Многие предприниматели, пережившие крах бизнеса, рассказывали, что первые звоночки о предстоящем кризисе они получали задолго до того, как все пошло наперекосяк. Получали, но не обращали внимания - слишком косвенными были признаки. Убытки, потеря репутации, падение продаж - это было потом. А начиналось все вполне безобидно. Давайте разбираться, на что обратить внимание, пока все хорошо, чтобы не попасть в просак и вовремя принять меры.
Признак 1 - вы медленно отдаляетесь от жизни компании
Раньше вы вставали ни свет ни заря, соколом летели на работу, а теперь предпочитаете проводить время на море, а в рабочие дни появляетесь в офисе к обеду? Это один из первых признаков стагнации. Да, согласимся: вы, на первый взгляд, уже можете себе это позволить. Бизнес-процессы отлажены и все работает как часы, причем и без вашего непосредственного участия. Можно, наконец, насладиться закономерными результатами труда и дать себе небольшую передышку.
Да, можно, если передышка и правда небольшая. Но когда это продолжается уже полгода-год, ни к чему хорошему это не приведет. И вот почему:
- вечно отсутствующий хозяин сильно расхолаживает коллектив. Работники включают простую и понятную логику: “Если уж руководителю ничего не надо, то нам тем более”. Сначала теряется мотивация, потом падает дисциплина, а вишенкой на торте становятся откровенные косяки и ошибки в работе;
- вы не генерируете новые идеи. Просто потому, что уже не погружены с головой в движуху. Если раньше, даже ложась спать, вы думали о бизнесе и планах на будущее, то теперь все не так;
- вам начинает казаться, что так и надо. Все работает и без вас, работает неплохо. Прибыль идет, бизнес развивается. Но это только пока. В наше время для того, чтобы стоять на месте, нужно бежать. Если не развиваться, рынок, рано или поздно, оставит вас на обочине жизни. Эта мысль красной нитью будет проходить через всю нашу статью.
Что делать в такой ситуации? Ответ прост - взять себя в руки и с головой окунуться в бизнес. То, что у вас море свободного времени - очень хорошо. Это значит, что можно с головой уйти в новые проекты, реализовать смелые идеи. Нет настроения или желания - найдите внешний мотиватор. Почитайте книги, посетите тренинги или курсы - главное - действовать. Начать почивать на лаврах успеете всегда.
Формула успеха
Признак 2 - из коллектива начали уходить ценные работники
Вообще все, что происходит с вашей командой - отличный маркер состояния компании. Многие кризисы начинались именно с проблем в коллективе. И часто процесс стартует именно с ухода лучших работников.
Сотрудники, которые тянут на себе весь процесс, обычно работают на энтузиазме. Это один из самых мощных мотиваторов, который только можно придумать. Многие даже готовы немного поступиться зарплатой, лишь бы заниматься любимым делом и работать в классной команде. Но такие люди всегда мыслят глобально и думают о судьбе компании. Главное, что им нужно - это перспектива. Если нет перспективы - энтузиазм постепенно сходит на нет.
Посредственный сотрудник думает, в первую очередь, о своей зарплате. Пока ее платят, он никуда не уйдет. Ну или уйдет туда, где оклад больше. Перспективы мало его интересуют. В отличие от энтузиаста, он не готов немного подождать, пока дела пойдут в гору и зарплата вырастет. Хорошие работники мыслят совершенно иначе и мотивация у них другая. Им нравится работать и видеть, как результат отражается на общем деле. Если этого не происходит - они уйдут в другое место, где смогут профессионально реализоваться и найдут поддержку руководства, которое оценит успехи.
Подытожим. Когда из компании начали уходить настоящие профессионалы - это повод призадуматься. Обязательно спрашивайте причину ухода и интересуйтесь, можно ли сделать так, чтобы человек остался. Вам с удовольствием все расскажут и объяснят. Если причина не в деньгах, а в отсутствии перспектив - нужно что-то менять. Это - еще один звоночек.
