Онлайн-предприниматели, торгующие сезонными товарами, должны учитывать и анализировать все факторы влияния на спрос. Это необходимо для правильной подготовки к всплескам и падениям продаж. Такой подход поможет максимизировать прибыль в активные месяцы и поддерживать бизнес на плаву в периоды затишья. Наша сегодняшняя статья о том, как планировать сезонные продажи в интернет-магазине.
Виды и факторы сезонности
Во многих отраслях электронной коммерции спрос, посещаемость и количество продаж на сайте меняется в зависимости от месяца, времени года, погодных условий. Колебания в противоположные стороны могут доходить до 100% или удерживаться в пределах 10-40%.
С учетом этой разницы выделяют несколько видов сезонности:
- умеренная. Почти не сказывается на финансовом состоянии компании. Характерна для продукции повседневного спроса, которую правильнее назвать «всесезонной». Разница в продажах на протяжении года незначительна – около 10-20%;
- яркая. Помимо текущего времени года, чувствительна к температурным изменениям. Активные продажи бывают более длительными в теплых регионах и короткими – в холодных, или наоборот. Пример товаров яркой сезонности – строительные материалы, велосипеды. Разница в объемах спроса по месяцам составляет порядка 30-40%;
- жесткая. Затрагивает товары, которые актуальны в строго определенный момент времени, привязаны к праздникам, календарным событиям, традициям и привычкам. К примеру, елочные украшения, валентинки, пасхальные куличи и декор. Разница между высоким и низким сезоном в сегменте – до 100%.
Анализ сезонных факторов
Неопытные предприниматели часто связывают сезонные проседания спроса с факторами, которые совсем не относятся к проблеме. В результате они ссылаются на недостаточный рекламный бюджет, просчеты в SEO и пытаются исправить то, что в этом не нуждается, напрасно выбрасывая деньги. Если бизнесмен не готов к внезапным скачкам спроса, компания не способна сполна удовлетворить запросы покупателей.
Избежать таких проблем позволит прогнозирование спроса и отслеживание актуальной статистики. Определить сезонность бизнеса можно с помощью планировщика Google или Yandex Wordstat. Для этого достаточно ввести в сервисе нужные ключевые слова и выбрать подходящий регион. Релевантные запросы берутся из семантического ядра сайта.
В выведенном графике истории показов будет отображена кривая запросов с пиками по месяцам или относительно ровная ситуация в течение года. По этой информации судят о сезонности интересующей тематики, категории или конкретного товара.
Например, рост частотности запросов на обогреватели и теплые вещи отмечается в осенне-зимний период. Летом особенно популярны товары для сада и огорода. Опираясь на полученные данные, легко понять, когда ожидается максимальное количество посещений определенного интернет-магазина.
Учет сезонных факторов позволяет:
- прогнозировать изменения спроса;
- исключать рост себестоимости продукции из-за дополнительных издержек на логистику и хранение;
- высвобождать оборотные средства;
- составлять годовой план закупок;
- организовывать своевременные поставки;
- поддерживать оптимальный баланс между падением и всплесками продаж;
- эффективно готовиться к периодам высокого спроса.
В дополнение к анализу в планировщиках ключевых слов стоит подключить следующие эффективные методы:
- Изучение трафика в «Яндекс.Метрика» и Google Analytics. Просмотр взлетов/падений по всему ресурсу или отдельным страницам.
- Опросы аудитории. Оценка реальных интересов и потребностей покупателей с привязкой к какому-либо периоду.
- Отслеживание популярных публикаций в отрасли. Мониторинг активности целевой аудитории, наблюдение за актуальными изменениями, влияющими на спрос.
Оценить динамику сезонности можно также в сервисе Google Trends.
Для обобщения информации хорошо подходят таблицы в Excel или Google Sheets. Под разные поисковые системы можно создавать отдельные вкладки. В сводку вносятся такие сведения:
- категории для анализа;
- уровень приоритетности категорий;
- ключевые слова;
- частотность по месяцам;
- количество продуктов;
- график с пиками частотности;
- средние значения и прочее.
