приоритет мобильного трафика. А по данным исследований компании “SEO-Auditor” доля пользователей, пользующихся “Гуглом” с мобильных устройств в России составляет 67,5% (у “Яндекса - 31,5%).*
*данные за 2018 год
Что это означает на практике и как влияет на продвижение интернет-магазина? Самое главное - сайт должен иметь адаптивную версию, корректно отображающуюся на всех типах мобильных устройств: смартфонах, планшетах и прочих. Если этого нет, Google наложит на ресурс фильтры и санкции и близко не подпустит к топу выдачи, по крайней мере, в сегменте мобильных устройств. Поэтому решить вопрос нужно еще на этапе выбора платформы для создания интернет-магазина. InSales предлагает красивые адаптивные шаблоны сайтов, которые хорошо смотрятся в десктопной и мобильной версии, что закрывает вопрос раз и навсегда.
Готовые шаблоны интернет-магазина
Омниканальность и кроссплатформенное продвижение
Еще один тренд интернет-маркетинга 2020 - продвижение на максимально возможном количестве площадок. Сейчас кто-то в зале засмеялся: мол на такие кампании никакого бюджета не хватит. Ну, во-первых, сегодня не хватит, а завтра может и хватить. Во-вторых, часто невозможно сказать наверняка, какой канал продвижения станет ключевым для конкретного бизнеса. Есть общие подходы, например, SMM так себе работает в b2b-сегменте, а электронные рассылки не годятся для коммуникаций с поколением Z. Но для большинства интернет-магазинов выбор той самой площадки - эксперимент, от которого зависит будущее.
Такой подход позволяет охватить все группы целевой аудитории. Главная задача - обеспечить совместную работу маркетинговых инструментов. То есть не просто присутствовать на всех площадках, но и заставить их работать в совокупности.
Видеомаркетинг
Маркетологи давно поговаривают о том, что видеоформат в скором времени вытеснит все остальные. Причина проста: посмотреть короткий информативный ролик всегда проще и быстрее, чем прочитать очередной гайд и лонгрид. В целом к этому и идет: по разным оценкам, доля видеоконтента в ряде сегментов может достигать 75 процентов.
Вариантов здесь множество:
- короткие рекламные видеоролики и заставки. В идеале - с субтитрами или такие, что воспринимаются без звука. Часто пользователи просматривают такой контент без аудиодорожки. Они должны понимать, о чем идет речь;
- видеоуроки, мастерклассы. Такие материалы можно использовать как часть стратегии контент-маркетинга;
- вебинары, видеоконференции, презентации.
О том, как снять классный рекламный ролик, мы писали эту статью. В любом случае обходить стороной видеоформат - очень большая ошибка. Да, это сложнее, чем написать статью или отрисовать инфографику. Но и эффект куда больше. К тому же, постоянно растет число пользователей, принципиально ищущих данные именно в формате видео.
Искусственный интеллект
Нет, это не фраза из фантастического фильма и восстание машин нам пока не грозит. Напротив, искусственный интеллект (ИИ) работает на благо человечества и может быть использован в продажах. Направлений для работы хоть отбавляй. Вот несколько способов применения искусственного интеллекта:
- чат-боты. Использование чат-ботов - тренд сам по себе, а в совокупности с искусственным интеллектом его эффект утраивается. На основе ИИ можно создавать продвинутых онлайн-собеседников, заменяющих общение с реальным сотрудником. Боты доступны в Telegram, Facebook messenger, Viber и так далее, а также в социальных сетях;
Простейшая структура чат-бота
- адаптация сайта под действия пользователя. Мы уже рассказывали об этом инструменте здесь. Механизм работы такой: все посетители во время визита на сайт интернет-магазина видят не общую для всех картинку, а каждый свою собственную. Ему предлагаются релевантные товары, ведется рассылка и прочее прочее. Всем этим управляет именно искусственный интеллект;
- кастомизация рассылок. ИИ определяет, какие предложения направлять клиенту на основании его действий на сайте, истории покупок и других факторов.
Мессенджеры
На смартфон среднестатистического пользователя установлено 2 мессенджера, а сам инструмент давно стал самым популярным каналом коммуникации через мобильные устройства. Грех не использовать мессенджеры в продажах и продвижении интернет-магазина.
Что можно делать через мессенджеры:
- организовать техническую поддержку клиента как через живого собеседника, так и с применением чат-бота;
- организовать электронную рассылку;
- сделать самую настоящую автоворонку, которая работает без участия человека. Для запуска воронок есть специальные сервисы, например, Chat2Desk. Также можно заказать воронку в специализированной компании;
- в мессенджере можно завести новостной или информационный канал компании;
- мессенджер - прямой канал связи с вашими клиентами. Здесь они могут задавать любые вопросы сотрудникам, руководству или специальным службам.
Рейтинг популярности мессенджеров среди россиян
Голосовой поиск
К этому инструменту пользователи давно привыкли, скажите спасибо Алисе и Сири. Оказывается, под голосовой поиск можно адаптировать практически любой сайт, было бы желание.
В ряде случаев придется немного поколдовать с кодом сайта или воспользоваться специальными инструментами. После этих манипуляций пользователи смогут находить нужные товары или разделы, применяя голосовые команды.
Всесторонняя аналитика
В заключение расскажем об инструментах, делающих все вышеперечисленные способы продвижения эффективными. Чтобы не сливать рекламные бюджеты впустую важно понимать, какие каналы продвижения приносят клиентов, а какие - нет.
Для этого используем:
- системы сквозной аналитики (Roistat, Alytics);
- коллтрекинг (Mango Office, Callibri);
- отслеживание метрик через сервисы поисковых систем - Google Analytics и “Яндекс.Метрика”.
Теперь, когда вам известны основные тренды интернет-маркетинга, дело за малым - внедрить и успешно применять их на практике. Удачи в продвижении!