Уровень текучести кадров по индустриям
Признак 3 - вы все чаще думаете о бизнесе в прошедшем времени
Буквально: эх, как же хорошо было раньше. И начинаете вспоминать, как вы все это начинали, какие были трудности и преграды и как красиво их преодолевали. Думаете о прошлых свершениях, грандиозных проектах, воплощенных в жизнь. Даже от мысли о допущенных по неопытности ошибках на душе становится тепло и приятно.
Все это - еще один признак надвигающихся проблем. Косвенный, неприметный, но очень явный. Если мысли о прошлом доставляют удовольствие, значит, в настоящем нет ничего интересного. Не происходит абсолютно ничего, что доставляет вам радость. Даже хорошие деньги отходят на второй план.
Так получается из-за отсутствия новых целей. Ставить задачи и достигать их - основа не только бизнеса, но и жизни в целом. Если вы занимаетесь только привычной рутиной, волей неволей загрустите о том, как же интересно было раньше. Что делать? Да вы и сами прекрасно знаете. Заскучали и предаетесь ностальгии - пора брать новые вершины. Самое время подумать о развитии и вывести дело на новый уровень. Иначе через некоторое время будете вспоминать, какой классный у вас был бизнес.
Правила поставновки целей
Признак 4 - сотрудники перестали ходить на корпоративы
Вот уж точно бы не подумали, верно? Тем не менее, нежелание коллектива проводить совместный досуг - верный признак надвигающегося кризиса. Помните, как было раньше: стоило только свистнуть, и все уже сдают деньги на очередной поход на шашлыки в ближайшую лесополосу. Даже дни рождения праздновались всей командой с вами во главе.
А теперь что? Работники отказываются даже от бесплатной новогодней гулянки в модном ночном клубе. А ведь еще несколько лет назад были готовы пойти за свой счет только ради того, чтобы пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. Сейчас же шепчутся в курилке: “Да кого я там не видел? Они и на работе мне уже вот где (жест рукой около шеи)”.
В общем, когда такое происходит - самое время насторожиться. Вообще для коллектива это естественно. Сначала никто друг друга не знал, все хотели познакомиться поближе. Со временем интерес поутих - это нормально. Но все же коллектив нужно расшевелить. Придумайте новые форматы встреч вне работы, чтобы сотрудники могли узнать друг друга с другой стороны. Съездите в боулинг, организуйте поездку на пейнтбол. Такие вещи могут помочь сплотить коллектив и вырулить из кризиса. Главное - не пускать дело на самотек.
Признак 5 - много недосказанностей между партнерами
Или наоборот, сплошные претензии друг к другу. Плохо и то, и другое. Если напарник, ни с того, ни с сего, перестал делиться с вами своими соображениям - это очень плохой признак. Возможно, он обдумывает варианты ухода и уже начал подготавливать почву. Помните, как на старте всего предприятия вы спокойно могли созвониться или списаться среди ночи, чтобы обсудить новую идею? Если это осталось в прошлом - значит, кто-то из партнеров потерял интерес к делу.
Другая крайность - вечные разногласия и отсутствие точек соприкосновения. Вы расходитесь по большинству принципиальных вопросов, а к решению прийти не можете. Один сплошной затянувшийся конфликт.
Единственное, что можно посоветовать в этой ситуации - сесть за стол переговоров. Раскройте друг другу карты, спокойно обсудите все разногласия. Будьте готовы уступить друг другу. Иначе партнер, совершенно неожиданно, может оказаться бывшим.
Алгоритм подготовки к переговорам
Признак 6 - в коллективе наступило сонное царство
Нет, работники, конечно, не спят за столами в офисе. Речь идет о том, что команда не развивается и все просто топчутся на месте. Если раньше сотрудники пытались себя проявить, работали за троих и старались произвести хорошее впечатление на руководителя, то теперь просто выполняют свои обязанности и даже не пытаются делать это лучше. Третий сорт - не брак, говорили они.
