Пожалуй, каждый предприниматель стремится к тому, чтобы все бизнес-процессы в его организации работали автономно, а сотрудники относились к своим обязанностям ответственно. Руководители мечтают избавиться от рутинных дел, перестать тянуть все на себе и контролировать каждый шаг подчиненных. Всего этого можно добиться с помощью автоматизации бизнес-процессов. Но часто руководители пытаются автоматизировать некую последовательность выполнения действий, даже не разобравшись в том, как это устроено. И в этом главная ошибка многих предпринимателей — без систематизации бизнеса невозможно упорядочить дела внутри организации и облегчить труд работникам. Некоторые руководители считают, что малый бизнес не нуждается в систематизации. Но это не совсем так, ведь в маленькой организации у сотрудников, как правило, очень много работы: все задачи распределяются на несколько человек, и нагрузка на работников возрастает. Поэтому можно сказать, что систематизация нужна как малому, так и крупному бизнесу.
Что входит в понятие «систематизация бизнеса»
Систематизация бизнеса — это выстраивание и структурирование всех бизнес-процессов, которые протекают в организации. Систематизация всегда направлена на то, чтобы в компании поддерживался бесперебойный режим работы. Иногда для облегчения и упрощения работы сотрудников разрабатываются новые регламенты, должностные инструкции — это тоже часть систематизации. Чтобы бизнес стал прибыльным и успешным, а руководитель перестал тащить все на себе и мог выделить время для личного и карьерного развития, требуется определенное время. Чтобы автоматизировать хотя бы часть работы, сначала нужно понять, как устроен каждый бизнес-процесс: кто в нем участвует и какие функции выполняет, кто может являться исполнителем, а кто — постановщиком задачи. Важно расписать каждый этап бизнес-процесса и проследить за тем, чтобы впоследствии автоматическое выполнение задачи было отлажено.
В зависимости от того, какие проблемы есть в компании и какие задачи стоят перед руководителем, систематизация бизнеса помогает достигать разных целей:
- последовательное, прозрачное и организованное управление компанией;
- сокращение/устранение рутинных дел и вопросов;
- предотвращение текучести кадров;
- повышение производительности труда сотрудников;
- повышение мотивации у работников;
- улучшение финансовых показателей компании;
- внедрение элементов стратегического управления;
- снижение нагрузки на руководителей отделов;
- оцифровка бизнес-процессов и последовательность их выполнения;
- масштабирование компании;
- повышение уровня конкурентоспособности организации;
- оптимизация рабочего времени каждого из сотрудников.
Систематизация бизнеса позволяет компании развиваться и работать без перебоев. Чтобы организация могла работать в автономном режиме, руководитель должен предоставить сотрудникам возможность самостоятельно принимать определенные решения и предоставить им свободу в действиях. Для этого и нужна систематизация. Если владелец бизнеса заинтересован в том, чтобы рабочие процессы внутри компании протекали без его участия и так, как это задумано, то нельзя возлагать принятие решений лишь на одного человека. Необходимо разработать правила и регламенты, опираясь на которые сотрудники будут решать задачи и принимать решения. Без систематизации внедрение новых уставов и порядков будет крайне затруднительным.
Как понять, готов ли бизнес к систематизации
Систематизация бизнеса — не такая простая вещь, какой может показаться на первый взгляд. Руководителю необходимо быть готовым к тому, что на систематизацию уйдет много времени. Чем больше сотрудников в компании, тем больше бизнес-процессов, и значит, тем дольше будет проходить систематизация. Прежде всего, нужно определиться с конечными целями, зафиксировать точку «А» и как можно подробнее расписать точку «Б». Далее нужно составить план систематизации. Для этого владелец фирмы должен ответить на несколько вопросов:
- Есть ли у компании бизнес-стратегия? Допускается наличие черновой стратегии развития компании. Если стратегии нет, то за основу можно взять ценности бренда, принципы работы и долгосрочные ориентиры.
- Насколько хорошо организована деятельность руководителя? Есть ли у руководителя доступ к важной информации?
