Ведение корпоративного блога может стать отличным маркетинговым инструментом для владельцев интернет-магазинов. Это раздел на сайте, где публикуются полезные и интересные статьи с использованием уникального фото- и видео контента. Такие посты помогают формировать положительное мнение о компании, повышать лояльность аудитории, увеличивать количество посетителей на сайте. Чтобы получить от блога результат, который будет радовать статистикой посещения и повышением числа продаж, стоит придерживаться некоторых правил.
Что нужно сделать перед тем, как начать вести корпоративный блог
Было бы ошибочно полагать, что ведение блога можно начать без подготовки. Даже в таком, казалось бы, несложном деле, нужна стратегия и пошаговый план действий. Также не обойтись и без предварительного анализа. Чтобы эксперимент с корпоративным блогом не стал причиной разочарования от напрасно вложенных средств и сил, стоит придерживаться определенного порядка в действиях. Подготовка порой занимает немало времени, но в дальнейшем это положительно сказывается на результатах.
Провести анализ целевой аудитории
Прежде всего, нужно понять, для кого будут публиковаться статьи. Чтобы это прояснить, потребуется составить несколько аватаров ЦА. Каждый портрет будет олицетворять собой определенный сегмент аудитории. Когда у предпринимателя есть представление о сегментах покупателей, ему проще воздействовать на них.
Чтобы провести сегментирование, достаточно собрать информацию о потребителях, опираясь на ответы следующих вопросов:
- Что именно компания предлагает/продает клиентам?
- Кто пользуется товаром? Кому он нужен? Пол, возраст, вид деятельности и приблизительный уровень дохода клиента?
- Зачем человеку покупать продукт? Какую потребность он этим закроет?
- В каких условиях и при какой ситуации для клиента эта покупка совершится?
- Где покупатель увидит информацию о предлагаемом товаре?
- Что может препятствовать покупке? Какие сомнения есть у клиента?
После того, как основные сегменты покупателей будут определены, можно переходить к составлению портретов ЦА. Портреты составляются исходя из данных, которые получают в результате опросов действующих клиентов. Если бизнес только запускается и потребительская база еще не наработана, информацию можно искать на тематических форумах в интернете или основываясь на аудиторию конкурентов.
Портрет клиента составляется на основе следующих данных: пол, возраст, регион проживания, семейное положение, образование, место работы, уровень дохода. Вспомогательным средством станет информация об интересах потребителя, его возражениях при покупке, эмоциях, которые он испытывает после приобретения товара.
Выяснить боли и потребности покупателей
Чтобы знать, о каких ценностях говорить в блоге и как правильно демонстрировать выгоды продукта, нужно выявить боли покупателей через анкетирование. Если есть возможность провести опрос среди постоянных клиентов, то обязательно нужно ей воспользоваться. Не стоит составлять слишком длинные анкеты, достаточно пяти основных вопросов:
- Почему клиент выбрал именно эту фирму?
- Какую потребность клиента закрывает данный товар?
- Что нравится и не нравится в продукте?
- Что именно повлияло на выбор покупателя?
- Почему клиент не приобрел продукт раньше?
Если возможности проведения анкетирования нет, тогда стоит понаблюдать за подписчиками бренда в соцсетях: что это за люди, на кого они подписаны, какие у них интересы, как они отдыхают и проводят свободное время, что пишут в комментариях?
Тематические форумы и мониторинг аудитории конкурентов дают предпринимателю возможность составить предполагаемый портрет ЦА, если он только начинает развивать свою коммерческую деятельность. На форумах можно найти информацию о том, что больше всего волнует клиентов: их сомнения, страхи, боли, проблемы. На основании анализа подписчиков соперничающих брендов также составляется портрет покупателя исходя из доступных сведений: отзывы, комментарии, тип аккаунтов, их интересы и подписки.
Стоит отметить, что не всегда клиенты идут навстречу и охотно участвуют в анкетировании. Поэтому за прохождение опроса можно дать покупателю какой-то бонус: скидку, полезный гайд, инструкцию или чек-лист.
«Определить язык», на котором говорят потребители
Важно понимать, что целевая аудитория — это не что-то вымышленное и эфемерное. Это люди с реальными проблемами, потребностями и интересами. И чтобы максимально точно донести до покупателей информацию о пользе того или иного продукта, нужно говорить с ними на одном языке.
В поисках точек соприкосновения с аудиторией не обойтись без некоего подражания манере общения покупателей. Но делать это стоит крайне осторожно и аккуратно, ведь именно в блоге задается tone of voice — тональность бренда, которая демонстрирует ценности и общую философию компании.