Что делать? Мотивировать, мотивировать и еще раз мотивировать. Такое “болотце” в будущем принесет вам гораздо больше проблем, чем может показаться на первый взгляд. Сначала сотрудники начнут работать через пень-колоду, потом просядет дисциплина. Если вовремя не пресечь это явление, последствия могут быть необратимыми. Вот несколько советов о том, как расшевелить коллектив:
- организуйте обучение. Свежие мысли хорошо мотивируют работников - им хочется применить полученные знания на практике;
- введите систему поощрений и наказаний. Награждайте отличившихся работников и штрафуйте смутьянов;
- сделайте перестановку в команде. Пусть люди попробуют что-то новое;
- устройте приток свежей крови. Возьмите на работу одного или нескольких новых специалистов - это может стать импульсом к перезагрузке всего коллектива.
Данные опроса о способах мотивации
Признак 7 - вы начали делать шаги назад
Приведем пример. Вы долго и упорно шли к тому, чтобы организовать для клиентов бесплатную доставку товаров до квартиры, а теперь решили снова брать за это деньги. Или, наконец-то, вышли в сегмент топовых товаров и услуг, а теперь решили откатить ситуацию и вновь перешли на ширпотреб. Так делать не нужно - это еще один признак того, что скоро все будет еще хуже. Сегодня отменили бесплатную доставку, а завтра начнете брать деньги за упаковку. Тут стоит только начать.
Да, в краткосрочной перспективе это может показаться выходом из ситуации, но стратегически решение сдать позиции неверно в корне. Рано или поздно рынок отреагирует на такие выкрутасы и вы окажетесь без конкурентных преимуществ. А соперники, решившие идти до конца, окажутся на коне. Поэтому, если у вас начали закрадываться мыслишки о том, чтобы поступиться качеством или сервисом, пусть даже чуть-чуть - гоните их прочь и сделайте все возможное, чтобы этого избежать. Иначе потеряете репутацию, только и всего.
Признак 8 - вы перестали учиться сами и не прокачиваете персонал
Потому что начали думать, что все и так уже профи. И все было бы хорошо, если бы не одно “но”. Рынок не стоит на одном месте - здесь постоянно появляются новые тенденции. Если не держать руку на пульсе, есть риск в один прекрасный день пропустить важные изменения. Все уже давно работают по новому, а вы только узнали.
Поэтому никогда не пренебрегайте обучением коллектива и прокачкой личных скилов. Да, это стоит денег, но такие инвестиции всегда с лихвой окупаются. Причем учиться нужно не от случая к случаю, а системно. Даже простые выезды на конференции и семинары способны задать новый ход мыслей и вам, и сотрудникам.
Не допускайте распространенную ошибку и не отправляйте учиться одних и тех же сотрудников. Пусть кусочек пирога достанется каждому. Распределите коллектив на небольшие группы и посылайте их на курсы. Так дешевле и эффективнее.
Формы обучения и повышения квалификации персонала
Признак 9 - вы перестали рисковать
Разумный риск в бизнесе жизненно важен. Если бы Стив Джобс в свое время не рискнул, возможно, современный мир не знал бы, что такое смартфон. Над создателями метро тоже когда-то шутили и смеялись. Ну что за бред - пускать поезда под землей и возить в них людей! Понятен ход мысли?
Если все новые идеи вызывают активное отторжение - это тоже признак стагнации. Вспомните, как было раньше. Вы без раздумья кидались на амбразуру и затевали новые проекты один за другим. И ведь получалось! А теперь будет получаться еще лучше, ведь у вас есть бесценный опыт и вы с ходу способны определить, выгорит дело или нет.
Сноска: не отвергайте сходу все идеи, предложенные сотрудниками. Да, всегда проще ответить, что мы не умеем, нам невыгодно и вообще тут нет перспектив. Но, во-первых, так работники перестанут генерировать идеи, а во-вторых, будут знать, что их мнение ничего не значит. Всегда обсуждайте новое, даже если, на первый взгляд, мысль выглядит так себе.
Подытожим
Если мы вас напугали, можете выдохнуть. Совершенно не обязательно, что наличие какого-то признака приведет к неминуемому краху бизнеса. Это просто повод задуматься и вовремя принять меры. Болезнь всегда проще предупредить, чем ее лечить.
Но если вы обнаружили у себя почти полную обойму вышеперечисленных проблем - это основание для того, чтобы насторожиться. Многие предприниматели отдали бы все за такую подсказку и, возможно, спасли свою компанию. У вас такая подсказка есть. За дело!