Акция Киберзима
Акция Киберзима
Скидки до 40%, улучшение тарифов
и бесплатные месяцы подписки
Получить Получить
Реклама
ООО Инсейлс Рус ИНН 7714843760 erid: 2RanymdZKYt
База знаний База клиентов

Что такое база клиентов, как ее собрать с нуля, где вести и как анализировать

Чтобы грамотно выстроить линию поведения компании и нарастить покупательский поток, нужно проработать клиентскую базу. О том, что это и для чего нужно, поговорим в статье.

Что такое клиентская база

База клиентов — это развёрнутый список данных всех клиентов компании, от потенциальных до постоянных. Можно сказать, что база — фундамент любого бизнеса. 

 Чаще всего базу клиентов ведут электронно с использованием специального программного обеспечения — CRM-системы (системы управления взаимоотношениями с клиентами). Это даёт возможность структурировать информацию и работать с ней на всех уровнях взаимодействия с клиентами, а также автоматизировать эти процессы, что существенно прощает работу и экономит время.

Что входит в клиентскую базу

Чем больше сводной информации о клиентах в базе, тем проще подготовить сотрудников к работе с разными сегментами аудитории. В типовую клиентскую базу входят следующие виды информации:

  • персональные данные клиента: ФИО, дата рождения, контактные данные. Если речь идёт об организации, то в базу вносят информацию о роде деятельности, руководителе и контактных лицах. Например, Иванов Иван Иванович, 01.01.1980, представитель компании, утилизирующей отходы, «Машенька»;

  • история взаимодействия: от первого до последнего контакта. Обычно указывают все звонки, сообщения и покупки, а также частоту обращений в поддержку. Например, 5.05.2023 обращение после рассылки в боте, 6.05.2023 покупка мотокультиватора по акции, 9.05.2023 покупка дополнительных насадок для снега на мотокультиватор;

  • особая информация: здесь отображена вся дополнительная информация по клиентам. В том числе сюда вносят данные, которые не имеют отношения к покупке: место работы, имена детей и домашних животных, увлечения — всё, что поможет в диалоге с клиентом создать доверительную и доброжелательную атмосферу и повысить уровень лояльности. Например, Пётр Петрович Петров, проживает в ЖК «Малиновка», воспитывает двоих сыновей, Василия и Ивана, любит кататься на лыжах, основные покупки совершал по акции.

Чтобы не попасть в неловкую ситуацию и уж тем более не нарваться на штраф, следует изучить Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года №152-ФЗ. 

Для чего нужна клиентская база

 Клиентская база помогает решить сразу несколько задач и сделать бизнес успешнее. Аспекты, в которых клиентская база просто необходима:

  • настройка рекламы: даже элементарная рассылка в боте любого мессенджера станет в разы продуктивнее, если её персонализировать. Настраивать таргет можно гораздо точнее, зная, кому именно нужно рекламировать продукт или услугу. Сравните сообщение из рассылки: «В магазине «Пушинка» всегда есть большие размеры. Приходите» и «Иван Иванович! Вы приобрели серый костюм в магазине «Пушинка» в прошлом месяце. В продаже появились льняные рубашки, как вы любите. Приходите, нам есть чем вас порадовать»;

  • ведение аналитики: наличие упорядоченной клиентской базы позволяет отслеживать реакцию покупателей на рекламные кампании, введение новых продуктов, а также выбирать самые популярные у клиентов предложения, которые приносят наибольшую прибыль. Например, магазин посуды может сравнить данные за месяц: глубокие тарелки с рисунком понравились 87%, а без рисунка 13%. Это значит, что закупать тарелок с рисунком нужно больше;

  • апгрейд товаров и услуг: информация о клиентах позволяет пополнять линейку товаров и услуг именно теми позициями, которые пользуются спросом, и разрабатывать новые продукты исходя из запросов покупателей. Например, салон красоты может включить в линейку услуг обслуживание в четыре руки, зная, как часто эту процедуру запрашивают клиентки.

