Маркировка «Честный знак» была введена в российскую систему торговли в 2019 году. С этого момента производственные предприятия и компании-импортеры, работающие с определенным перечнем товаров, стали в обязательном порядке помечать продукцию специальным маркировочным знаком.
Сегодня новые условия затрагивают только ограниченное количество категорий (всего 10), но к 2024 году маркировка будет актуальной для всех товаров массового потребления. А значит, производителям и продавцам придется полностью перестраивать бизнес-процессы. О том, как это сделать владельцам интернет-магазинов и селлерам маркетплейсов, поговорим в сегодняшней статье.
Маркировка «Честный знак»: что это и для чего
«Честный знак» является национальной маркировочной системой, которая предполагает нанесение на товарные позиции специализированной двухмерной кодировки — Data Matrix. Этот код позволяет отслеживать идентификаторы товаров (SKU), перемещающиеся от производственных предприятий или компаний-импортеров к конечному потребителю.
Внедрение «Честного знака» обусловлено большим количеством контрафакта и фальсификата на российском рынке. Система была специально разработана для борьбы с этими негативными явлениями, существенно подрывающими деятельность отечественных производителей и импортеров.
С момента появления новой маркировки прошло всего 3 года, но система уже смогла доказать свою эффективность. Оборот контрафактной и фальсифицированной продукции значительно снизился.
С помощью маркировки «Честный знак» удается отследить путь продукта с момента изготовления до получения конечным потребителем. Специальные сканеры мгновенно определяют «левые» товарные позиции, которые имеют кодировку, не прошедшую регистрацию в системе.
На сегодняшний день маркировочный знак проставляется только на изделиях, которые относятся к определенным товарным категориям. В списке системы значатся:
- Молочные продукты.
- Автошины и покрышки.
- Табачная продукция.
- Лекарственные препараты.
- Вода в упаковке.
- Меховые изделия (шубы).
- Продукция легкой промышленности.
- Парфюмерные товары.
- Фотоаппараты и лампы-вспышки.
Официальный сайт государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак»
Обратите внимание, «Честный знак» и обязательная маркировка — не одно и то же. Первая распространяется на товарные категории, в которых чаще всего появляется контрафактная и фальсифицированная продукция. Вторая является обязательной для любого продукта, импортируемого в Российскую Федерацию.
«Честный знак» — обязательное условие
Маркировочная система подразумевает строгое соблюдение установленных правил. При этом внедряется она постепенно. Но уже к 2024 году специальная кодирование станет неотъемлемой частью реализации любых товарных позиций, от предметов гардероба до сложной электроники.
Производителям и продавцам прямо сейчас нужно начинать готовиться к массовой маркировке и перестраивать бизнес-процессы соответствующим образом. Ведь без специальных отметок товары нельзя будет продавать. Вложенные в них средства превратятся в пыль.
Немаркированная продукция не подлежит транспортировке, хранению и реализации. Это правило актуально абсолютно для всех участников бизнес-цепочки, включая посредников. Нарушителей ждут штрафные санкции, принудительный труд и даже вероятность оказаться за решеткой. Поэтому целенаправленно игнорировать новые условия определенно не стоит.
Маркировка «Честный знак» уже доказала свою эффективность в борьбе с контрафактной продукцией и фальсификатом
Кто обязан проставлять маркировку
Наносить специализированный маркировочный знак на товары обязаны не только производственные предприятия, но и компании-импортеры, посреднические организации, розничные продавцы. Нарушение установленных правил реализации, транспортировки и хранения является причиной административных взысканий в виде штрафных санкций или изъятия незаконной продукции.
Всем продавцам (владельцам интернет-магазинов и селлерам) необходимо зарегистрироваться в маркировочной системе «Честный знак». Без официального оформления получить доступ к кодировке и ввести продукцию в оборот не удастся.
Наказание, которое грозит нарушителям за отсутствие маркировочного знака на товарных позициях
Согласно правилам «Честного знака» на товарные позиции наносится специальная кодировка. Она содержит сведения о продукции: GTIN-код, индивидуальное номерное значение (серия), ключ и проверочный код.
Наравне с производственными предприятиями и оптовыми компаниями электронные торговые площадки проходят регистрацию в маркировочной системе. Актуально, когда онлайн-платформа занимается реализацией собственной продукции. Маркетплейс передает в «Честный знак» сведения о том, что собственником продукта стал другой владелец.
