Миссия – фундамент любого проекта. Через нее транслируют философию, принципы работы, ценности бизнеса, отражают позиционирование компании, определяют ее роль. Без миссии «конструкция» организации будет неустойчивой и вряд ли выдержит серьезную конкуренцию. Рассмотрим, как и зачем разрабатывать миссию и кому это нужно.
Бизнес-миссия: что это, кому и зачем необходимо
Главная цель почти каждого бизнес-проекта – максимальная прибыль при минимальных издержках. Но, помимо денег, у компании должны присутствовать и более возвышенные цели. Как раз их и закладывают в миссию.
Миссия – смысл существования бизнеса, сформулированный в 2-3 фразах. В ней не говорится о планах и путях развития. Она олицетворяет предназначение компании, отличающее ее от других игроков рынка.
В бизнес-миссии рассказывают:
- почему возник проект;
- к чему он стремится;
- как улучшает жизнь обществу, клиентам, сотрудникам.
Миссию разрабатывают с целью представления бизнеса клиентам, мотивации для персонала и создания некой платформы для стремления к совершенству. Некоторые подходят к делу несерьезно и выделяют предназначение чисто ради формальности. Тогда это бессмысленно.
Грамотно сформулированная миссия, которая перекликается с принципами работы и ценностями компании, наоборот, дает много преимуществ:
- расширяет идеологическую составляющую проекта;
- помогает сплотить команду и сформировать внутреннюю корпоративную культуру;
- увеличивает лояльность персонала, создает нематериальную мотивацию;
- отстраивает от конкурентов в нише;
- повышает эффективность труда;
- расставляет приоритеты;
- показывает сильные стороны бренда.
Миссию формируют в качестве девиза для сотрудников, в виде части образа и коммуникации для клиентов. Ее отсутствие не будет критичным, если в интернет-магазине налажены бизнес-процессы, есть достаточная мотивация для персонала, предоставляется качественный товар/услуга и высококлассный сервис. Если с бизнесом все плохо, миссия его не спасет.
Иногда искать смыслы и не нужно. Все зависит от масштабов, амбиций и целей проекта. Тем, кто думает о перспективах и долгосрочном развитии, без миссии не обойтись. Даже если речь идет о небольшой сети фаст-фуда, работающей в пределах нескольких городов.
В целом стоит действовать по ситуации и в первую очередь уделять внимание организации внутренних процессов.
Формулируя миссию, предприниматель показывает свои серьезные намерения в развитии или определенный уровень роста. Но высасывать из пальца то, чего не существует, не надо. Иначе покупатели сразу почувствуют фальшь и натянутость.
Ключевые компоненты миссии компании
Бизнес-миссия состоит из нескольких ключевых компонентов:
- Клиентоориентированность. Забота о покупателе, решение его потребностей.
- Уникальность. Формулировки, выделяющиеся среди аналогичных компаний, акцент внимания на отличительных преимуществах.
- Однозначность. Без недосказанностей и двусмысленности.
- Реалистичность. Содержание не преувеличено, правдиво, соответствует деятельности интернет-магазина.
- Запоминаемость. Лаконичные и довольно простые формулировки.
Рассказывайте, как планируете улучшить жизнь покупателя, чем выделяетесь на рынке, какие ценности транслируете. Формулировки должны быть уникальными, правдивыми и не запутанными.
Поиск и формулировка смыслов проекта: пошаговый алгоритм
Теперь перейдем к основным этапам разработки. Следуя приведенному ниже алгоритму, вы сможете быстро отыскать необходимые смыслы и правильно сформулировать их.
Этап №1: Выбор подходящего направления
Этап подготовки. На нем вы должны определиться с аспектами, которые нужно отразить в миссии компании:
- социальный – упор на философию, корпоративную культуру;
- рыночный – акцент на стратегии, продукции, конкурентах, целях на рынке;
- качественный – стремление улучшить качество жизни общества;
- частный – отражение финансовых целей.
