Примеров, когда предприниматели делали рывок в непростые времена - масса. Хотите оказаться в их числе - прочитайте нашу новую статью. Главное не опускать руки и действовать быстро и в правильном направлении. Материал будет полезен владельцам интернет-магазинов и бизнесменам, которые пока не перешли в онлайн.
Мы разбили статью на два больших раздела: первый посвящен владельцам интернет-магазинов, второй - офлайн-бизнесу. Можете прочитать все или сразу перейти к интересующей главе.
Сразу справка: дистанционная торговля на период кризиса не запрещена законом. Это делает ее соломинкой для классического сегмента розницы. Больше того: ее легитимизировали Постановлением Правительства № 762-р от 27 марта 2020 года. Поэтому для онлайн-продавцов технически ничего не меняется. А вот в плане маркетинга, продвижения и ассортимента меняется очень многое. И да: секретных рецептов не будет, потому что их не существует. Кнопку “Заработать в кризис” пока не придумали. Здесь только обкатанные в торговле приемы работы, актуальные во все времена. Основной посыл - подстроиться под изменившиеся требования рынка.
Что делать интернет-магазинам
Скорректировать ассортимент
Мы не призываем спекулировать на защитных масках, имбире, чесноке, лимонах или что там еще подорожало. Хотя доля здравого смысла во всем этом есть. Но речь скорее о другом: в условиях пандемии упал рынок некоторых товаров и услуг, среди которых:
- цветы, букеты на заказа;
- дорогостоящие товары - мебель, техника;
- бьюти-индустрия;
- фитнес услуги;
- компьютеры, комплектующие (здесь дело не только в карантинных мероприятиях, но и в выросшем курсе доллара);
- другие товары и услуги.
Пытаться каким-то образом продавать товары в этих нишах - гарантированно прогореть. Поэтому нужно срочно перепрофилироваться. Вот какие товары будут пользоваться спросом в ближайшее время:
- продукты питания. Эта категория будет востребована при любой экономической ситуации, пандемиях, курсе доллара и ценах на нефть. Питаться люди будут всегда, поэтому такой стартап является почти беспроигрышным. Фишка в том, что текущая ситуация избавила вас от вечной проблемы малого бизнеса - крупных сетевиков. “Пятерочки” и “Магниты” не слишком-то сильны в онлайне, поэтому мяч на вашем поле. Здесь мы писали, как открыть интернет-магазин продуктов питания;
- медицинские товары. Подчеркнем: товары, а не лекарства. Продавать последние дистанционным способом запрещено законом о защите прав потребителей и другими нормативными актами. Хотя в свете последних событий препараты могут разрешить продавать через интернет: соответствующий законопроект в третьем чтении принят Государственной Думой;
Категории товаров в интернет-аптеке
- фаст-фуд, готовые блюда, напитки. Этот сегмент бизнеса переживает настоящий подъем. Причины понятны: заведения общепита закрыты, при этом масса людей привыкла питаться в таком формате. Доставка еды на дом для них - комфортный выход из положения;
- одежда и обувь. Как по заказу режим самоизоляции и длинные выходные объявили в межсезонье, когда большинство людей не успели сменить гардероб на весенний. Торговые центры закрыты, “Алиэкспресс” - долго и страшно. Поэтому здесь кроются большие возможности для заработка. Можно даже запустить под это дело отдельный интернет-магазин, если вы пока не связаны с продажами одежды. Об этом расскажем чуть ниже, а будет время, почитайте как открыть интернет-магазин одежды и где искать поставщиков;
- товары для строительства, отделки и ремонта. Тоже отличная бизнес-идея в кризис. Торговые центры типа OBI и Castorama закрыты, это раз. У граждан неожиданно появилось много свободного времени - это два. Многие решат не тратить его впустую и сделать в квартире ремонт, который откладывался годами;
- бытовая химия и промтовары первой необходимости. Население сидит по домам, а значит потребление таких вещей закономерно возрастет. Правда, под такое дело понадобится запустить новый интернет-магазин на InSales, так как бытовую химию трудно представить в ассортименте магазина, например одежды. Хотя продавать ее в магазине стройматериалов или даже продуктов питания вполне допустимо;
Создать интернет-магазин на платформе InSales
- автозапчасти. Транспорт ходит, машины ломаются. Если работаете с корпоративными клиентами - тут вообще без вариантов. Варианты запуска магазина запчастей - здесь, про поиск поставщиков - тут;
- товары для хобби и творчества. Согласно исследований компании “Яндекс”, товары для хобби в интернет-магазинах заказывает 28 процентов опрошенных. В офлайне многие вещи не купишь - магазины типа “Леонардо” закрыты. К тому же там дорого, да и ассортимент оставляет желать лучшего. Вот покупатели и ищут отдушину в интернете, тем более, что у населения неожиданно появилась куча свободного времени, не то что у автора этой статьи. Время нужно чем-то занять, вот и вспомнят про забытые хобби.
Открыть второй (третий, десятый) интернет-магазин
К счастью, сегодня это не проблема. Создать интернет-магазин на платформе InSales можно за пару дней, причем с поставщиками, системой оплаты, организованной доставкой и другими фишками. До конца кризиса успеете, это точно.
В чем здесь смысл: не всегда можно дополнить или расширить ассортимент существующего интернет-магазина. Не продавать же автозапчасти со страницы цветочного магазина. Надо запускать отдельный бизнес.