Сегментирование клиентской базы

 В зависимости от вовлечённости и лояльности клиентов базу можно разделить на сегменты:

  • заказчики, которые не покупают товар: те, кто оформили заказ хотя бы раз, но на текущий момент не имеют активных товарных позиций. Таких людей легче вернуть, чем наладить контакт с потенциальным клиентом;

  • активные покупатели: клиенты, которые регулярно приобретают товары и услуги компании. Сюда входят как те, кто обращаются много и часто, так и те, кто делает это реже и меньше, но также регулярно ;

  • потенциальные потребители: люди, которые наслышаны о компании, ещё не обращались, но в будущем могут стать клиентами, а также те, кто ещё не знаком с продуктами компании, но имеет возможность узнать о них;

  • постоянные клиенты: это те, кто регулярно совершает покупки и является лояльным к бренду. Этот сегмент характеризуется высоким уровнем повторных покупок и положительных отзывов о товарах и услугах компании;

  • рабочая база заказчиков: сюда входят те контакты клиентов, с которыми компания взаимодействует в моменте. Этот сегмент состоит из клиентов, с которыми уже установлены деловые отношения, именно на них необходимо делать упор; 

  • VIP-клиенты: в этот сегмент входят привилегированные клиенты. Чаще всего они являются стратегически важными для развития компании. Это могут быть корпоративные клиенты, известные и влиятельные лица и другие;

  • проверенные заказчики: те заказчики и клиенты, взаимодействие с которыми налажено. Они чаще других оставляют положительные отзывы, приносят стабильный доход и составляют основу клиентской базы;

  • ключевые клиенты: клиенты, которые обеспечивают продвижение бренда. Они могут выступать в роли партнёров в реализации новых проектов. Обычно это крупные компании или известные личности.

Структура клиентской базы

 Для удобства использования, особенно когда клиентов много, базу принято структурировать. Это делают по следующим признакам:

  • по степени лояльности. Смысл подхода в маркировке клиентов с помощью цвета по уровню заинтересованности. Например:

  • красный — «мёртвые души», которые не делали покупок больше года;

  • белый — об этих клиентах информации нет;

  • серый — компании, где по каким-то причинам не удалось наладить контакт с человеком, принимающим решения;

  • малиновый — те, кто отписался от рассылки и не захотел обсуждать коммерческое предложение;

  • зелёный — клиенты, оформившие заказ более трёх раз.

Такой вид структуры очень нагляден и позволяет отследить количество клиентов с низким уровнем доверия на общем фоне;

  •  по географии клиентов. Суть такой структуры в распределении людей по локациям. Это позволяет отследить более активные районы сбыта, а также исключить неактивные и неприбыльные направления. Такой подход помогает соотнести расходы на логистику и итоговый профит. Также становится ясно в каких районах какой товар нужно предлагать и продвигать, а где не стоит. Жителям Мурманска, в отличие от краснодарцев, предлагать резиновые сапоги в марте нет смысла;

  • по роду деятельности: здесь клиентов делят по роду занятий или нише, если речь идёт о корпоративных клиентах. Это позволяет более прицельно общаться с клиентами и взаимодействовать активнее с теми, кто закажет товар или услугу с большей вероятностью.

Создаём клиентскую базу с нуля

 Есть несколько простых рабочих способов, чтобы создать клиентскую базу самостоятельно. Разберём каждый:

  • анкетирование: простой и дешёвый способ получить данные клиента и замотивировать его на покупку в будущем, например, при регистрации в программе лояльности. В анкете можно запросить ФИО, дату рождения и контактные данные. Это позволяет делать более релевантные подборки и рассылки;

  • лендинг для захвата контактов: речь идёт об одностраничном сайте, созданном для сбора данных клиентов. За информацию о себе посетитель получает бонус (подарок за заказ, скидку, промокод и прочее);

  • социальные сети: один вариант — реклама в крупных сообществах и пабликах, цель которой — подписка на вашу группу, второй вариант — таргетированная реклама, смысл которой в определении целевой аудитории ;

  • данные из открытых источников: форумы, сарафанное радио, доски объявлений, социальные сети — все доступные источники могут дать информацию о клиентах. Собрать её можно вручную, а можно воспользоваться автоматизированными парсерами для сбора данных;

  • участие в конференциях: на тематические конференции люди приходят с целью узнать больше информации на интересующую тему и найти полезные контакты, поэтому данный инструмент очень полезен с точки зрения создания и расширения клиентской базы;

  • партнёрские программы: на платной или безвозмездной основе все участники партнёрской сети размещают баннеры на своих интернет-ресурсах. Таким образом аудитория циркулирует между партнёрами, пополняя их базы.

Как вести клиентскую базу

Способов ведения базы предостаточно, каждый бизнес выбирает свой. Можно и вручную записывать клиентов и их данные. Разберём электронные методы:

1. Excel. 

Плюсы: доступность, простота использования, возможность работать с большими объёмами данных, простота копирования. Минусы: отсутствие автоматизации, сложность с контролем доступа к данным, уязвимость к ошибкам при ручном вводе данных. 

