Чтобы успешно продавать на маркетплейсе, нужно учитывать специфику его работы и не допускать типичных ошибок, которые часто совершают ритейлеры. Огромное количество оплошностей связано с отгрузкой товара. Они тормозят бизнес и часто приводят к потерям: как временным, так и финансовым. Сегодня расскажем, какие ошибки при отгрузке на маркетплейсы встречаются чаще всего и как их избежать.
Что продавцы делают не так?
В список самых частых входят, как минимум, 8 ошибок, которые происходят на этапе подготовки и доставки товара на склады маркетплейса. Многие продавцы повторяют их с завидной регулярностью.
1. Игнорируют регламенты маркетплейса
Первая и самая распространенная оплошность – игнорирование установленных требований. У каждой платформы они свои. Причем все правила работы со складами и партнерами подробно расписаны в инструкциях на сайте.
Перед тем, как начинать сотрудничество, нужно всегда тщательно изучать их. Как ни странно, некоторые читают правила поверхностно или совсем опускают данный пункт. В итоге это приводит к многочисленным нарушениям, из-за которых товар не принимают при отгрузке. А пока необходимых позиций нет в наличии, рейтинг продавца существенно падает.
Требования каждой конкретной площадки можно найти в базе знаний или личном кабинете на сайте. В них прописаны правила относительно упаковки и маркировки различных категорий продукции, запрещенных предметов, особенностей выгрузки на складе, графиков поставок.
2. Нарушают сроки и график поставки
Еще одна нередкая проблемная ситуация – нарушение графика поставок. Практически все склады торговых платформ принимают товары в строго определенные дни и временные интервалы. Если доставить груз позже, чем нужно, его скорее всего просто не примут. В этом случае все, что остается продавцу – ожидать своей очереди в другие приемные дни.
Ожидание зачастую негативно сказывается на работе. Большинство покупателей маркетплейса не готовы ждать, пока нужная позиция появится у определенного продавца. Вероятнее они пойдут и купят аналогичный продукт у конкурентов.
Планировать поставки следует заранее с учетом нюансов работы конкретной платформы. Например, как показывает практика, склады «Озон» часто работают в режиме максимальной загруженности. Если не соблюдать план, особенно в предпраздничные дни, возможны существенные задержки.
Факт прибытия на территорию склада фиксируют в журнале. При этом стоит придерживаться назначенного временного окна. Разрешается приезжать за 1,5 часа, но не позже, чем за 40 минут до его начала. При опозданиях в отгрузке отказывают.
3. Не отслеживают аналитику продаж
На складе маркетплейса у продавца должно находиться оптимальное количество товара. Нельзя бросаться в крайности, когда в одном случае происходит затоваривание, в другом – дефицит. Избытки приводят к лишним складским расходам. Недостаток чреват потерей клиентов, которые уходят по причине долгого ожидания заказа.
Чтобы такого не происходило, нужно делать отгрузки регулярно, но по мере снижения товарных остатков. Поэтому стоит внимательно следить за объемами резервов и ситуацией по продажам.
Сервис аналитики
Контролировать вопрос помогает аналитика. На основании ее данных прогнозируется потребительский спрос и поддерживается достаточное количество запасов. Изучать аналитику следует обязательно. На некоторых маркетплейсах есть внутренняя статистика по важным параметрам. Если этих данных не хватает для объективного анализа, можно подключать внешние сервисы. Например, MPStats, MoneyPlace.
Что делает подобное ПО:
- отслеживает положение товаров в рейтинге;
- показывает самые ходовые и убыточные позиции;
- ведет историю покупок;
- формирует отчетность;
- помогает прогнозировать спрос и планировать закупки.
4. Неправильно упаковывают товар
Упаковка – особенно сложный этап подготовки товара к отгрузке на склад маркетплейса.
