На каждом этапе развития интернет-магазина требуются услуги различных digital-специалистов. Это могут быть как агентства, так и фрилансеры. Одних можно привлекать на разовые проекты, других – на постоянное сотрудничество. Где искать надежных подрядчиков и на что при этом обращать внимание, объясняем в сегодняшнем материале.
Какие подрядчики могут понадобиться интернет-магазину
Какими бы знаниями не владел предприниматель, справиться с ведением бизнеса в одиночку нереально. Да, на первых этапах можно обойтись минимальным составом. Но для дальнейшего развития необходима надежная, профессиональная команда.
Что касается digital-услуг, то привлекать подрядчиков на них придется еще в самом начале. От этого зависит запуск, функциональность, наполнение, продвижение сайта интернет-магазина.
Какие именно специалисты могут понадобиться:
- веб-разработчики, программисты. Помогают создавать сайт, если он запускается не на обычном конструкторе, внедрять необходимые доработки, расширять функционал. Также они устраняют технические ошибки, проводят диагностику системы, обеспечивают защиту данных компании и клиентов, работают над улучшением ресурса. Главное, чтобы у них был опыт работы с нужной CMS;
- UX-специалисты. Отвечают за удобство пользования сайтом на мобильных и десктопных устройствах. Проектируют пользовательский интерфейс так, чтобы он оставлял положительные впечатления после взаимодействия с магазином;
- дизайнеры. Разрабатывают дизайн и визуальный контент. Отвечают за качественное оформление самого ресурса, социальных сетей компании, иногда – упаковки товара;
- специалисты по контенту. Занимаются наполнением сайта, бизнес-аккаунтов в соцсетях. Создают тексты для рассылок на email, в мессенджерах, sms, публикации для внешних ресурсов. Поддерживают актуальность контента, регулярно обновляя его при необходимости. Все это может выполнять один сотрудник или же несколько разных – контент-менеджер, копирайтер, фотограф, видеограф;
- SEO-шники. Оптимизируют ресурс, чтобы поднять его позиции в поисковой выдаче и привлечь больше целевого трафика. В их задачи входит сбор семантики, подборка ключевых фраз для контента, работа со ссылочной массой и многое другое;
- SMM-специалисты. Продвигают аккаунты компании в соцсетях. Берут на себя разработку стратегии, составление контент-плана, генерацию и оформление контента, привлечение подписчиков, коммуникацию с ними;
- таргетологи. Настраивают таргетированную рекламу магазина в «Фейсбук» и «Инстаграм». Планируют кампании после тщательного анализа исходных данных, готовят объявления и креативы, анализируют эффективность рекламы и на основании этих данных оптимизируют ее;
- контекстологи. Настраивают и ведут маркетинговые кампании в Google Ads, «Яндекс.Директ»;
- PR-менеджер. Работает над репутацией бренда и повышает его узнаваемость, выстраивая коммуникацию с аудиторией на разных площадках. Организует различные мероприятия для поддержки положительного имиджа компании в информационном пространстве.
Этот список можно расширять и сужать в зависимости от задач, направления и специфики бизнеса, загруженности, доступного на данный момент бюджета. Сюда можно подключить веб-аналитика, проджект-менеджера, digital-стратега и других специалистов.
Интернет-магазинам с небольшим ассортиментом обычно достаточно программиста, SEO-шника, копирайтера, специалиста по рекламе. Для крупного сайта с обширным товарным каталогом нужна полноценная команда с собственным маркетинговым отделом.
Точно определить, кто именно нужен конкретному бизнесу, можно только на практике. Чтобы быстро запуститься, предприниматели в основном нанимают фрилансеров. А по мере расширения подыскивают специалистов на постоянное сотрудничество. Масштабные и долгосрочные задачи целесообразно поручать агентствам, мелкие и разовые – фрилансерам.
Эффективные способы и площадки для поиска
В сети есть много каналов для поиска подрядчиков на диджитал-услуги. Давайте рассмотрим их подробнее.
Сарафанное радио
Это довольно надежный метод, благодаря которому можно найти проверенных профессионалов. Отслеживайте рекомендации в предпринимательских сообществах, тематических чатах, соцсетях.
Часто те, кто уже воспользовался услугами определенного фрилансера или агентства, оставляет свое мнение о них, публикует отзывы. Возьмите на заметку подрядчиков, которые получают высокие оценки от работодателей. Узнавать о таких специалистах можно и в офлайне у знакомых.
