Эту фразу сказал Стив Джобс, а уж он точно знал толк в бизнес-философии. Ему принадлежит еще одна расхожая фраза: “Если мне не хватало денег, я садился думать, а не бежал их зарабатывать”. Иногда работа 24 часа в сутки может не принести желаемого результата - вы просто упретесь в потолок физических возможностей. Нужно начать мыслить глобальнее. Мы подобрали для вас 8 рабочих рекомендаций, как это сделать.
Займитесь новыми идеями, а не погружайтесь с головой в текучку
Иногда кажется, что чтобы поправить дела или вывести бизнес на новый уровень, нужно больше работать. Причем буквально: раньше вставать, больше времени проводить в офисе, работать с документами и усилить контроль за персоналом. Однако это может стать западней. Нам нужны не количественные показатели, а качественные. Вряд ли хорошая идея придет в голову в тот момент, когда вы стоите в очереди в налоговую или устраиваете разбор полетов менеджерам.
Чтобы совершить качественный скачок, понадобится выкроить время для обдумывания планов развития. Для начала можно тратить на это час-другой в течение рабочего дня или даже пару раз в неделю. Займитесь этим в формате мозговых штурмов с коллегами - так будет эффективнее. Знаете, как нобелевские лауреаты А. Гейм и С. Новоселов открыли графен? Говорят, у Гейма в лаборатории была традиция, когда ученые просто собирались и развлекались, ставя самые дурацкие эксперименты. И как-то раз один из них взял графитовый стержень от карандаша, обмотал его канцелярским скотчем, а что прилипло, стал рассматривать под микроскопом. То, что он там увидел и позволило совершить открытие, удостоенное Нобелевской премии.
Такой подход можно с успехом применять и в бизнесе. Не стоит бояться смелых мыслей и решений - именно они могут сделать вас миллионером. Главное - выкроить время для экспериментов и начать. Если из 10 идей выстрелит одна - уже хорошо.
Максимально освобождайте себя от рутины
Продолжаем предыдущую мысль. Чем больше времени вы посвятите стратегии и планам будущего развития, тем лучше. Но как это сделать без ущерба для дела? Как ни парадоксально, но никакого ущерба не будет. На первый взгляд кажется, что если оставить все должности в своей компании, то все, непременно, пойдет наперекосяк. Объясним на примере.
Два партнера решили открыть кафе. Взяли в аренду помещение, закупили оборудование, оформили все нужные разрешения. А для экономии решили не нанимать персонал, а трудились сами. Образование и опыт позволяли - ребята всю жизнь проработали в общепите. А в качестве конкурентного преимущества решили проводить разные мероприятия: выступления музыкантов, творческие вечера и кинопоказы.
Дело очень быстро запустили и начали принимать гостей. Их, прямо скажем, было немного - ребята еле-еле вышли на самоокупаемость. И уперлись в потолок - никакого роста несколько месяцев. Организовывать мероприятия было некогда - парни от зари до зари пахали на кухне и обслуживали клиентов. Тогда партнеры решились на смелый шаг: нанять работников вместо себя, хотя платить им было, фактически, нечем. Финансы позволяли протянуть лишь пару месяцев в таком режиме.
Зато времени на разработку стратегии и реализации задуманного освобождалось бы вагон. Взвесив все за и против решено было делать. Риск, конечно, велик, но и терять практически нечего. В итоге решение оказалось спасительным. Благодаря ему клиентов стало куда больше и прибыли, соответственно, тоже. Культурные мероприятия сделали свое дело и число посетителей сильно подросло. Денег стало хватать не только на зарплату нанятым сотрудникам, но и с избытком оставалось на жизнь и развитие бизнеса.
До тех пор, пока вы погружены в рутину и не можете полноценно заняться стратегией, качественный рывок может не наступить. Да, кому-то везет и можно проснуться миллионером не делая ничего особенного. Но это исключение. Большинству нужно крутиться и предлагать рынку что-то новое. Для этого нужны свежие идеи, которые требуют свободного времени.