В этом вопросе значение имеет каждая деталь:
- внешний вид – упаковка должна быть аккуратной, прочной, плотно закрываться (от случайного раскрытия ее защищают резинками, наклейками, дополнительными крепежами), сохранять товарный вид продукта;
- тип – короба, паллеты, стрейч-пленка и так далее в зависимости от категории продукции;
- размер – по длине, ширине и высоте относительно габаритов вложенного товара;
- дополнительные требования – обувь в специальных мешочках и с элементами для поглощения лишней влаги; жидкости в стеклянной таре с крышками нужно упаковывать в пузырчатую пленку и пакет с запаянными краями.
Правила упаковки продукции на Ozon
Опять-таки, требования зависят от конкретной площадки. Самые строгие правила в этом плане на «Вайлдберриз». На «Озон» они чуть более простые и отличаются в разных схемах, когда товар продается с собственного склада и со склада маркетплейса. Перед подготовкой нужно внимательно изучить эти требования.
5. Не маркируют продукцию или неправильно наносят маркировку
При приемке любого груза сотрудники склада проверяют маркировку на продуктах и упаковке. Она должна не просто присутствовать, а еще и соответствовать правилам платформы.
Что нужно указывать:
- название товарной единицы;
- страну происхождения, производителя;
- адрес продавца;
- дату выпуска;
- размеры, цвет, состав;
- гарантии.
Обязательным правилом является наличие штрихкода в установленном формате. Уникальный читаемый код, совпадающий с данными спецификации, наносят на бирку. Он должен быть на каждом коробе и паллете. На «Вайлдбериз» дополнительно требуют вкладывать упаковочный лист с информацией об артикуле. Также на каждый товар нужно наклеить розничный ценник.
Пример правильной маркировки
Если маркировка отсутствует или не содержит нужные сведения, товар не примут. Причиной отказа также может стать нехватка каких-либо данных на маркировке.
К браку относят:
- отсутствие русскоязычной этикетки на внешней стороне упаковки, данных о дате изготовления, сроках годности;
- отсутствие сертификатов на отдельные категории (косметика, парфюмы, корм для животных, продукты питания);
- превышение установленных габаритов;
- наличие деформаций и поломок, как на самом изделии, так и на упаковке;
- нечитабельный код на этикетке;
- сторонние маркировки на упаковке;
- просрочки.
Во всех перечисленных случаях товар подлежит возврату.
6. Не прикладывают или неправильно оформляют сопроводительную документацию
Любой товар, поставляемый на маркетплейс, должен сопровождаться соответствующей документацией.
Для поставки на «Озон» нужно создавать универсальный передаточный документ в системе ЭДО. Его называют УПД-2. Это счет-фактура, которая оформляется на каждое транспортное средство и включает:
- акт приема/передачи продукции;
- накладную на отгрузку;
- товарную часть ТТН.
Специально для новых поставщиков на платформе есть детальная инструкция по заполнению этого документа. Также для удобства партнеров предусмотрены шаблоны заполнения.
Образец УПД
Кроме УПД, нужен пропуск для водителя, разрешительные документы на использование бренда. Все файлы необходимо загружать в личный кабинет в формате Excel.
Главный документ при отгрузке на «Вайлдберриз» – ТТН. Приемка осуществляется строго по тем данным, которые указаны в транспортной накладной. Там нужно прописать точное количество товара в упаковках и все необходимые дополнительные сведения.
С повторными поставками здесь на порядок проще.
Для них будет достаточно:
- оформить заказ в личном кабинете на сайте;
- указать информацию об автомобиле, водителе;
- отметить склад, день поставки.
Отсутствие пропуска для водителя или какие-то неточности в данных могут стать причиной возврата товара. Это происходит даже из-за одной неправильной буквы или цифры в номере авто.
Перед въездом на контрольно-пропускной пункт камера всегда считывает номер ТС. Если он не совпадает с указанным в личном кабинете, автомобиль не пропустят на склад. Поэтому следует всегда перепроверять данные. Тем, кто сотрудничает с транспортными компаниями, лучше уточнять информацию, необходимую для пропуска, у перевозчика.
7. Не обращают внимания на требования к транспорту
Помимо требований к пропуску для водителя, есть еще и отдельные правила для автомобилей, поставляющих товар. В основном они касаются габаритов транспортного средства.