Обратите внимание, какая задача была у фрилансера или агентства, каких результатов удалось достичь в процессе сотрудничества.
Метод сарафанного радио практически исключает обманы. Вероятность найти хорошего сотрудника в данном случае большая. Но иногда тут встречаются загвоздки: не каждый предприниматель может оценить подрядчика максимально объективно. Особенно, если плохо разбирается в специфике работы.
Сайты вакансий
Эти площадки подходят компаниям, которые ищут кадры для долгосрочного сотрудничества. Там можно просматривать резюме специалистов интересующего направления или публиковать объявление о поиске и просматривать заявки.
Пример резюме программиста на сайте hh.ru
Чтобы собрать больше целевых обращений, важно создавать правильные публикации с вакансиями.
Обязательно указывайте:
- Четкие требования к соискателю – желаемый опыт работы, ключевые навыки и так далее.
- Полный список обязанностей.
- Размер заработной платы.
- Условия работы: полный/неполный день, удаленно, график по часам.
- Дополнительные «плюшки», если есть – бесплатные обеды, чай/кофе, печенье, обучение, корпоративные мероприятия.
Пример объявления с вакансией интернет-маркетолога на hh.ru
Внимательно изучайте резюме, а также сопроводительные письма всех откликнувшихся.
Какие сайты вакансий стоит использовать:
- HeadHunter;
- superjob.ru;
- rabota.ru;
- trudvsem.ru;
- zarplata.ru.
Биржи фриланса
На биржах удобнее всего искать фрилансеров для выполнения срочных разовых задач, мелких поручений. Тут можно быстро найти тех, кто заполнит карточки товаров, пропишет тексты или создаст креативы для рекламы, разработает дизайн, нарисует логотип. Это гораздо дешевле, чем обращаться в агентства.
Популярные биржи фриланса:
- Work-zilla. Здесь нужно сформировать задание, назначить цену и прикрепить файлы, если необходимо. Умные алгоритмы подберут соответствующих исполнителей и спрогнозируют вероятные результаты сотрудничества с каждым кандидатом. Можно открыть их профили, просмотреть отзывы. Это поможет сделать объективный выбор;
- FL.ru. На этой площадке работодатели публикуют задание, на которое потом фрилансеры отзываются сами. Если не хотите заморачиваться с формулировкой ТЗ, выберите исполнителя из каталога, предварительно оценив его по портфолио;
- KWORK. Платформа работает по принципу маркетплейса. Услуги специалистов здесь представлены в виде кворков, стоимость которых стартует с отметки в 500 рублей. Вам нужно перенести в корзину необходимые услуги и заказать. Также можно сделать свое ТЗ, на которое будут откликаться разные исполнители;
- Freelance.ru. Здесь выкладывают вакансии, размещают проекты/конкурсы, а потом выбирают лучших кандидатов среди отозвавшихся. В отдельном каталоге уже есть разные готовые продукты, сделанные фрилансерами;
- «Хабр Фриланс». Сервис для поиска специалистов в разных диджитал-сферах. Оценивать кандидатов можно на основании рейтинга, портфолио, отзывов. Составить ТЗ и выбрать специалиста помогают подробные памятки.
Кроме этих бирж, есть также Weblancer, YouDo, Godesigner, Freelancer, Freten и многие другие.
Соцсети, паблики и каналы
Это один из самых эффективных и часто используемых методов для поиска потенциальных исполнителей digital-услуг. Достаточно подписаться на специализированные каналы и паблики в мессенджерах, соцсетях.
Искать на данных площадках можно двумя способами:
- Разместить соответствующее объявление с лаконичным, но содержательным описанием вакансии/задачи.
- Просмотреть визитки исполнителей, найти подходящие варианты по ключевым словам в поиске (например, название направления или услуги – «копирайтинг», «дизайн», «веб-разработка», «SMM»).
Примеры таких пабликов:
- «@Нужен копирайтер», «Работа PR и маркетинг» на Facebook;
- xCareers:Digital Jobs, «Норм работа», «Фриланс Таверна» в Telegram;
- «Дистанция: фриланс, удаленная работа» в VK.
Из подобных каналов практически всегда приходит очень много откликов. С одной стороны это плюс, поскольку есть большой выбор. С другой – минус, так как придется разгребать горы заявок, чтобы найти действительно стоящего специалиста.
