Внимание к острым социальным проблемам и помощь в их решении – один из самых важных принципов, которые могут присутствовать в корпоративной культуре интернет-магазина. Социально ориентированные компании заботятся о потребителях, обществе и окружающей среде. Это помогает сформировать благоприятный образ бренда, закрепить положительную репутацию, привлечь внимание к продукту.
Такой подход к маркетингу уже давно практикуется в Европе. В РФ он встречается реже. Рассмотрим особенности, а также зарубежный и отечественный опыт применения социально-этичной концепции в бизнесе.
История появления и суть социально-этичного маркетинга
С момента зарождения рыночных отношений и вплоть до середины 20 века потребители не задумывались о влиянии производства товаров на окружающую среду. Главной целью практически любого приобретения было удовлетворение своих базовых потребностей.
В 1950-х годах человечество настигли серьезные экологические проблемы. В обществе резко встал вопрос об ограниченности ресурсов планеты и угрозе дальнейшего благополучного существования.
Эта ситуация вскрыла проблему пагубного влияния производственной деятельности разных организаций. На них возложили ответственность за вред, наносимый окружающей среде и здоровью людей в результате производства. Появилась необходимость в новой концепции, которая помогла бы предотвратить потерю прибыли и доверия потребителей.
Вскоре такую концепцию разработала команда известных маркетологов во главе с Филипом Котлером. Ее назвали социально-этичным маркетингом. Большинство крупных европейских и американских компаний внедрили политику корпоративной социальной ответственности и сформулировали новые стандарты ведения бизнеса.
Социально-этичный маркетинг – концепция социальной ответственности, согласно которой компания отвечает за влияние собственной деятельности и решений на окружающую среду и общество.
Это выражается в ее прозрачном, этичном поведении, а конкретно в:
- заботе о благосостоянии общества, здоровье людей в долгосрочной перспективе;
- ориентированности на ожидания потребителей;
- соответствии требованиям внутреннего законодательства и международных норм.
Данные принципы должны проявляться во взаимоотношениях с клиентами, партнерами и общественными организациями.
Концепция социально-этичного маркетинга перемещает фокус внимания с самого бренда и продукта на общественную пользу, этичность, удовлетворение потребностей покупателя. Разумеется, что с учетом собственных интересов, поскольку коммерческая составляющая присутствует в любой маркетинговой стратегии.
Бренды с социальной направленностью завоевывают внимание аудитории более эффективными и экологичными способами, нежели конкуренты. Около 92% миллениалов (а это самая многочисленная и платежеспособная аудитория в электронной коммерции на сегодня) охотнее покупают товар у компаний, придерживающихся социально-этичных принципов.
В итоге социально ориентированный бизнес получает множество преимуществ в виде:
- наращивания объемов продаж;
- укрепления позиций на рынке;
- формирования благоприятного имиджа;
- усиления мотивации для персонала;
- расположенности деловых партнеров, инвесторов, государственных структур.
Как внедрить концепцию в стратегию интернет-магазина?
Социально-этичная концепция в бизнесе выстраивается на балансе трех ключевых факторов:
- Прибыль.
- Потребности клиентов.
- Интересы общества.
Это универсальная формула. Используя ее, коммерческие компании анализируют, формируют и удовлетворяют потребности рынка; разрабатывают, реализовывают и контролируют различные социальные программы. Главная цель – повышение качества жизни целевой аудитории.
Однако можно выбирать определенные приоритеты:
- охрана окружающей среды;
- соблюдение прав человека;
- корпоративная этика;
- социальная политика в отношении общества, потребителей, персонала.
Ключевой нюанс, о котором нужно помнить – интернет-магазин должен действовать не исключительно ради прибыли и сиюминутного удовлетворения запросов покупателей.
В центре гораздо большее – помощь в решении социальных проблем, способствование улучшению экологической обстановки, сглаживание вреда от производства. К примеру, кто-то практикует безопасную утилизацию, кто-то – благотворительность.