Пример требований к транспорту на Wildberries:
- ширина кузова – не менее 1,85 метров;
- минимальное расстояние от борта авто до земли – 1,1 метра.
Если на склад приедет автомобиль с меньшими габаритами, поставщику придется разгружать его собственными силами.
8. Допускают расхождения в количестве коробов
Это тоже довольно частое явление при отгрузке. По факту коробок оказывается меньше или больше, чем прописано в документации. Такое случается, когда продавец слишком торопится с подготовкой и самой отгрузкой и не успевает все проверить как следует. Спешить в данном случае лучше не стоит, иначе потом можно нарваться на еще большие задержки с поставками. Загруженные короба нужно несколько раз тщательно проверять и пересчитывать.
Правильная упаковка товаров при отгрузке
Как упростить отгрузку товаров на маркетплейсы
Один из самых простых и очевидных способов – очень внимательно изучить инструкции выбранной платформы и старательно их выполнять. В таком случае риски ошибок и возврата товара минимальны. А значит, работа будет происходить в штатном режиме, не возникнут ситуации с отсутствием нужной продукции и связанные с ними недовольства покупателей.
Чтобы процесс шел быстрее и эффективнее, стоит разработать внутренние регламенты подготовки товара, назначить отдельных сотрудников, которые будут отвечать за упаковку, маркировку, подготовку документации, доставку.
Для примера процедура отгрузки на «Озон» происходит так:
- Продавец изучает требования маркетплейса.
- Регистрируется в системе, заключает договор.
- Перед первой поставкой согласовывает график с отделом закупок, за ним закрепляют даты, время и склад.
- Маркирует и упаковывает продукцию согласно требованиям.
- Загружает в личный кабинет документы на отгрузку.
- Оформляет сопроводительную документацию.
- Отправляет транспортное средство с грузом на нужный склад.
- Отгружает товар.
На «Вайлдберриз» инструкция включает восемь обязательных шагов:
- Загрузка заказа с уникальным номером в разделе «Управление поставками».
- Создание спецификации на товар (для новых единиц, размеров и цветов).
- Назначение желаемой даты поставки на склад в плане.
- Загрузка штрихкодов коробов.
- Формирование и отправка ТРН в системе ЭДО.
- Добавление фотографий и видео продукции.
- Загрузка оригинальных логотипов бренда.
- Заказ пропуска для разрешенных поставок.
Чтобы не испытывать никаких неудобств и трудностей, связанных с отгрузкой, можно поручить задачу одной из компаний, которые предоставляют услугу фулфилмента для маркетплейсов.
Особенно это актуально для продавцов, которые работают сразу на нескольких платформах одновременно. Каждая из них предъявляет свои требования к упаковке, документации и доставке. В таких условиях процесс отгрузки часто превращается в сплошную полосу препятствий.
Фулфилмент: классическая схема
Фулфилмент освобождает продавца от множества проблем и обеспечивает своевременные поставки на склады маркетплейсов. Главное преимущество услуги, которая охватывает комплекс мероприятий по логистике – снижение затрат для предпринимателя.
При выборе подходящего фулфилмент-центра нужно обращать внимание на:
- опыт его работы;
- расположение и площадь складов;
- с какими маркетплейсами работает;
- набор услуг;
- тарифы;
- сроки доставки.
Наиболее популярные операторы в России – «СДЭК», DSS, B2CPL.
Заключение
Грамотная организация подготовки и отгрузки продукции на склад – один из самых важных и ответственных этапов в процессе сотрудничества с маркетплейсом. Обычно на данном этапе возникает рекордное количество проблемных ситуаций. Чтобы избежать их, нужно подходить к процедуре максимально серьезно: заранее изучать регламенты, правильно упаковывать и маркировать товар, прикладывать необходимые документы.
Если соблюдать все условия, приемка пройдет быстро и без проблем. Если допускать ошибки, рассмотренные в нашем материале, и другие оплошности – вы будете терять время, деньги и нервы.