В пабликах, на которые подписано множество участников, на объявления часто отзываются люди без опыта, с другой специализацией. Чтобы уменьшить количество нецелевых откликов, четко распишите условия работы в посте: сроки, бюджет, необходимый опыт, суть задачи.
Избегайте мошенников: это в соцсетях не редкость. Рекомендуем проверять профиль фрилансера: как давно создана его страница, реальные фотографии, есть ли портфолио. Если планируете сотрудничать с агентством, обращайте внимание на его сайт. Там должны быть примеры работ, отзывы, контактные данные. Проверяйте черные списки, в которых заказчики вносят недобросовестных исполнителей.
Тендерные площадки
Здесь можно организовывать тендеры для поиска исполнителя digital-услуги. Одна из самых известных тендерных платформ в РФ – Workspace. Процедура создания тендера на этом сайте максимально простая.
Заказчику нужно зарегистрироваться, подробно описать проект с указанием сроков и примерного бюджета. Потом остается ждать откликов от агентств. В базе платформы их около 16 000. Обычно на один тендер откликается как минимум 10 потенциальных исполнителей. Нецелевых откликов тут нет. Чтобы выбрать подходящее агентство, перейдите на его карточку, изучите специализацию, портфолио, отзывы, истории побед в тендерах.
Специализированные диджитал-рейтинги
Такие рейтинги формируются ежегодно. В них включают лучшие агентства в разных сферах, которые прошли отбор по определенным критериям. Этот способ поиска подойдет тем, кто ищет признанных профессионалов своего дела.
Наибольшее количество рейтингов по разным digital-услугам можно найти на сайте «Рейтинг Рунета». Их формируют по активному клиентскому портфелю, объемам выручки, срокам работы.
С помощью рейтингов можно выбрать подрядчиков в сферах разработки, продвижения, поддержки и развития сайтов и мобильных приложений, рекламы, SEO, PR и брендинга, CRM и прочих направлений.
На что обратить внимание при выборе специалиста
После того, как вы нашли и определили нескольких потенциальных исполнителей услуги, остается одно – выбрать лучшего, добросовестного и компетентного. Чтобы не ошибиться, внимательно проверяйте каждого кандидата, опираясь на важные для компании критерии:
- Кейсы. У исполнителя должно быть оформленное портфолио с качественными, информативными кейсами. В кейсах рассказывают, какие задачи стояли перед специалистом, что было сделано, каких результатов удалось достичь.
- Цифры и факты. Надежные исполнители описывают результаты прошлой работы не общими громкими фразами, а в конкретных фактах и цифрах. Показатели эффективности – это четкие KPI. Например, снизилась стоимость заявки и клика на 20 рублей, вырос трафик на 25%.
- Специализация. В большинстве случаев лучше всего искать кандидатов, которые специализируются на одной конкретной диджитал-услуге. «Универсальные» спецы редко могут дать высокое качество. Конечно, если это не крупные известные агентства, предоставляющие комплекс услуг по довольно немалой цене.
- Отзывы других заказчиков. У хорошего подрядчика обязательно есть отзывы клиентов, которые с ним сотрудничали. Обратите на них внимание. Особенно на те, что опубликованы на сторонних ресурсах. Если отзывов нет совсем, значит вы имеете дело с новичком. Если все они положительные и очень похожи – скорее всего, их написал сам специалист.
- Адекватная стоимость и ее соотношение с качеством. Перед тем, как искать исполнителя, узнайте среднерыночный ценник на интересующую услугу. Избегайте специалистов, которые называют слишком низкие или слишком высокие цены, если они никак не аргументируют это.
- Готовность вникать в задачу. Подрядчик должен быть заинтересован в проекте и стремиться работать на результат. Хорошо, когда он присылает бриф, коммерческое предложение, задает множество вопросов, тщательно разбирается в деталях.
Заключение
Чтобы найти надежного, добросовестного подрядчика на диджитал-услуги, задействуйте разные каналы для поиска – соцсети, мессенджеры, сайты вакансий, биржи. Прежде чем приступать к поиску, нужно сформулировать суть задачи, четкие требования к кандидату, условия сотрудничества.
В процессе отбора обязательно обращайте внимание на детали: кейсы, отзывы, стоимость, примерные сроки выполнения работы и другие нюансы. При таком подходе шансы найти ответственного специалиста, который хорошо справится с задачей, довольно высокие.