Объемная миссия может вмещать все 4 аспекта. Однако интернет-магазину вполне достаточно сосредоточиться на одном из них. Наиболее выигрышный вариант в электронной коммерции – качественная сторона. Подход с элементами заботы о покупателях и обществе в целом больше всего импонирует аудитории.
Этап №2: Сборка основы
Этап поиска идей. В идеале проводить его в условиях мозгового штурма с участием всей команды. Чтобы «вытащить» необходимые смыслы, следует тщательно проанализировать проект и важные детали:
- сферу, особенности деятельности;
- продукцию и целевого покупателя;
- потребности и проблемы, которые решаются с помощью продукта;
- философию и ценности интернет-магазина;
- способы трансляции ценностей;
- финансовые цели проекта;
- долгосрочные стремления;
- что полезного несет компания в общество;
- пути достижения результата;
- неприемлемые действия для компании.
Чем больше ответов соберется, тем лучше. Это поможет выявить глубинный смысл, настоящее предназначение бренда.
Этап №3: Обобщение и шлифовка
Наиболее сложный этап, в процессе которого нужно выделить главное и привести информацию в презентабельный вид. Внимательно проанализируйте собранные наработки, уберите второстепенные, избыточные детали. Желательно поместить ключевую мысль в 3-5 лаконичных прицельных фраз.
Некоторые бренды растягивают формулировки на 300-500 слов, но такой вариант оптимален только для внутреннего использования между сотрудниками. Формулировки для целевой аудитории должны быть понятными и короткими.
Отберите несколько подходящих фраз, объедините их в один логичный текст и отшлифуйте его. В готовом решении оставьте самое важное и вдохновляющее. Окончательная формулировка должна легко помещаться в слайд презентации, не вызывать трудностей при произношении.
Этап №4: Тестирование на практике
На последнем этапе нужно проверить готовую миссию в деле. Обсудите ее с сотрудниками, клиентами интернет-магазина, партнерами, знакомыми. Поинтересуйтесь ощущениями, которые вызывает формулировка.
Также выясните:
- насколько понятен смысл;
- вдохновляют ли транслируемые смыслы;
- отражает ли миссия образ, ценности бренда.
Постарайтесь получить как можно больше мнений с разных сторон. Соберите все отклики и, если будет необходимо, внесите доработки в текст. Или вернитесь на второй этап, чтобы заново перебрать смыслы. Идеальный вариант редко получается с первого раза.
Примеры лучших миссий
В качестве источника вдохновения предлагаем рассмотреть удачные формулировки миссий от известных мировых и отечественных брендов.
IKEA
Цель всемирно известного бренда – создавать удобные в применении, функциональные, экологичные и привлекательные товары для дома, доступные каждому. Компания называет это «демократичным дизайном».
В основе культуры IKEA лежат оптимизм, рациональные взгляды. Компания постоянно ищет способы улучшить повседневность покупателей с помощью своей продукции.
Dell
Dell стремится стать наиболее успешной компьютерной компанией. При этом бренд не забывает и о покупателях, предлагая им лучшую технику и высококлассный уровень сервиса.
Ключевые ориентиры компании:
- ведущие технологии;
- наивысшее качество;
- конкурентные цены;
- индивидуальный подход;
- оперативная и квалифицированная техподдержка;
- финансовая стабильность.
McDonald's
Миссия популярной сети фаст-фудов – быть лучшим рестораном быстрого обслуживания, обеспечить исключительное качество еды, первоклассное обслуживание, идеальную чистоту и высокую общую ценность.
Ford
Предназначение Ford – удовлетворение потребностей покупателя за счет качественных автомобилей.
Приоритеты бренда:
- предлагать современные решения;
- максимально ускорить процесс выпуска новинок;
- оптимизировать производство на своих предприятиях;
- налаживать контакт с персоналом и бизнес-партнерами.
