Статистика неумолима — порядка 40% потенциальных клиентов интернет-магазинов отказываются оформлять заказ, если их не устраивают условия доставки. Объемы продаж стандартно оставляют желать лучшего, если товар доставляется с опозданием или в поврежденной упаковке. Даже несмотря на высокое качество и привлекательную стоимость.
Когда же покупатель получает заказанный продукт вовремя в целости и сохранности, вероятность совершения им повторной покупки существенно возрастает. Поэтому в сегодняшней статье мы выясним, как организовать прибыльную систему доставки для интернет-магазина. А также дадим несколько рекомендаций начинающим предпринимателям по выбору стратегии.
Выбор типа доставки товара
Каждый продавец выбирает для себя оптимальный способ доставки, отталкиваясь от характеристик реализуемого продукта. Ведь доставлять бытовую технику или продукты питания — не одно и то же. Соответственно в процессе планирования логистики необходимо провести тщательный анализ.
Определение вида продукта и его особенностей
По сути все доставляемые товарные позиции можно подразделить на несколько групп:
- Продукты питания: скоропортящиеся, требующие особых условий хранения, нетребовательные с продолжительным сроком годности, разливные и бутилированные напитки.
- Небольшие по размеру, но хрупкие позиции: стеклянные и керамические изделия, ювелирные украшения, мелкая бытовая техника и электроника, осветительные приборы.
- Крупная бытовая техника: холодильники, телевизоры, стиральные машины.
- Косметические средства и бытовая химия: декоративная и лечебная косметика, моющие и дезинфицирующие составы.
- Предметы гардероба и обувь: одежда для детей и взрослых.
- Печатная продукция: книги, газеты, журналы.
- Мебель.
- Стройматериалы и многое другое.
Проще говоря — все товарные позиции условно подразделяются на съедобное/несъедобное, скоропортящееся/не скоропортящееся, с особыми условиями хранения/доставки и без. При этом чем дольше по времени будет занимать процесс транспортировки продукта до конечного покупателя, тем дороже он обойдется самому продавцу. Доставка оказывает непосредственное влияние на итоговую цену товара и прибыльность бизнес-проекта в целом.
Так например, обычную трикотажную футболку продавец может без проблем отправить покупателю через «Почту России». Товар при этом помещается в стандартную упаковку, которая и оплачивается предпринимателем при отправке. Плюс непосредственно почтовые затраты.
Если же отправить клиенту предстоит что-то хрупкое (еще и в большом объеме), без специалистов не обойтись. Бизнесмену придется оплачивать работу профессиональных грузчиков, которые гарантируют сохранность изделий при погрузке и транспортировке.
Интернет-магазин подарков Notta & Belle гарантирует покупателям доставку товаров в целости и сохранности. При обнаружении повреждений клиенту возвращают потраченные на покупку средства
Экономия на привлечении специалистов и соответствующего транспорта при перевозке «требовательных» товарных позиций — не лучшее решение. В процессе некачественной перевозки можно потерять сам продукт или его часть. Что в ряде случаев может грозить торговой компании серьезными убытками. Если перевозимый груз относится к категории дорогостоящих.
Плюсом ко всему, получив поврежденный товар, покупатель вряд ли захочет снова покупать продукт в вашем интернет-магазине. Репутация продавца основательно пострадает.
Оценка расходов на транспортировку
Подсчет расходов на транспортировку — обязательный этап в процессе подбора типа доставки для интернет-магазина. Здесь предпринимателю необходимо детально проанализировать все статьи затрат, входящих в доставку по максимуму:
- Стоимость доставляемых товарных позиций.
- Сумму страхового возмещения.
- Цену упаковки и соответствующих материалов.
- Оплату услуг специалистов (грузчиков).
- Аренду или приобретение транспортного средства.
- Горючее и другие расходники.
Только суммировав все вышеперечисленные пункты можно понять, подходит или нет определенный тип доставки для вашего бизнес-проекта. Сможете ли вы оплачивать труд наемных рабочих и аренду автомобиля (другого вида транспорта) ради сохранности транспортируемого товара.
Возможно, если интернет-магазин продает не скоропортящийся и нетребовательный в хранении и перевозке продукт, целесообразно будет обойтись своими силами. Чтобы сэкономить средства без потери качества доставляемого товара.
Небольшим интернет-магазинам целесообразно доставлять малогабаритный не скоропортящийся товар «Почтой России» или с помощью службы доставки «СДЭК»
Организация доставки товаров из интернет-магазина
Проанализировав особенности реализуемого продукта, следует определить приоритетное направление работы компании по части доставки. Выявить позиции, на которые будет задаваться акцент при организации транспортировки. К таковым могут относиться:
- Оперативность доставки в пределах региона.
- Надежность (сотрудник курьерской службы точно выполнит задачу, заказанный продукт не потеряется в дороге, не получит повреждения).