Для реализации стратегии интернет-магазины назначают ответственного исполнителя или команду сотрудников. В крупных организациях есть целые отделы, которые занимаются этим направлением.
Концепция социально-этичного маркетинга
Как все происходит:
- Ставится основная цель. В большинстве случаев это удовлетворение здоровых потребностей целевой аудитории без ущерба для интересов общества.
- Разрабатывается ассортимент из товаров или услуг, которые способны удовлетворить потребности рынка в соответствии с общественными интересами.
- Проводится непрерывный поиск новых, более эффективных решений.
- Проявляется забота об окружающей среде, обществе и потребителях. Для этого готовится и реализуется комплекс специальных мероприятий и проектов.
- Поддерживается регулярная коммуникация с клиентами, сторонниками бренда.
При условии правильного использования социальной составляющей бизнеса можно быстро сформировать положительную репутацию в глазах заинтересованных потенциальных клиентов.
В этом помогают такие мероприятия:
- сбор пожертвований для культурных проектов и социально значимых задач;
- организация разных тематических событий в рамках PR-кампаний;
- обеспечение экологичности производственных процессов;
- отказ от продажи продукции, которая производится с применением технологий, вредных для окружающей среды;
- вовлечение персонала в процесс сортировки отходов и прочее.
Чтобы добавить социально-этичную составляющую в стратегию интернет-магазина, нужно пересмотреть ценности и философию, внести коррективы в корпоративную политику. Какие выбрать мероприятия для реализации концепции, зависит от тематики и направления бизнеса.
Примеры социально ориентированных брендов
Впервые концепция социально-этичного маркетинга появилась в стратегиях крупных европейских брендов. Сейчас многие всемирно известные компании вкладывают значительные суммы в решение остросоциальных проблем, закрепляя в сознании аудитории хорошее мнение о себе. За счет этого они становятся лидерами рынка, получают больше продаж и прибыли.
Рассмотрим конкретные примеры из практики популярных брендов.
Coca-Cola
В адрес знаменитого производителя безалкогольных напитков «Кока-Кола» звучит рекордное количество претензий от защитников окружающей среды и интересов потребителей. Критика сводится к тому, что:
- напитки бренда содержат опасные для здоровья добавки: сахарин, кофеин, бромированное растительное масло и прочие;
- в них нет витаминов, добавлена фосфорная кислота и сахар, которые вредят зубам;
- для разлива используются пластиковые бутылки, загрязняющие окружающее пространство.
Чтобы смягчить негативный настрой отдельных сегментов аудитории, производитель выбрал позиционирование с высоким уровнем социальной ответственности. В качестве компенсации Coca-Cola делает вклад в решение масштабных проблем общества. Компания финансирует программу по улучшению санитарной обстановки в бедных странах, руководит фондом помощи для незащищенных категорий населения.
Кроме того, бренд регулярно вносит пожертвования на защиту окружающей среды, улучшение образования студентов и школьников, расширение прав женщин.
Несмотря на это, у Coca-Cola остается много противников. Они считают, что социальные активности бренда – лишь прикрытие вреда, который организация наносит своей деятельностью.
TOMS
Социально-этичная значимость TOMS проявляется практически в каждом элементе брендинга. Таким способом компания транслирует ценности и рассказывает о своей миссии во всех каналах коммуникации.
Бренд поддерживает много социальных инициатив:
- вклады в фонд борьбы с Covid-19;
- поддержка проектов в сферах психического здоровья, физической безопасности, равного доступа к возможностям;
- реализация программы «One for One», в рамках которой не менее трети прибыли отдается в благотворительный фонд, отдающий обувь нуждающимся детям.
Благотворительная миссия бренда обуви прослеживается практически на всех страницах сайта и в рекламных кампаниях. В меню интернет-магазина есть отдельный раздел «Impact», где освещаются все социальные инициативы фирмы.