Coca-Cola
Бренд популярных напитков старается наделять особым смыслом все свои действия. Главной целью компания считает пробуждение оптимизма благодаря продукции и многочисленным добрым делам, которыми занимается. «Освежать тело, дух, разум» – такая фраза звучит в предназначении бренда.
Adidas
Цель Adidas – удерживать лидерство в среде всемирно известных спортивных брендов, заряжать вдохновением к спорту.
Команда компании следует определенным принципам:
- эффективность и стремление к большему;
- партнерское взаимодействие;
- упор на достоверные факты;
- открытость.
Чтобы стать брендом №1, Adidas учитывает пожелания спортсменов. Таким образом, компании удается создавать лучшую качественную обувь для спорта.
Предназначение Google заключается в упорядочивании данных со всего мира. Компания делает их доступными каждому пользователю сети. Ее поисковая система позволяет с легкостью находить любую необходимую информацию из многочисленных источников.
Принципы работы бренда:
- обеспечивать свободный беспрепятственный доступ к информации;
- показывать релевантные и достоверные данные;
- представлять информацию в наиболее удобном виде;
- заботиться о конфиденциальности данных;
- продавать исключительно рекламу.
«Аэрофлот»
Миссия компании «Аэрофлот» – не просто комфортабельные авиаперевозки для пассажиров. Бренд ставит более глобальные цели:
- помогает преодолевать большие расстояния;
- увидеть мир;
- расширить кругозор;
- поддерживать связь с родными и близкими;
- преуспевать в бизнесе.
«Сбербанк»
Самая амбициозная цель «Сбербанка» – находиться в списке лучших финансовых фирм мира. Предназначение – вселять в людей уверенность, повышать их уровень жизни, способствовать воплощению мечт.
Команду объединяют общие ценности:
- взаимопомощь, развитие, работа на результат;
- открытость, честность, постоянное самосовершенствование;
- деятельность ради интересов клиента;
- превосходство ожиданий;
- построение отношений, а не продажа продукта.
Mary Kay
Бренд Mary Kay помогает женщинам стать красивее и увереннее, реализовать стремления в работе и личной жизни. Главный смысл, который несется в массы – «Любая женщина может достичь успеха, главное – раскрыть внутренний потенциал».
В работе компания основывается на таких принципах:
- вдохновлять к достижению целей в бизнесе;
- отвечать за качество и выгоды продукции;
- прислушиваться к желаниям женщин;
- гарантировать безопасность косметики;
- заботиться об окружающей среде.
«Мегафон»
Компания объединяет страну, занимается развитием коммуникационных сетей, уничтожает барьеры. Основная задача – создать максимально комфортные условия для общения, на которые не могут повлиять границы и большие расстояния.
Вот еще несколько примеров ключевых смыслов для различных интернет-магазинов:
- предоставлять безупречный сервис;
- помогать экономить, улучшая жизнь людей;
- дарить радость и удовольствие;
- пропагандировать ЗОЖ;
- создавать качественные инновационные товары/услуги;
- способствовать реализации внутреннего потенциала;
- содействовать человеческому прогрессу;
- устранять незримые барьеры между бизнесом и покупателем;
- делать жизнь людей интереснее, ярче;
- помогать лучше выглядеть, хорошо себя чувствовать;
- создавать уют в доме.
Выводы
Зачем компания появилась на рынке, куда идет, как и ради чего – ответы на такие вопросы дает миссия.
Четко сформулированное предназначение – критерий серьезных намерений бренда. Это не слоган и не банальные слащавые фразы про выгоды и пользу для клиентов. Это глубинные смыслы, ценности, истинное предназначение, которые повышают авторитетность бренда в глазах аудитории.
Разработать собственную уникальную миссию можно в 4 этапа, рассмотренных в нашей инструкции. Исходите из особенностей, преимуществ продукта и компании и найдите то, что выгодно отличит вас от конкурентов.