Приемлемый язык общения в блоге должен выстраиваться исходя из данных о ЦА. Если подавляющее большинство клиентов — это мужчины средних лет, интересующиеся мотоциклами и автомобилями, значит и стиль написания постов должен быть соответствующим: техническим, умеренно деловым, экспертным и лаконичным. В таком случае слишком длинных статей не нужно. А вот полезная информация с рассказом о личном опыте использования товара лишней не будет.
Работа над языком ЦА может быть долгой. Здесь важно постоянно оценивать реакции пользователей на тот или иной стиль текстов. В зависимости от настроения покупателей и их потребностей будет меняться и язык. Поэтому примерно раз в три месяца нужно анализировать аудиторию.
Составить контент-план
О чем писать в блоге — вопрос, который может поставить в тупик практически каждого предпринимателя. Чтобы не сталкиваться с трудностями на этом этапе, нужно заранее продумать темы, которые будут освещаться в блоге. Обычно контент-план составляется на месяц. Статьи делятся на три основных категории: информационные, обучающие и продающие. В блоге интернет-магазина лучше публиковать информационные тексты, которые будут давать читателю какую-то пользу.
Это может быть обзор на популярную технику для дачников, подборка актуальных украшений, советы о том, как подготовить велосипед к весне или как обезопасить дом с появлением в семье малыша. Внутри статей размещаются ссылки на товары.
Периодичность публикации текстов каждый владелец сайта определяет сам, исходя из возможностей платформы, на которой размещен интернет-магазин. Не обязательно размещать статьи каждый день. Достаточно 2-3 раз в неделю.
Если возникают затруднения с выбором подходящих тем, можно воспользоваться тематическими форумами или подглядеть в комментариях в соцсетях, что именно обсуждают пользователи. Существуют специальные сервисы, где можно отслеживать трендовые темы и запросы в определенных нишах:
- Яндекс. Вордстат;
- keywordtool.io;
- планировщик ключевых слов Google;
- парсер ключевых слов «Магадан»;
- keys.so;
- rush-analytics.
Распределить задачи сотрудникам
Важно знать заранее, кто возьмет на себя обязанности по ведению блога и написанию статей. Это может быть как штатный сотрудник, так и подрядчик со стороны. Многие предприниматели заказывают услуги контент-агентств. В любом случае, это должен быть организованный и понятный процесс, чтобы владелец сайта не испытывал дополнительных проблем от ведения блога. Утверждать контент-план с темами на месяц может сам предприниматель либо другой ответственный за это человек: например, маркетолог.
За поиск тем тоже могут отвечать разные люди. Копирайтер, который пишет статьи, маркетолог, занимающийся вопросами продвижения товаров и интернет-магазина.
Найти новые источники трафика
Чтобы посещаемость сайта увеличилась, нужно сделать так, чтобы статьи в блоге увидело как можно больше людей. Самостоятельно на сайт они не придут. Как же тогда привести посетителей в блог? Этот вопрос решается просто: email-рассылками, SEO-продвижением и ведением соцсетей.
Целесообразно будет в первую очередь заняться SEO-продвижением блога. Специально обученные люди работают над тем, чтобы при введении определенных поисковых запросов пользователям выдавались результаты со ссылками на блог сайта. Если читатель получит ответ на свой вопрос на страницах блога, вероятнее всего, он подпишется на рассылку.
Стоит отметить, что получить email потенциального покупателя не так-то просто. Сначала нужно заинтересовать пользователя. Для этого можно предложить читателю какую-то «плюшку»: бесплатный чек-лист, гайд, инструкцию, скидку на первый заказ. Это называется лид-магнитом. Если человек захочет получить этот лид-магнит, то он обязательно оставит свои контакты, а владелец сайта получит email потенциального клиента.
Вместе с увеличением числа контактов в базе будет расти и число клиентов. Как показывает статистика, 61% потребителей совершают покупки после прочитанных статей или постов компании. А 70% покупателей узнают о брендах благодаря блогу, а не рекламе.
Формат ведения соцсетей немного отличается от формата блога. Но это даже плюс. Посты в соцсетях можно выкладывать ежедневно. Здесь не требуется наличия глубокого экспертного контента. Достаточно ярких, привлекательных изображений товара и немного слов о преимуществах продукта.