Пошагово это выглядит так:
- создаем сайт интернет-магазина на платформе InSales. Оформляем дизайн в соответствии с ассортиментом. Можно выбрать один из готовых шаблонов, заказать индивидуальное решение в проектном отделе InSales или у партнеров компании;
- прямо внутри сервиса находим поставщиков, прикручиваем систему оплаты и онлайн-кассу. Здесь же можно заняться продвижением, найти курьерскую службу - словом сделать все под ключ. Это очень важно в условиях сжатых сроков, когда счет идет на дни. Делать все по отдельности просто нет времени;
- закрываем административные моменты. Здесь все зависит от направления деятельности и ассортимента товаров. Например, если собрались переключиться на продукты питания или общепит, понадобится выполнить санитарные требования. Для продажи одежды и обуви придется подключиться к системе обязательной маркировки. И так далее. Обязательно подайте в налоговую заявление по форме Р24001 (для ИП) или Р14001 (для юрлиц) о новых кодах деятельности по ОКВЭД;
- занимаемся продвижением нового интернет-магазина. Быстрые способы - контекстная реклама, ретаргетинг, медленные - линкбилдинг, SEO-инструменты. Занимайтесь всеми - эффекта будет больше;
- создаем филиалы интернет-магазина во всех популярных соцсетях: “ВКонтакте”, Instagram, Facebook, “Одноклассниках”. Самостоятельно или при помощи SMM-менеджера. Будет возможность получать заявки с этих площадок и значительно увеличить охват;
- регистрируемся на популярных маркетплейсах. Они обеспечат неплохой целевой трафик и продажи.
Оптимизировать службу доставки
Конъюнктурный тренд - уклон в курьерские службы, на них и надо поднажать. Продажи через точки выдачи заказов закономерно упадут по двум причинам: гражданам запрещено покидать дома без крайней необходимости и люди элементарно опасаются вступать в лишние контакты.
Изменения будут только количественными, принципиально менять схему работы не обязательно.
Вот что нужно делать:
- нанять побольше курьеров. Это если доставка собственная. В случае с курьеркой на аутсорсе необходимо уведомить контрагентов об увеличении объемов работ, при необходимости пересмотрев договора;
- оснастить курьеров необходимым торговым оборудованием: онлайн-кассами, сумками-холодильниками, термосумками;
- позаботиться о санитарной безопасности сотрудников на доставке: выдать им средства защиты органов дыхания, проинструктировать касательно мытья рук и необходимости соблюдать дистанцию в 1,5 метра от покупателя;
- оптимизировать работу с транспортными компаниями. Здесь посложнее: если раньше вы отвозили грузы до терминала сами, то теперь это должен делать исключительно курьер. Это же касается доставки на стороне клиента: он не должен ехать за заказом в отделение ТК. Оттуда до квартиры - тоже курьером;
- при необходимости уведомить клиентов об изменении условий доставки: увеличении стоимости, изменении сроков и технических деталей.
Что делать офлайн-магазину
Перейти в онлайн, очевидно же. Благо в текущих условиях запустить дистанционную торговлю сможет каждый, кто держал в руках смартфон. К тому же, компания InSales разработала специальное антикризисное предложение для таких случаев. Оставить заявку на переезд бизнеса в онлайн можно, перейдя по этой ссылке.
Переезд из офлайна в онлайн на InSales
А можно сделать все и самостоятельно. Запустить интернет-магазин на InSales под силу каждому.
Вот пошаговый алгоритм:
- Регистрация на платформе InSales. После того, как вы оставите адрес электронной почты, интернет-магазин будет создан за 15 секунд.
- Выбор тарифного плана. Зависит от количества размещаемых товаров, приоритетности саппорта, наличия дополнительных услуг. Есть бесплатный пробный период 14 дней. В любом случае вы будете приятно удивлены: ежемесячная плата сопоставима со стоимостью аренды нескольких метров коммерческой недвижимости.
- Настройки дизайна. Как мы уже говорили, можно выбрать один из готовых шаблонов (есть платные и бесплатные), воспользоваться услугами проектного отдела или обратиться к партнерам InSales.
- Если у вас уже есть пул поставщиков, этот пункт можно пропустить. Если нет, вы можете найти их прямо внутри платформы. В “Инсейлс” это просто: достаточно подключить нужный модуль при помощи готовой интеграции.
- Загрузка товаров. Путей тоже несколько: создать карточки вручную, загрузить каталог целиком или сделать комплекты. В первом случае придется делать качественные фото и описания.
- Подключение системы оплаты. Она должна быть интегрирована с сайтом, онлайн-кассой и расчетным счетом в банке. Тоже делается с помощью готовых интеграций.
- Продвижение нового сайта в интернете. В офлайне про вас знают все, а в сети - пока никто. Чтобы исправить ситуацию нужно настроить на сайт трафик. Запустите контекстную рекламу на “Яндекс.Директ” и Google Adwords, настройте таргетинг, займитесь SMM-продвижением (это маркетинг в соцсетях).
Теперь еще один важный момент - перевод сотрудников на удаленную работу. Об этом мы написали целую статью - почитайте на досуге.
Вот список сервисов, которыми придется воспользоваться:
- видео и аудиосвязь между сотрудниками - Skype, Zoom;
- корпоративные мессенджеры, совместная работа над проектами и задачами - Trello, Slack, “Битрикс 24”;
- облачные сервисы для хранения данных - “Яндекс.Диск”, Google Drive;
- сервисы автоматизации работы с клиентами (клиентские базы, управление заказами, аналитика, рассылки) - AMO CRM, “Битрикс 24”, Retail CRM;
- сервисы для управления складскими запасами - товароучетная система “ЕКАМ.Учет”, “МойСклад”;
- системы электронного документооборота (нужны для обмена данными с контрагентами) - “Диадок”, “Такском”, “Калуга Астрал”.
А теперь настало время применить полученные знания на практике. Вы в курсе, что делать - так начните прямо сейчас. По всем вопросам обращайтесь к специалистам компании InSales в удобное для вас время. Поддержим, поможем, подскажем, внедрим. Удачных продаж!