- Выполняется ли регулярное копирование важных данных в организации?
- Может ли руководитель работать и выполнять свои обязанности без привязки к конкретным устройствам?
- Четко ли выстроена структура организации?
- Соблюдается ли в компании точный порядок подчинения? У каждого сотрудника должен быть только один непосредственный начальник, нельзя допускать перекрестной постановки задач.
- Грамотно ли организован процесс приема новых сотрудников и их обучение?
- Может ли процесс приема новых работников проходить без непосредственного участия руководителя компании?
- Четко ли распределяются обязанности между сотрудниками?
- Может ли повседневное управление компанией происходить без присутствия директора?
- Есть ли в организации стандарты управления, на которые новые менеджеры и руководители могут ориентироваться?
- Четко ли выстроена система проведения собраний и планерок? Если в компании собрании проводятся слишком часто и занимают много времени, от этого необходимо избавляться. Принятие решений должно быть быстрым и эффективным.
- Есть ли система отчетности для определенных сотрудников? Некоторые работники могут заполнять отчеты каждый день, другие — каждую неделю или месяц. Важно, чтобы отчеты были не для галочки, а действительно помогали выполнять задачи бизнеса и решать текущие проблемы.
- Разграничен ли доступ к ресурсам компании для каждого сотрудника?
- Налажен ли автоматический поток заявок и клиентов? Если уровень продаж зависит от личных качеств конкретного менеджера, то это срочно нужно менять. Прибыль компании никак не должна быть связана с уходом или приходом в штат «продажника».
- Качественно ли осуществляется обслуживание клиентов?
Ответив на все эти вопросы, предприниматель сможет понять, на каком этапе развития находится его бизнес, что можно улучшить и исправить для того, чтобы начать систематизацию и автоматизацию рабочих процессов. Полагается, что на все перечисленные вопросы должен быть только положительный ответ. Если некоторые моменты вызывают у руководителя сомнение и он затрудняется ответить на какой-либо вопрос, то лучше отложить систематизацию бизнеса до прояснения ситуации.
Как провести систематизацию бизнеса
Прежде чем проводить систематизацию, необходимо убедиться в том, что все спорные вопросы улажены, проблемные моменты устранены и все готово к изменениям. Часто бывает так, что руководитель хочет поймать двух зайцев сразу: провести систематизацию, одновременно управляя компанией и решая ежедневно рабочие вопросы. При таком подходе рано или поздно предприниматель идет на попятную: возвращается к обычной, рутинной работе и откладывает на потом принятие регламентов, разработку стратегии, выстраивание структуры и процессов. Также не следует пытаться самостоятельно систематизировать бизнес, лучше поручить это специалистам.
Этап 1. Управление потоком клиентов
Одна из важнейших составляющих бизнеса — поток клиентов. Без клиентов организация не сможет полноценно работать, прибыли не будет, руководитель не сможет выплачивать зарплату сотрудникам и закрывать другие расходы. Поэтому сначала нужно проанализировать деятельность компании за несколько месяцев по следующим показателям:
- число входящих заявок;
- число новых клиентов;
- количество сделок с действующими клиентами.
Только сравнивая показатели нескольких месяцев работы можно понять, хорошо ли работают менеджеры и оценить эффективность используемых рекламных инструментов. Чтобы двигаться дальше, нужно обеспечить стабильный поток клиентов и хороший уровень прибыли в компании. Если фирма теряет в доходах или бизнес и вовсе считается убыточным, заниматься систематизацией смысла нет.
Этап 2. Постановка целей
Теперь нужно прописать цели, как долгосрочные, так и краткосрочные. Часто предприниматели пренебрегают этим советом и занимаются лишь постановкой долгосрочных целей. Но фиксирование небольших успехов и достижений тоже важно для бизнеса: масштабных изменений можно добиться, лишь шагая маленькими, но уверенными шагами. Поэтому рекомендуется прописывать цели для ответственных лиц на каждый месяц. В работу на этом этапе уже можно включать руководителей отделов и ключевых сотрудников. Также стоит прислушиваться к мнению работников, иногда на ситуацию нужно взглянуть под другим углом.
Этап 3. Проработка бизнес-процессов
Только лишь на этом этапе можно начинать собирать информацию о всех бизнес-процессах, которые происходят в компании. Делать это нужно последовательно, не спеша: начиная от ежедневных рутинных задач, заканчивая глобальными производственными вопросами. На этом же этапе следует разработать регламенты, должностные инструкции, вспомогательные материалы — все, что нужно для того, чтобы работа в организации протекала максимально продуктивно и не требовала ежедневного контроля и присутствия руководителя.
Этап 4. Структурирование
На основе написанных бизнес-процессов необходимо заново построить структуру предприятия. Это нужно сделать потому, что часто после разработки бизнес-процессов выявляются интересные моменты. Например то, что некоторые сотрудники трудятся сверх нормы, выполняя не свои обязанности а другие, наоборот, делегируют свои задачи, срывают сроки и безответственно относятся к своим обязанностям. Возможно, функции работников придется заново пересмотреть в соответствии с должностями и подразделениями. Не исключена перестановка кадров.
Этап 5. Разработка документации
В документации тоже должен быть порядок. Поэтому документы следует обновить в соответствии с изменениями. Нормативные акты, должностные инструкции, регламенты и порядок проведения каких-либо процедур — все это необходимо пересмотреть и если требуется, перевыпустить. С обновленной документацией нужно ознакомить всех сотрудников. В некоторых ситуациях может потребоваться контрольная проверка знаний работников.
Этап 6. Внедрение управленческого учета
Чтобы руководитель мог принимать правильные управленческие решения, необходимо обеспечить постоянный контроль за доходами и расходами предприятия. Обязательно нужно внедрить систему расчета себестоимости изделий, которые производит и продает компания. Также необходимо следить за деятельностью фирмы изнутри: отмечать, кто и куда вносит информацию, как эта информация распределяется в организации, есть ли база знаний для сотрудников и где она хранится. Управленческий учет также предполагает наблюдение за уровнем стресса у сотрудников и внедрение методов по его снижению.
Этап 7. Управление персоналом
Без квалифицированных сотрудников трудно будет построить успешный бизнес. Поэтому необходимо заниматься вопросами поиска и отбора кандидатов. Оформление новых работников должно происходить по определенному сценарию. Периодически рекомендуется проводить обучения для персонала, выстраивать коммуникации между начальником и подчиненными, разрабатывать способы для мотивации сотрудников и внедрять методы для поощрения. При этом важно разработать систему оценки деятельности и эффективности труда рабочих.
Этап 8. Автоматизация бизнес-процессов
Только теперь можно приступать к испытательному этапу и пробовать запускать бизнес-процессы. Важно понимать, что тестирование бизнес-процессов не может проходить быстро и без сложностей. Чтобы запустить самый простой рабочий процесс внутри организации и обеспечить автоматизированное его выполнение, потребуется много тестовых запусков и кропотливая работа разработчиков и программистов. Параллельно с тестированием можно начинать обучение отдельных сотрудников и постепенно менять модель поведения работников через новую корпоративную культуру.
Подводя итоги
Необходимость проведения систематизации бизнеса рано или поздно появляется в любой компании. Наводить порядок в сложной, запутанной схеме работы в организации — всегда непросто, особенно если систематизация не проводилась никогда и предприятие работает уже несколько лет. Но чтобы бизнес масштабировался, развивался и приносил стабильный, высокий доход, нужно что-то делать и что-то менять. Если не проводить систематизацию, то в какой-то момент руководитель поймет, что его дело стало для него обузой. А это чревато последствиями: прибыли будет все меньше, компания потеряет рейтинг, мотивация сотрудников заметно снизится и организация не сможет избежать «текучки» кадров. Чтобы такого не произошло, следует периодически проводить систематизацию и оценивать текущее состояние бизнеса с помощью советов и инструкций, приведенных в этой статье.