Как правильно вести корпоративный блог
На сегодняшний день ведение корпоративного блога — это беспроигрышное решение. При грамотном подходе этот инструмент способен не только привлечь новых посетителей и увеличить продажи, но и снизить стоимость лида при настройке контекстной или таргетированной рекламы. Эффективность других инструментов продвижения тоже повышается при условии правильного подхода.
Придерживаться этики
Пытаясь разговаривать на одном языке с подписчиками, не стоит забывать о культуре. Иногда допустимо в статьях употреблять сленг, чтобы более точно выразить мысль и донести смысл до читателей, принадлежащих к определенной профессиональной группе. Аккуратнее следует быть с жаргонизмами — выражениями, которые относятся к экспрессивной и специфической лексике.
Также не стоит в статьях и постах рассказывать о случаях с проблемными клиентами, даже если очень хочется. Критиковать покупателей нельзя. Упоминать неудачи компании — не самая лучшая идея контента. Если цель статьи — познакомить читателя с брендом, лучше рассказывать об успехах и достижениях и умалчивать о провалах.
Использовать уникальный материал
Контент, размещаемый в блоге, должен быть оригинальным. Бессмысленно копировать чужие тексты, от этого еще никто не выиграл. От качества статьи зависит глубина просмотра, позиция сайта в поисковой выдаче. К тому же алгоритмы соцсетей настроены так, что не оригинальный пост с уникальностью ниже 50% будет распознан как плагиат. А если несколько постов подряд будут заимствованы из другого источника, паблику может грозить блокировка.
Давать покупателям пользу через статьи
Чтобы повысить доверие к бренду и вызывать интерес читателей к блогу, статья в первую очередь должна быть полезной и качественной. В интернете слишком много разных непроверенных данных, от которых люди уже устали. И поэтому около 80% информационного потока практически не воспринимаются пользователями. Трудно просочиться через такой объемный поток и вызвать искренний интерес у посетителей. Поэтому над качеством материала работать нужно особенно тщательно. Если статья для потребителя не окажется полезной, вряд ли он в следующий раз откроет ссылку на блог.
Проводить регулярные обзоры
Покупателей всегда интересуют новинки. Информационные статьи со вставкой видео обзора — отличный способ удовлетворить любопытство пользователей и вызвать интерес к новому продукту. Регулярные обзоры электроники, бытовой техники, интерактивных детских игрушек позволят повысить посещаемость на странице и увеличить число продаж и лояльных покупателей.
Привлекать экспертов
Люди привыкли доверять блогерам, лидерам мнений в определенных областях. Это тоже можно использовать в блоге. Например, проводить интервью с приглашенными экспертами на актуальные темы. Внутри публикации будет уместно упомянуть какой-то товар, связанный с обсуждаемой темой и представленный в интернет-магазине и разместить ссылку на него.
Отслеживать эффективность показателей
Чтобы понять, насколько эффективно ведение блога, нужно время от времени проводить анализ. С помощью специальных метрик в настройках сайта можно отследить количество просмотров статей, время, которое пользователь провел на сайте и по каким ссылкам переходил. Также хорошо бы отслеживать конверсию блога. Это параметр, который показывает, сколько раз покупатели перешли из блога по ссылке в интернет-магазин. Хорошей статистикой блога можно считать тот момент, когда после 3 недель чтения блога посетитель стал клиентом и оформил первый заказ.
Что нужно помнить при ведении корпоративного блога
Материал, который публикуется в блоге, будет ценным только лишь тогда, когда будет правдивым. Это не означает, что нужно погружать читателя в шок, вываливая на него всю правду: официальную статистику, неутешительные прогнозы экспертов. Пользователям и так хватает негатива, который транслируется с экранов телевизора и других источниках СМИ.
Важно постараться сделать так, чтобы читая блог, посетитель испытывал комфорт. Поэтому стоит позаботиться не только о подборе позитивных материалов, но и о дизайне блога. Согласно исследованиям, чем спокойнее цветовая гамма на сайте, тем больше проводит времени пользователь на ресурсе. Лучше отказаться от ярких, кричащих оттенков, отдав предпочтение натуральным природным цветам: бежевый, зеленый, коричневый. Также стоит продумать возможность использования темной темы в настройках блога, чтобы в позднее время суток не вызывать дискомфорт у посетителей.
Корпоративный блог — один из ключевых и самых эффективных инструментов маркетинга. Но не стоит надеяться только на этот способ продвижения и ждать ошеломительных результатов в ближайшее время после его запуска. Блог требует времени и ресурсов, но поддерживая его актуальность, можно надеяться на вовлеченность пользователей, повышения позиций в поисковой выдаче и рост продаж.