После прохождения регистрации электронная торговая площадка берет продукцию на баланс и оформляет в складской системе, а затем продает пользователям. Другими словами — превращается в равноправного участника торговых процессов. Дополнительно маркетплейс передает данные «Честному знаку» о выводе продукта из оборота после его продажи.
Стандартная модель работы с «Честным знаком»
Стандартная модель подразумевает последовательную работу нескольких участников:
- Производственное предприятие или компания-импортер.
- Транспортная организация.
- Розничный продавец.
Чтобы проставить маркировочный знак на продукцию и активировать процесс перемещения товарных позиций, каждому звену бизнес-цепочки необходимо пройти регистрацию в системе. После этого участник становится владельцем ЭЦП (электронной цифровой подписи) и подключает электронный документооборот.
За наличие соответствующих маркировочных знаков на продукт несет ответственность непосредственно производитель или компания-импортер, которая ввозит его из-за рубежа в Российскую Федерацию. Производственная организация или импортер вносит товарные позиции в общую информационную базу «Честного знака» и получает на каждое изделие индивидуальный Data Matrix-код.
Кодировка наносится на сам товар, упаковочные материалы или этикетку. Товародвижение отслеживается путем считывания кодировки специализированными сканерами. В самой маркировочной системе выход продукта из общей цепи происходит в момент его продажи. Когда товар сканируют на кассе и выдают чек покупателю.
Владелец интернет-магазина или селлер вполне могут воспользоваться данной схемой. Правда, нередко в онлайн-торговле сделать это удается лишь частично.
Стандартная модель работы с «Честным знаком»
Как маркетплейсы работают с маркировкой
В отношении селлеров, реализующих продукцию с маркировкой, электронная торговая площадка является выступает в роли посредника-комиссионера. Маркетплейс не принимает непосредственного участия в маркировочном процессе, этим занимается продавец. То есть, торговые платформы не осуществляют сканирование при перемещении продукта до конечного потребителя и не передают данные в систему «Честный знак».
Весной 2023 года ситуация будет выглядеть иначе. Электронные торговые площадки возьмут на себя ответственность по передаче информации маркировочной системе. Правда, актуально это будет исключительно для FBO-модели. Ну а FBS-схема сама по себе предполагает реализацию товаров со складов селлера, поэтому к нововведениям не относится.
Маркировка на Ozon
Электронная торговая площадка выполняет обязательную проверку товаров на наличие специальной кодировки. Без нее товарные позиции к реализации не допускаются. Когда именно необходимо маркировать товар, зависит от выбранной модели бизнес-деятельности.
FBS и realFBS-схемы
При компоновке заказа в персональном кабинете селлера необходимо отметить маркировку товарных отправляемых позиций. По завершению компоновки подготовленный продукт приобретет статус «Ожидание отгрузки».
При допущении неточностей в маркировке маркетплейс в любом случае даст продавцу закончить компоновку, но уже без редактирования. Оформлять отмену в такой ситуации не следует. Ведь основная задача продавца — вывести из товарооборота системы «Честный знак» заказанные товарные позиции.
Правила маркировки продукции на маркетплейсе Ozon
FBO-модель
Электронная торговая площадка приступает к обработке маркированных товарных позиций сразу после получения заявки на отгрузку. Отгрузить продукт будет невозможно, пока у маркетплейса не появятся данные о нанесении кодировки.
Продавцу маркетплейса предстоит:
- Сформировать заявительный документ на отгрузку в персональном кабинете селлера. Перечислить в нем товарные позиции, прошедшие модерацию, а также отметить требуемое для поставки количество.
- Создать УПД для передачи кодировки (требуется ЭДО). При этом одинаковые артикулы не указываются в разных документах передачи в рамках одной отгрузки. Также продукцию с маркировкой и без необходимо проводить с помощью разных УПД.
- Отправить сформированный документ маркетплейсу с отметкой УПД-номера, номера заявления, отправки в системе «Честный знак» и ориентировочной даты пересылки.
- Дождаться документа, подтверждающего отгрузку с электронной торговой площадки. При обнаружении недочетов вам придет уведомление от маркировочной службы. В такой ситуации селлеру предстоит составить заявительный документ снова в соответствии с правилами.
- Проинформировать маркетплейс о ТС, с помощью которого будет осуществляться отгрузка, а также оформить специальный электронный пропуск для водителя.