Пиков сезонности в бизнесе может быть несколько. Начинать оптимизацию категорий к этим периодам нужно заранее. За несколько месяцев до прогнозируемого скачка и роста посещений рекомендуется:
- наращивать ссылочную массу на категорию;
- доработать метаданные;
- добавить внутреннюю перелинковку;
- оптимизировать контент – изображения, видео, тексты;
- подготовить эффективные рекламные стратегии.
Обзор источников трафика в Google Analytics
План продаж подстраивается под коэффициент сезонности – величину, на которую уменьшается или увеличивается объем реализаций в сравнении со средними показателями. Она рассчитывается на основании данных о предыдущих продажах (оптимально – за 2-3 года) или с учетом показателей конкурентов:
Сезонный коэффициент = Среднемесячные продажи / Среднегодовые продажи
Среднегодовые продажи – это сумма реализаций за год, разделенная на количество транзакций.
Планирование сезонных продаж
Планирование в рамках комплексной оценки потребительского спроса – гарантия успеха любого сезонного бизнеса. Грамотная организация процесса сужает спектр вероятных макро- и микроэкономических рисков. Бизнес становится менее чувствительным к резким скачкам продаж, демпингу со стороны соперников, колебаниям экономики, текучести кадров.
Зная особенности поведения рынка и аудитории в период активного сезона, предприниматели могут предугадать вероятные изменения. Благодаря этому разрабатываются эффективные стратегии и полностью удовлетворяется потребность в товаре в месяцы пиковых продаж.
Процесс планирования состоит из нескольких этапов.
Подготовка
Подготовка начинается за 2-3 месяца до подъема активности. На данном этапе нужно проанализировать товарные категории – количество единиц, проданных в предыдущем периоде, популярные бренды, модели и типы, актуальную стоимость товара в закупке.
Далее выполняется закупка продукции в том объеме, который позволит удовлетворить запросы согласно прогнозам. Также стоит провести техническую проверку сайта и выяснить, сможет ли он выдержать предстоящие высокие нагрузки.
Вход в сезон
Следующий этап – проработка ассортимента, включающая просмотр и редактирование каталога, обновление товарных карточек, добавление недостающей информации, изображений. Ориентируясь на прошлогодние даты пикового спроса, следует рассчитать допустимые границы скидок, разослать предварительные оповещения клиентам. Решение о дозакупке товаров принимается, глядя на реакцию рынка.
Завершение сезона
По завершению сезона важно учитывать остатки и по максимуму распродавать залежавшийся товар. В этом помогут всевозможные розыгрыши, скидки, распродажи. В крайне безнадежных ситуациях лучше уйти в ноль, отдав продукцию по себестоимости. Если на складах останется слишком много наименований с ярко выраженной сезонностью, это приведет к убыткам.
Динамика продаж на примере торговой базы
Игнорируя этапы планирования, предприниматели рискуют:
- остаться с большим переизбытком товара, который может испортиться, выйти из моды, устареть за месяцы низкого спроса;
- допустить критическую нехватку продукции в период повышенной активности покупателей, потерять множество продаж и потенциальной прибыли.
Маркетинговая политика
Сезонность в маркетинге предполагает создание более глубокой стратегии продвижения. Чтобы повысить показатели эффективности интернет-магазина в сезон, нужно тщательно поработать с аналитикой:
- уделить внимание прогнозированию потребительских тенденций и сезонных трендов;
- отслеживать популярные запросы целевой аудитории;
- изучать тематические блоги, сайты, соцсети, авторитетные публикации в отрасли;
- регулярно просматривать данные аналитических систем.
Главное – сформировать правильное и своевременное предложение, а затем эффектно его подать. Причем не обязательно привязываться исключительно к сезону. Поводом для вовлечения может послужить и спонтанное событие.
Правильное рекламное сообщение выгодно презентует товар, формирует потребность, показывает новые способы применения, приводя на сайт все больше новых клиентов.
Основной акцент в таких маркетинговых кампаниях делается на эмоциях и четком побуждении к действию без пространственных намеков. Долгосрочные отношения с клиентами выстраиваются за счет увеличения количества точек контакта.