Инструкция по созданию:

  • создание таблиц с необходимыми столбцами: ФИО клиента, контактные данные, дата обращения, информация о заказе, примечания и прочее;

  • заполнение данных о клиентах и их заказах;

  • сортировка и фильтрация данных по различным параметрам (например, по дате заказа, типу товара, статусу оплаты и прочее);

  • подсчёт итогов и статистики (количество заказов, сумма выручки, средний чек и т.д.);

  • экспорт данных в другие форматы (например, в PDF или CSV).

Пример базы клиентов в Excel

2. Google таблицы.

Плюсы: доступ с любого устройства, интеграция с другими сервисами Google, совместное редактирование и комментирование, автоматизация процессов.

Минусы: ограничения по объёму данных и количеству пользователей, уязвимость к хакерским атакам.

3. CRM-системы.

Плюсы: автоматизация процессов, управление задачами и сделками, сегментация клиентов и анализ их поведения, интеграция с сайтом и другими сервисами, контроль работы сотрудников, аналитика продаж.

Минусы: высокая стоимость лицензий, необходимость обучения сотрудников, риск утечки данных.

Анализ клиентской базы

 Мало собрать клиентскую базу, её нужно регулярно анализировать. Это позволяет выявлять слабые звенья в общении с потребителем, улучшать качество обслуживания клиентов, разрабатывать грамотные маркетинговые кампании, снижать отток клиентов и увеличивать продажи.

 Для анализа базы клиентов выделяют методы:

1. Описательный: когда создаётся описание моделей поведения клиентов и историй их взаимодействия с компанией. С помощью метода можно прогнозировать поведение покупателей. В описательном анализе особо выделяют:

  • ABC-XYZ-анализ, при котором вычисляется реальная ценность покупателя по объёму (это АВС) и регулярности (это XYZ) продаж. Чтобы его провести нужно:

2. Рассчитать прибыль за период.

3. Определить и оценить доли клиентов относительно общего объёма поступлений.

4. Распределить клиентов по группам.

5. Разработать маркетинговую стратегию.

  • RFM-анализ дословно переводится как «давность, частота, деньги». Отталкиваясь от сумм и частоты покупок, этот вид анализа позволяет прогнозировать поведение клиентов и оптимизировать затраты на рекламу для увеличения прибыли компании. С помощью RFM-анализа можно понять, на каких клиентов не нужно тратить ресурсы, а какие клиенты обратят на рекламу внимание с большей вероятностью. Это очень экономит вложения в рекламу и при этом повышает лояльность покупателей. 

  • Прогнозный: когда на основе имеющихся данных создаются модели поведения клиентов в будущем. Это позволяет просчитать убытки и возможный отток клиентской базы. Обычно для анализа используют схемы и графики, а проводят на этапах определения целевой аудитории, разработки стратегии и планировании продаж.

Как расширять и развивать клиентскую базу

Чтобы бизнес постоянно развивался, клиентскую базу тоже нужно постоянно обновлять и растить. Для этого используют следующие методы:

  • SEO-оптимизация: когда контент на сайте адаптируется для улучшения видимости страницы в поисковых результатах для привлечения большего количества посетителей и клиентов. Например, написание SEO-ориентированных статей с использованием ключевиков, создание кликабельных заголовков и прочее;

  •  многоканальная коммуникация: когда для взаимодействия с клиентами и сбора обратной связи используются все доступные способы. Этот способ включает социальные медиа, контент-маркетинг и многое другое. Например, разработка эффективной email-стратегии, ведение соцсетей, создание ботов в мессенджерах и прочее;

  • программы лояльности: когда при помощи системы поощрений компания удерживает имеющихся клиентов и привлекает новых. Например, накопительная система скидок, подарки за определённое количество покупок, акции для клиентов и прочее;

  • розыгрыши для подписчиков: когда за подписку на группу или страницу в социальных сетях компания дарит возможность выиграть призы, тем самым подогревая интерес имеющихся клиентов и привлекая внимание новых. Например, розыгрыш рассылки эксклюзивного контента, промокода на скидку и других призов.

Чтобы поддерживать клиентскую базу, важно постоянно обновлять и улучшать свой продукт или услугу, обеспечивать высокое качество обслуживания, а также активно использовать методы привлечения и удержания клиентов.

Заключение

Создание и поддержка базы клиентов — фундамент для роста и развития бизнеса. Она позволяет структурировать работу с клиентами, предотвращать сливы бюджета, выгодно отстраиваться на фоне конкурентов и предлагать клиентам максимально релевантные товары и услуги.

Акция Киберзима
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales
Скидки до 40% при оплате тарифов новым клиентам
Первые 7 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Реклама. ООО «Инсейлс Рус»‎ ИНН 771484376 erid: 2Ranyn6DRSg
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 7 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie