Маркетплейсы – самый популярный вид торговли последних лет. Все большее количество людей делает заказы товаров на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркете и СберМегаМаркете. Эти площадки представляют собой тот же рынок, только в онлайн-формате.
Эксперты утверждают – в ближайшее время маркетплейсы продолжат стремительно развиваться. Их клиентская база возрастет. Приобщиться к тренду электронной коммерции сегодня возможно путем открытия пункта выдачи товаров (ПВЗ) той или иной площадки. Как сделать свой бизнес успешным и привлечь более обширную аудиторию – расскажем в нашем материале.
Сделать точку выдачи популярной
Открытие пункта выдачи маркетплейса – один из самых выгодных стартапов. На работу ПВЗ влияет целый ряд факторов, которые необходимо учесть при организации бизнеса.
Местоположение
Подбору локации нужно уделить самое пристальное внимание – от нее зависит более половины успеха. Лучшим местом расположения ПВЗ станут крупные города. Территориально они должны располагаться вблизи наиболее посещаемых социальных учреждений, торговых центров, крупных транспортных узлов, остановок, метро, парковок.
При этом точка выдачи может прекрасно функционировать, как в спальном районе города, так и в центре. Большим успехом пользуются отделения, которые работают на первом этаже многоквартирных домов или жилых комплексов.
Доступность – главный критерий выбора места под ПВЗ. Не нужно открывать офис в районах с низким автомобильным и пешеходным трафиком, вблизи лесных массивов, рек, промзон. Также неудачным соседством можно считать другой аналогичный пункт.
Помещение
Обычно у маркетплейса с которым планируется сотрудничество, есть свои утвержденные требования к тому, каким должно быть помещение. Приблизительный список параметров выглядит следующим образом:
- 1-й, 2-й или цокольные этажи здания, отдельное помещение;
- свободный вход;
- общая площадь от 20 квадратных метров, геометрия – желательно квадратной формы;
- наличие вентиляции, систем слежения, пожарной и охранной сигнализаций;
- хорошее освещение, потолки не ниже 2,5 метров;
- оснащенность эскалаторами, пандусом, лифтом, санузлом.
Желательно, чтобы выбранное в аренду помещение уже было изначально с хорошим ремонтом. Если это условие не будет соблюдено, какое-то время придется потратить на приведение его в порядок. Этот фактор отложит выход на самоокупаемость.
Формат
По формату пункты выдачи подразделяются на монобрендовые и мультибрендовые.
Монобрендовая точка оформляется в фирменном стиле площадки, с которой она сотрудничает. Маркетплейсы за такой подход в работе выплачивают своим партнерам повышенный процент. При этом они совсем не против того, чтобы такой пункт обслуживал еще одну платформу. Доход в таком случае возрастет. Но такой подход приветствуется далеко не всеми: Озон и Вайлдберриз дают возможность работать с другими маркетплейсами, Ламода и СДЭК – нет.
Мультибрендовый ПВЗ не ограничен одним интернет-магазином. Он представляется точкой, в которой можно забрать заказы из разных площадок. Такой формат дает больше возможностей для финансового роста: клиентопоток здесь выше, а каждый маркетплейс будет выплачивать свой процент от оформленных заказов.
График работы
В среднем срок окупаемости пункта выдачи – от нескольких месяцев до полугода. Чтобы ПВЗ стал рентабельным, его сотрудники должны работать по 12 часов ежедневно без выходных. В день необходимо выдавать минимум полсотни посылок.
Если по истечении шести месяцев точка не пересекает порог окупаемости, то есть смысл задуматься о ее нецелесообразности в соответствующем районе.
Клиентоориентированность
Во главе угла всегда должно стоять качественное обслуживание. В выдаче заказов не должно быть задержек, все сотрудники должны быть вежливыми, готовыми всегда прийти на помощь клиенту.
Профессиональный коллектив – залог успеха
От того, насколько тщательно подобран коллектив ПВЗ, зависит успех его работы. Как правило, коллектив пункта выдачи всегда небольшой – 2–3 человека. Поэтому в нем не должно быть случайных, не мотивированных сотрудников. Чтобы грамотно сформировать команду, при выборе кандидатов нужно учитывать:
- близость офиса и места проживания будущего сотрудника;
- готовность «обучаться на ходу», ведь на раскачку времени не будет;
- наличие хороших навыков работы за компьютером, умение обращаться с другой оргтехникой;
- готовность к переработкам, физической и моральной нагрузкам.
Чтобы для кандидата на должность не было сюрпризов в будущем, обо всех нюансах с ним нужно договориться еще на берегу: согласовать, как будут оплачиваться переработки, проходить поощрения и взыскания, распределение нагрузки, заключить договор о материальной ответственности.
Человек должен быть проинформирован о тонкостях работы сразу, что убережет работодателя от утечки кадров в будущем. Неподходящие на вакацию люди отсеются еще на этапе собеседования.
Нужно уделять должное внимание обучению начинающего специалиста. Желательно составить для него подробную инструкцию относительно того, как ему себя вести на рабочем месте: взаимодействовать с клиентами, распределять и принимать продукцию, вести товарный учет, выявлять ошибки и излишки продукции.
Без системы мотивации сотрудников не обойтись. В качестве поощрения, кроме фиксированной зарплаты, должны вводиться доплаты, имеющие прямую зависимость от рейтинга ПВЗ, скорости выдачи и приема товаров, а также оборота.
Работник пункта выдачи должен знать все существующие возможности увеличения своего дохода и пользоваться ими, быть заинтересованным в увеличении оборота ПВЗ. Если такой заинтересованности не будет, то есть вероятность, что он просто не будет к этому стремиться.
Подыскивать кадры лучше через открытие площадки с вакансиями. На первоначальном этапе будет достаточно одного сотрудника с пятидневным рабочим графиком, собственник бизнеса сможет его подменить на выходные. В последующем, по мере того, как проект будет развиваться, можно нанять еще одного – двух человек.
При оформлении сотрудника на работу лучше составить с ним краткосрочный трудовой договор с испытательным сроком и продлить его при необходимости.
Способы заявить о себе
Любой ПВЗ работает в тесной взаимосвязи с одним или даже несколькими маркетплейсами. Его посещаемость напрямую зависит от качества рекламной кампании, организованной этими торговыми площадками, а также собственной активности.
Чтобы заявить о себе в своем районе собственник пункта выдачи заказов может воспользоваться различными маркетинговыми инструментами продвижения. Один из офлайн-методов – привлечение к работе промоутера, который будет раздавать прохожим листовки с информацией о работе ПВЗ. Также действенным способом является вывешивание рекламного баннера на ближайшей остановке или непосредственно возле точки выдачи, рекламный ролик на радио и ТВ, общественном транспорте, публикация в печатных изданиях.
Среди основных инструментов привлечения клиентов в интернете можно назвать товарную рекламу. Она включает в себя ряд обширных каналов разгона трафика. Рассмотрим, какие из них считаются наиболее эффективными и приносят ощутимый результат. Можно выделить несколько таких источников:
- размещение точки ПВЗ на всех возможных картах (Яндекс и Google Карты, 2Гис и так далее);
- контекстная реклама. Ее основная особенность – горячая аудитория, ведь объявления показывают по запросам самого пользователя, который уже принял решение о покупке. Разделяется на показы в сетях, ретаргетированную (демонстрирует потенциальному клиенту рекламу сервиса, на сайт которого он уже заходил), смарт-баннеры (с индивидуальной подборкой товаров на основе предпочтений);
Пример контекстной рекламы
- таргетированная реклама и посевы в соцсетях. Посетителей может привлечь рекламный баннер, который перенаправит потенциального покупателя на сайт магазина;
Пример таргетированной рекламы в социальной сети ВКонтакте
- сайты-купонаторы. Этот способ рекламы особенно действенный для тематических площадок;
Ссылки на сайты-купонаторы в поисковой системе Яндекс
- реклама на сайте партнера. Это могут быть различные баннеры, полезные материалы, анонсы с призывом посетить сайт рекламодателя;
Пример рекламы на сайте-партнере
- сайты-агрегаторы. Один из самых простых способов популяризации товаров и услуг, на котором стоит остановиться подробнее. Его главные преимущества – отсутствие денежных вложений со стороны владельца ПВЗ и широкий охват аудитории.
Один из разделов сайта-агрегатора Яндекс.Маркет
Агрегаторы – надежные помощники
Площадки-агрегаторы выступают посредниками между производителем или продавцом продукции, а также клиентом. Маркетплейсы – агрегаторы через которые товары можно приобрести.
Агрегаторы всегда в ТОП поисковой выдачи, и это неслучайно. Они прекрасно ранжируются Яндексом и Гуглом из-за огромного числа ссылок, частой посещаемости и доверия клиентов к ним. Здесь выше и поведенческие факторы. Продолжительность сессии у маркетплейса в разы больше, чем в онлайн-магазинах.
Еще один плюс – информация, размещенная на таких агрегаторах, всегда актуальна. За этим следят администраторы, так как это влияет на посещаемость. Так что, сведения, опубликованные на этих ресурсах, обновляются чаще официального сайта компании-производителя.
На данный момент такие площадки – самый простой и надежный способ получить клиентскую базу. А учитывая, что все ПВЗ сотрудничают с маркетплейсами (монобрендовыми или мультибрендовыми), то у них всегда есть такой источник рекламы.
При этом существуют и риски, которые могут негативно сказаться на продвижении товара или услуги чрез такой сайт:
- недостаточные сведения в карточке товара или услуги, которые давали бы о них наиболее полное представление;
- неверные настройки на сайте-агрегаторе;
- невыгодные условия самой платформы и другие.
Снизить показатель невыкупа: как это сделать
Невыкупленные товары – всегда непредусмотренные затраты. Пока товар мертвым грузом лежит в пункте выдачи, деньги от его продажи не вкладываются в развитие. Заказ храниться до 30 дней и на весь этот временной промежуток прибыль замораживается. Как по максимуму избежать таких ситуаций? Есть пару эффективных методов:
- рассылка автоуведомлений клиенту о поступлении заказа. Они могут направляться на телефонный номер или электронную почту. Также менеджер ПВЗ может позвонить покупателю лично;
- взятие под контроль скорости выдачи и прием товара. Клиенты могут выражать недовольство из-за того, что не получили товары в срок, или с существенной задержкой.
В мире большой конкуренции собственнику ПВЗ просто необходимо знать о наиболее популярных методах привлечения клиентов. Сегодня наибольшие шансы остаться на плаву получает тот собственник бизнеса, который умеет грамотно и эффективно заявить о себе на рынке товаров и услуг. Все перечисленные методы – проверены сотнями предпринимателей. Результат налицо: от наплыва клиентов у грамотно организованных пунктов выдачи заказов нет отбоя.