Маркировка на Wildberries
Эта электронная торговая площадка не принимает участие в маркировке товарных позиций. Поэтому делать сканирование кодировки и отправлять информацию маркетплейсу до отгрузки продукции самостоятельно не требуется. Что, однако, не отменяет обязательное наличие маркировочных знаков на товаре. В противном случае он не пройдет оформление на складе. Это правило актуально как для FBO-модели, так и для схемы FBS.
Работая на данной электронной торговой площадке, селлеру необходимо:
- Отправить товар клиенту (для FBS-схемы) или передать продукт на склад площадки (для FBO-модели).
- Проверить в персональном кабинете селлера наличие документа о реализованных товарных позициях с маркировкой, которые предстоит вывести из товарооборота маркировочной системы «Честный знак».
- Выполнить вывод кодов из товарооборота в персональном кабинете системы маркировки. На это у продавца есть 3 дня с момента реализации продукции. Нарушение срока карается штрафными санкциями в размере 10000-300000 рублей для юрлиц.
Товарные карточки продукции, имеющей маркировку «Честный знак» отмечаются на Wildberries соответствующими пометками
Маркировка на «Яндекс Маркет»
Этот маркетплейс допускает к реализации только продукцию с кодировкой «Честного знака», если она относится к категории, подлежащей обязательной маркировке. При несоблюдении правил селлера ждет блокировка.
Правила сканирования на данной электронной торговой площадке, опять же, зависят от выбранной модели бизнес-деятельности.
Для DBS и FBS предстоит:
- Произвести сканирование кодировки перед компоновкой и упаковкой товарных позиций.
- Ввести коды в персональном кабинете селлера.
- Отметить нужную продукцию на веб-странице заказа или в разделе «Состав заказа», следом изменить статус на «Готов к отгрузке» (для DBS-схемы). Отметить кодировку на веб-странице или в разделе «Состав заказа», а затем изменить статус на «Передан службе доставки» (для FBS-модели).
- Вывести продукт из товарооборота маркировочной системы.
При работе по FBY-модели необходимо:
- Передать сотрудникам склада электронной торговой площадки товарные позиции с кодировкой.
- Изучить итоги сканирования в персональном кабинете селлера или отчетной документации.
- Создать отчетный документ по реализованной продукции за определенное время.
- Выполнить вывод продукта из товарооборота маркировочной системы.
Как интернет-магазину продавать товары с маркировкой «Честный знак»
Владельцу интернет-магазина предстоит пройти тот же путь, что и селлеру маркетплейса. Принципиально ничего не меняется. Продавец онлайн-магазина проходит регистрацию в маркировочной системе, получает доступ к кодировке, печатает специальные коды и наносит их на упаковку товаров.
Однако при организации интернет-торговли необходимо в плане маркировки необходимо решить две основные задачи:
- Выяснить, когда и каким именно образом делать подтверждение вывода продукта из товарооборота маркировочной системы «Честный знак», если покупатель переводит оплату за товар до момента его доставки.
- Как не нарваться на нерадивого подрядчика по фулфилменту, который систематически допускает серьезные неточности в работе с маркировкой «Честный знак».
Первая задача выполняется достаточно просто. Владельцу интернет-магазина необходимо откорректировать контрольно-кассовую систему таким образом, чтобы на одну товарную позицию выпускалось два чека. Чек предоплаты, который передается клиенту сразу после оформления заказа и проведения платежа. А также чек постоплаты, передающийся покупателю в момент получения посылки. После этого продукция выводится из товарооборота маркировочной системы «Честный знак».
Ну а решение второй задачи предполагает изнурительный, порой, весьма продолжительный процесс подбора надежного партнера для сотрудничества.
Подведение итогов
Число товарных позиций, подлежащих маркировке «Честный знак», увеличивается. В 2023-2024 годах продавцам и производителям придется маркировать абсолютно всю продукцию. Поэтому глобальная перестройка бизнес-процессов — неизбежна.
Современным предпринимателям необходимо серьезно отнестись к грядущим переменам. В противном случае их бизнес-проекты и прибыль окажутся под угрозой. Немаркированные товары невозможно будет продать и даже просто транспортировать или хранить. А это огромные деньги, выброшенные на ветер.
Несмотря на кажущуюся сложность, работать с маркировкой не так проблемно. Главное — в точности соблюдать правила, установленные в отношении обязательной маркировочной системы «Честный знак».