- Цена упаковки и перевозки (не обходятся ли данные действия дороже самого товара).
- Географические особенности транспортировки (так например, выгоднее будет заключить соглашение с транспортной компанией, работающей по всей стране, нежели привлекать к сотрудничеству организации, доставляющие товар в пределах города).
Актуальные способы доставки для интернет-магазинов
Теперь в подробностях рассмотрим каждый из доступных способов доставки товаров для интернет-магазина. Выделив их особенности и преимущества, можно подобрать оптимальный вариант для своего бизнес-проекта.
Курьерская доставка
Доставка заказанных товаров с помощью курьерской службы — один из наиболее распространенных методов. Особенно актуален для работы внутри города. В качестве достоинств следует выделить:
- Быстроту, надежность.
- Простоту организации.
- Возможность проверить товар для клиента.
Представители курьерской службы чаще всего перемещаются по городу на автомобилях, велосипедах или общественном транспорте. В мегаполисах (где есть метро) также практикуется доставка заказов до определенной станции.
Организация собственной курьерской службы — дело весьма затратное. Особенно на начальном этапе, когда интернет-магазин еще не наработал достаточное количество клиентов.
Поэтому предпринимателю в первую очередь следует обратить внимание на компании, оказывающие услуги в данной сфере. Например — Яндекс Go.
Яндекс Go — доставляют товары по всей России, организуют срочную доставку в рамках города
Основные особенности доставки заказов с помощью курьерской службы:
- Оперативность. Заказанные товарные позиции доставляются в день оформления покупки.
- Надежность. Представителей курьерской службы легко контролировать, что обеспечивает достаточно высокую выкупаемость.
- Увеличенная стоимость реализуемого продукта. За удобные условия доставки клиенты с готовностью переплачивают. Особенно из числа жителей крупных мегаполисов.
- Возможность оценить заказанный товар до проведения оплаты. Когда курьер доставляет заказчику продукт, тот осматривает его на предмет наличия повреждений, при необходимости примеряет. И только после этого рассчитывается за покупку, если его все устраивает.
Курьерская доставка — один из наиболее распространенных и доступных способов доставки товара заказчикам. Взять его на вооружение стоит не только начинающим, но и уже опытным предпринимателям.
Условия курьерской доставки от интернет-магазина нижнего белья ARDI
Доставка при помощи такси
Еще один удобный способ отправки товаров покупателям. Актуален для интернет-магазинов, реализующих продукты питания, цветочную продукцию, подарки и даже небольших по габаритам предметов мебели.
Метод доставки товарных позиций с помощью такси имеет немало преимуществ:
- Является оптимальным для интернет-магазинов с ограниченным ассортиментным рядом.
- Позволяет вернуть деньги в случае утери или порчи товаров при транспортировке.
- Дает возможность покупателю отслеживать маршрут курьера.
- Отказаться от найма на постоянной основе специалистов (грузчиков).
- Обходится продавцу сравнительно недорого.
При этом из недостатков способа следует отметить необходимость закладывать стоимость доставки в итоговый ценник продукта. А также вероятность «подмочить» репутацию из-за недобросовестности курьера.
Постаматы
При онлайн-оформлении приобретения покупателю можно предложить забрать заказ из постамата. При условии, что клиент не хочет получить его прямо здесь и сейчас. А также, если товарные позиции по размерам и условиям транспортировки подходят для доставки данным способом.
На сегодняшней день на территории нашей страны действуют такие системы постамат-доставки: PickPoint, «Сберлогистика», 5Post.
Интернет-магазина нижнего белья ARDI также предлагает своим клиентам забрать покупки в постамате
Доставка через «Почту России»
Данным способом можно осуществлять доставку товаров в любой регион. При этом важно учитывать, что в среднем по России транспортировка занимает порядка 10 дней. Плюс время, которое сам клиент потратит, чтобы забрать заказ в почтовом отделении.
Кроме того, получив заказанный продукт по почте, заказчик может от него отказаться (или вообще не прийти за посылкой). Тогда на возврат товара обратно интернет-магазину уйдет больше месяца, если считать с момента начальной отправки. Сопутствующие расходы закономерно лягут на плечи предпринимателя-продавца.
Тем не менее у пересылки товарных позиций «Почтой России» есть и немало достоинств:
- Умеренная стоимость.
- Оперативность при оформлении доставки 1-м классом.
- Надежность. Заветная посылка крайне редко не попадает в руки адресата.
- Возможность отправлять заказы даже в отдаленные регионы страны.
При организации доставки предпринимателю следует обратить внимание на почтовые отделения, которые специализируются конкретно на оказании услуг ИП и юридическим лицам.
Услуги транспортных компаний
Сотрудничество с транспортными компаниями позволяет доставить заказ покупателю гораздо быстрее, если сравнивать с «Почтой россии». Оптимально решение для торговых организаций, реализующих крупногабаритные товары большими партиями.