Рекламная стратегия сезонного бизнеса должна разрабатываться на год. При этом средства распределяются, исходя из интенсивности продаж:
- Начало подъема спроса – запуск всевозможных активностей и мероприятий, направленных на стимулирование сбыта: контекстная и медийная реклама, таргентинг в соцсетях, поисковое продвижение.
- Резкий всплеск – плановая поддержка и обслуживание сайта, рассылка по различным каналам: email, sms, мессенджеры.
- Конец активного периода – стимулирующие акции.
- Начало спада – активное стимулирование с подключением игр, конкурсов, лотерей, скидок, распродаж.
- Резкий сезонный спад – поддерживающая реклама, периодическая рассылка для постоянных покупателей, обучение и подготовка персонала.
- Конец спада – PR-мероприятия по продвижению интернет-магазина: презентации, промо-акции, product placement, игровой маркетинг, сэмплинг (предоставление бесплатных образцов).
В бюджете на рекламу нужно учесть все дополнительные затраты: запланированные подарки, бонусы и скидки, транспортные расходы на бесплатную доставку, если она предусмотрена, выплаты зарплаты сезонным работникам.
Как поддерживать бизнес в межсезонье?
Последний важный вопрос – способы выживания в пассивные периоды. В это время точно не стоит опускать руки и затягивать пояса. Необходимо мыслить шире и направить усилия на борьбу с сезонными колебаниями. Здесь есть два пути – стимулирование сбыта и минимизация расходов.
Сбыт стимулируют скидками и распродажами, акциями на наборы продукции и пакеты услуг (в набор включается один несезонный товар), созданием искусственного дефицита. Некоторые компании перенаправляют фокус на другую целевую аудиторию: перед началом учебного года продают канцелярию для школьников, в остальное время снабжают офисы.
Кроме этого, есть и другие эффективные меры, способствующие росту продаж:
- диверсификация ассортимента. Найдите дополнительные товары или аксессуары, которые продолжают пользоваться спросом вне сезона. Введите их в ассортиментную линейку, создав отдельные разделы в каталоге. Займитесь продвижением этой продукции или услуги. Это смягчит эффект от снижения продаж основных товарных групп;
- разработка спецпредложений. Привлекайте и удерживайте внимание потребителей специальными предложениями, побуждающими к покупке. Анонсируйте выгодные рассрочки платежей, подарки, расширенные гарантии, купоны с отсроченным действием;
- выпуск новинок. Организовывайте заблаговременные презентации интересных новинок в ассортименте. Креативная подача и персонализированный подход подталкивают к эмоциональным спонтанным покупкам;
- мотивация персонала. Проводите обучающие курсы, тренинги и инструктажи по теме реализации несезонных товаров. Разработайте систему премий и бонусов для сотрудников за продажи в период падения спроса;
- поддержание активности. Независимо от времени года, удерживайте постоянный контакт с аудиторией: публикуйте новые полезные материалы в блоге, отправляйте письма-напоминания, инструкции и гайды на email, в мессенджеры;
- переориентация ассортиментной политики. Подстраивайтесь под интересы и потребности аудитории. По окончанию текущего сезона делайте полное обновление каталога. К примеру: зимой продаем елочные игрушки, коньки, санки, лыжи; весной – саженцы, товары для сада/огорода; летом – аксессуары для пикника и активного отдыха.
Расходы минимизируются с помощью особого рабочего режима. К примеру, персонал нанимается только на сезон или отправляется в отпуск в месяцы снижения спроса. Отдельные фирмы сокращают штат или уменьшают заработную плату. Еще один способ минимизации затрат – временное снижение расходов на маркетинг.
В целом, нужно уметь грамотно маневрировать между методами стимулирования сбыта и минимизацией расходов.
Выводы
Сезонность вносит свои коррективы в торговлю. Их следует обязательно предусматривать в стратегии, бюджете и коммуникации с клиентами. Эффективное планирование продаж возможно при условии предварительного сбора детальной информации и комплексного анализа данных. Наличие прогноза и четкого продуктивного плана позволит максимально поднять планку дохода при сезонных всплесках активности, что компенсирует периоды вероятного простоя. Несезонное время стоит посвятить анализу достигнутых результатов, расширению присутствия в социальных сетях, улучшению и тестированию сайта и техник продаж.