Procter & Gamble
Известный производитель потребительской линейки товаров P&G акцентирует внимание на борьбе с двумя глобальными проблемами:
- гендерное неравенство;
- тестирование продукции на животных.
В своих маркетинговых кампаниях бренд высказывает мнение о том, что заниматься домашними делами должны не только женщины. Компания помогает развивать проекты женщинам-бизнесменам, выступает спонсором образования девочек в Индии.
Procter & Gamble не тестирует товары на животных, ищет и пропагандирует альтернативные методы тестирования на рынке. В исследования таких альтернатив вложены сотни тысяч долларов.
Everlane
Магазин Everlane придерживается тренда этично изготовленной одежды и уделяет большое внимание безопасности производства.
Как это проявляется:
- на фабриках соблюдают строгие стандарты качества не только с точки зрения производства, но и условий труда;
- бренд сотрудничает с партнерами, которые не равнодушны к благополучию сотрудников;
- ведет открытую политику, раскрывая данные о потенциальной прибыли с каждой единицы продукции.
На сайте компании предоставляется исчерпывающая информация о себестоимости товаров. Everlane раскрывает стоимость материалов и логистики, размер налогов. В тексте «О компании» рассказывается о том, как бренд заботится о благополучии своих рабочих.
L’OREAL
L’OREAL поддерживает множество социальных инициатив: стремится к отказу от пластиковой тары и производству из возобновляемых ресурсов, выступает за осознанное и рациональное использование воды.
На счету бренда есть такие проекты:
- участие в волонтерских акциях совместно с благотворительными организациями в сферах заботы о пожилых, помощи в занятости, поддержки людей с ограниченными возможностями, социальной интеграции, защиты окружающей среды;
- программы поддержки женщин, повышения их значимости в обществе;
- обучение правилам поведения в случае преследования на улице;
- «План солидарности» для помощи аптекам и больницам в условиях пандемии;
- инвестиции в восстановление природных экосистем и предотвращение климатических изменений.
Социальная миссия бренда направлена на решение важных общественных задач глобального масштаба и не ограничивается точечными проектами. Основная цель – сподвигнуть общество на качественные перемены не только в сфере бьюти-индустрии, но и за ее границами. Компания пропагандирует ответственную деятельность, развитие, производство и внедрение инноваций.
IKEA
Бренд «ИКЕА» ориентируется в работе на свою главную миссию – улучшить жизнь людей по всей планете, предлагая широкий спектр функциональных товаров для дома по доступным ценам. В компании считают, что бизнес-цели можно достигать посредством экологически ответственного и социального отношения.
IKEA финансирует много социальных программ в направлениях:
- внутренних локальных проблем страны, в которой находится представительство;
- улучшения условий обучения и жизни для детей;
- помощи молодежи и детям с тяжелыми заболеваниями;
- решения экологических проблем.
Компания является партнером UNICEF и организации «Спасем детей».
FIX PRICE
Еще одна социально ориентированная организация в России – известная торговая сеть FIX PRICE. С 2014 года компания спонсирует программу «Добрые дела». За это время в разных регионах страны было проведено более 130 мероприятий, пропагандирующих ответственное отношение к окружающей среде.
Команда FIX PRICE посещает приюты, социально-реабилитационные центры, обустраивает их территории и помогает нуждающимся необходимыми вещами.
Выводы
Бизнес, который стремится не только к мгновенной прибыли, получает больше общественной поддержки. Эта поддержка поднимает статус компании в глазах целевого рынка и открывает широкие перспективы для развития проекта.
Используйте этот эффективный инструмент управления репутацией с учетом своей ниши и финансовых возможностей. В социально-этичный маркетинг не обязательно вкладывать большие средства. Можно начать с малого. Например, сортировать отходы, принимать батарейки для сдачи на утилизацию, заменить пластик и целлофановые пакеты на эко упаковку. Такой подход отражается в философии бренда, как забота об окружающей среде.