Основное неудобство заключается в том, что перевозимый продукт доставляется непосредственно в город на склад (не в определенный район, как в почтовом отделении). А со склада его уже забирает сам заказчик. Зато транспортировка осуществляется намного быстрее. Остается решить, каким образом довезти товар до конечного потребителя, если он живет где-нибудь в отдаленной пригородной зоне.
«Байкал Сервис» — транспортная компания, осуществляющая доставку товаров по России (в том числе и для интернет-магазинов)
Кроме скорости ведущим достоинством доставки с помощью транспортной компании является высокая надежность. Контроллеры, отслеживающие перевозку груза, бдительно следят за тем, чтобы он был доставлен в целости и сохранности.
Самовывоз
Этот способ многие интернет-магазины также предлагают своим клиентам. Довольно выгодное решение при продаже продукции на небольшую сумму. Ни продавцу, ни покупателю не приходится оплачивать транспортировку заказанного товара. Плюсом ко всему, клиент может забрать его в любое удобное для него время.
Обратите внимание, если торговая компания не имеет собственных помещений под организацию пунктов выдачи, ее владельцу целесообразно воспользоваться услугами соответствующих фирм, предоставляющих специализированные пункты самовывоза.
Основной минус организации данного способа — большое количество невыкупленных товарных позиций. Предпринимателям приходится многократно напоминать клиентам о необходимости забрать заказанный товар. К сожалению, нередко напоминания так и не дают нужного результата.
Организация самовывоза заказанных товаров позволяет ощутимо сэкономить на транспортировке, но предполагает наличие площадей для хранения продукта
Нюансы организации самовывоза:
- Отсутствие финансовых вложений в транспортировку продукта при наличии складского помещения.
- Большинство клиентов все-таки забирают заказанный товар и делают это достаточно быстро.
- Если бизнесмен пользуются услугами специальных компаний, организующих пункт самовывоза, ответственность на себя берут именно организаторы.
Типичные ошибки при организации доставки товара из интернет-магазина
Организация перевозки товаров конечному потребителю — ответственный этап для любого предпринимателя, развивающего бизнес-проект в сфере eCommerce. Не удивительно, что многие начинающие бизнесмены допускают в этом деле ошибки и недочеты. Основные из них представим ниже.
- Слабый контроль за представителями курьерских служб. Отслеживать их действия далеко не всегда представляется возможным. Поэтому при выборе партнеров следует присматриваться к серьезным организациям с хорошей репутацией.
- Нарушение обещаний (по сути — договоренностей). Когда продавец предоставляет клиенту информацию о сроках доставки продукта, но не соблюдает их. Задерживает товар на несколько дней, требуют оплатить большую сумму за перевозку и тому подобное. В данном случае предприниматель сам нарушает установленные правила. Из-за чего бизнес может серьезно пошатнуться. Лучше заранее установить более продолжительный срок доставки и точно указать ее стоимость, нежели неминуемо потерять большинство клиентов.
- Скрытые платежи. Нередко покупателю доставляют товар и при этом требуют доплатить, например, за его подъем на 7 этаж или габариты самого изделия. Но по факту предварительно клиенту об этом не сообщалось, информация о доплате на сайте отсутствует. В таком случае заказчик (если не готов платить дополнительно) может попросту отказаться от получения заказа. В такой ситуации в проигрыше окажется интернет-магазин, которому придется «в холостую» катать товар туда/обратно.
Во избежание недопонимания все нюансы доставки следует отобразить в условиях на сайте. В противном случае клиент может отказаться от заказанного товара
Краткое резюме
В заключении представим несколько полезных рекомендаций по организации доставки товаров клиентам интернет-магазинов. Следуя им, вы сможете заранее рассчитать расходы на транспортировку и подобрать для своего бизнес-проекта максимально выгодный вариант (или сразу несколько):
- Покупателю нравится выбирать. В том числе и подходящие условия доставки. Поэтому предоставить на сайте интернет-магазина несколько вариантов транспортировки — весьма удачное решение.
- На начальных этапах ведения бизнес-деятельности стоит отдавать предпочтение работе по предзаказам. Что даст возможность забирать товар после проведения оплаты клиентом.
- А значит — удастся неплохо сэкономить на аренде или покупке складских помещений.
- Отслеживать доставку грузов на большие расстояния крайне затруднительно проводить самостоятельно. Чтобы избежать многочисленных проблем, эту задачу стоит доверить специалистам — логистическим компаниям.
- Отказываться от работы с наложенными платежами определенно не следует. Именно такой способ оплаты повышает доверие потенциальных потребителей.
Ну и конечно же — всегда прописывайте точную стоимость доставки в общей информации на сайте компании. Малейшая неточность в данном моменте может спровоцировать недовольство клиента (если в итоге ему придется заплатить больше за доставленный товар).