Постоянно обучайтесь
Новые тенденции в бизнесе появляются постоянно. Еще несколько лет назад высшим пилотажем считалась реклама с максимальным охватом аудитории. Обычно это были местные и федеральные СМИ - телевидение, радио и печатные издания. Реклама у них стоила дорого, а вот отклик был небольшим. С появление интернета и облачных технологий картина изменилась. На первый план вышло понятие целевой аудитории - людей, потенциально заинтересованных в товаре или услуге. Маркетинг стал совершенно другим - узкотаргетированным и направленным на конкретную публику.
Но даже с тех пор все успело сто раз поменяться. На смену SEO-текстам пришел контент-маркетинг, усилилась нативная реклама и много других фишек.
Все это мы рассказываем для того, чтобы стало понятно: новые тенденции появляются чуть ли не каждый день, и предпринимателю нужно быть в курсе событий. Те, кто продолжают работать по старинке, рано или поздно уходят с рынка. Именно поэтому обучение и прокачка мозга должны стоять на первых позициях.
Какое выбрать обучение? Лучше работать по всем фронтам:
- посещайте семинары, конференции и другие мероприятия;
- проходите курсы интернет-маркетинга, основ продаж и так далее;
- читайте специальную литературу - ее сейчас в избытке. Стоит обратить внимание на зарубежных авторов - часто они более продвинуты в вопросах бизнеса;
- следите за новостями. Подпишитесь на рассылку нескольких интернет-изданий, специализирующихся в вопросах маркетинга и продаж. Каждый день выделяйте время на то, чтобы ее читать;
- общайтесь с коллегами и партнерами по бизнесу. Обмен идеями - это всегда хорошо.
Все полученные знания старайтесь применять на практике. Не забывайте про персонал - его тоже нужно прокачивать.
Работайте над созданием команды, с которой добьетесь успеха
Не бывает маленьких ролей, бывают маленькие актеры. С сотрудниками все тоже самое. Даже простой менеджер по продажам играет важную роль. Работники - это звенья одной цепи. Поэтому вам нужен не просто набор специалистов, а слаженная команда, работающая, как единый организм. Есть слабое звено - эффективность всей цепочки снижается.
Скажем банальную, но абсолютно справедливую истину: сотрудники должны быть замотивированы. Лучше, если идеологически: ради общего дела работают с большей отдачей. А если все это еще и хорошо оплачивается - вообще красота. Дадим несколько советов:
- не допускайте появления в команде случайных людей. В идеале человек должен заниматься тем, что ему интересно - ищите именно таких;
- станьте лидером коллектива. Вы - пример для своих сотрудников. Когда руководитель пользуется уважением и авторитетом, может повести за собой - это замечательно;
- разработайте корпоративную философию и доведите ее до всех сотрудников;
- требуйте от людей максимальной самоотдачи;
- вовремя решайте конфликтные ситуации;
- всегда выслушивайте своих работников, даже неопытных;
- используйте сильные качества каждого сотрудника.
Ставьте глобальные цели
Если вы работаете только ради денег, то никогда не покорите Олимпы бизнеса. Все великие бизнесмены всегда работали ради чего-то большего, чем банальное финансовое благополучие. Может, это прозвучит пафосно, но они хотели сделать мир лучше. Приведем еще один пример.
Допустим, вы продаете электроинструменты - дрели, лобзики и перфораторы. Но человеку не нужна дрель. Он хочет сделать отверстие в стене. Но и отверстие ему не нужно - он собирается повесить картину. Но даже картина не так необходима. Хозяин собирается сделать свое жилище уютным и комфортным. Так его мир станет лучше. Поэтому нужно осознать: вы продаете не дрель, а уют и комфорт. Это нужно учитывать при постановке целей. Когда вы это поймете, изменится все: и подход к бизнесу, и общение с клиентом и все остальное. Вы продаете вещи для души, даже если это дрель.
Займитесь раскруткой бренда
Если имя вашей компании у всех на слуху - это уже половина успеха. Все ресурсы, вложенные в продвижение торговой марки окупаются с лихвой. Возьмите в пример раскрученных блогеров и звезд ютуба. Там вообще отсутствует продукт как таковой - работает чисто бренд, причем личный.
Вернемся к Стиву Джобсу. Его яблоко, надкушенное с одной стороны, знает весь мир. Люди готовы платить немалые деньги за то, чтобы на их смартфоне красовался знаменитый символ. В интернете даже есть шутки на эту тему: мол, 10% цены айфона покупатель платит за сам смартфон, а 90% - за яблочко.
Как Джобс этого добился? Да все просто. Покупатели знают, что “Apple” - не просто бренд, это особая философия. За каждой торговой маркой должен стоять символический капитал, за который и платит потребитель. Прям как с дрелью. Нужен не смартфон, а причастность к этой философии.
Даже если вы владелец небольшого интернет-магазина, вам тоже такое под силу. Нужно просто подвести под бренд идею и наполнить его содержанием. Вспомните знаменитые торговые марки и вы поймете, что к чему.
Старайтесь чаще абстрагироваться от ситуации и смотреть на бизнес со стороны
А иначе рискуете не увидеть за деревьями леса. Если долго вариться в собственном соку - глаз начинает замыливаться и многие недостатки становятся незаметными. Попробуйте поставить себя на место покупателя и посмотрите на свой бизнес. Зайдите на сайт, побродите по разделам меню. Все, что не нравится, постарайтесь устранить.
Посмотрели? А теперь сделайте то же самое, только на этот раз взгляните на все глазами конкурента. И тоже сделайте выводы.
Попросите сделать тоже самое сотрудников, а потом друзей и знакомых. Все недостатки, которые они увидят, запишите на бумаге и, при случае, проработайте. Многие из них могут оказаться настолько критичными, что будут мешать вам продавать больше. Просите людей говорить правду и сами готовьтесь выслушивать конструктивную критику. Иногда это болезненно, но необходимо.
Ищите источники вдохновения
Вы бизнесмен, а не поэт или художник, поэтому прогулки по живописным местам или поход в Эрмитаж вряд ли вдохновят вас на свершения. Хотя как знать. Обычно предприниматели черпают вдохновение в других вещах:
- общение с единомышленниками. Даже простая встреча с коллегами по бизнесу может принести массу новых идей. Дело не только в новой информации. Вы учитесь у партнеров подходу к делу, заряжаетесь их энтузиазмом и энергетикой;
- биографии успешных бизнесменов. Каждый, кто пробовал читать такую литературу отмечал, что после этого хочется свернуть горы. Оказывается, что все великие предприниматели были простыми людьми, как мы с вами. Просто они были чуть упорнее и настойчивее. А никаких секретных рецептов успеха не существует. Что под силу им - под силу и вам;
- обучение. Даже самые заштатные курсы могут придать вдохновения. Руки сами зачешутся применить полученные знания на практике, причем, немедленно;
- отдых. Позволяет подняться над ситуацией и спокойно все обдумать. Кроме этого, после отпуска вы можете посмотреть на вещи свежим взглядом и увидеть то, чего раньше не замечали;
- конкуренция. Здоровое соперничество заставляет мобилизоваться и стать лучше других игроков рынка.
Еще один пример напоследок
Есть одна история, которая поможет на пальцах объяснить, что значит работать не 12 часов, а головой.
Говорят, дело было в Японии. Хозяин условного завода каждые 3 месяца нанимал нового работника, чтобы тот открывал и закрывал ворота. Работа не сложная, справится каждый. Но, почему-то, хозяин увольнял всех через 3 месяца, хотя все работали, как положено. А владелец все равно был недоволен.
И вот как-то раз, на должность устроился очередной сотрудник. Он был настолько ленив, что не захотел вставать со стула и привязал к воротам веревку. Покрутил ручку - ворота открылись. Покрутил в другую сторону - закрылись.
Наверно вы догадались, что именно этот работник остался на должности очень долго. Ведь именно он работал не 12 часов, а головой. История утрирована, но смысл понятен. Успехов в бизнесе!