Товары не появляются на витринах сами собой, их кто-то изготавливает, а затем поставляет. Главная зависимость и магазинов у дома, и интернет-магазинов — всем им нужен этот «кто-то» — надёжный поставщик качественного товара. Как найти поставщика, на что обратить внимание и что учесть при оценке потенциального партнёра — поговорим в статье.
Категории поставщиков
Производители
Это фабрики, заводы, производства, которые сами делают товары. Обращаясь напрямую к производителю, вы сможете закупить продукцию по цене ниже. Но есть и минус: производителям невыгодно и неудобно продавать товары маленькими партиями, поэтому часто минимальный объём заказа бывает сложно потянуть одному предпринимателю. Кроме этого, у производителей часто нет службы логистики, то есть доставка товара до склада тоже ляжет на ваши плечи.
Дистрибьюторы
Это посредники между производителями и продавцами, они закупают товары крупными партиями и продают небольшим компаниям. Дистрибьюторы обычно сотрудничают сразу с несколькими производителями и предлагают не один вид продукции. Например, если вы продаёте детскую одежду, то можно расширить товарный ряд моделями разных фабрик. Это удобно, но дистрибьюторы делают наценку на товары, закупочная стоимость для вас будет уже выше, чем у производителя.
Импортёры
Импортёры тоже закупают товары на производствах, только зарубежных. Они берут на себя логистику, оформление документов и проверки на таможне. Наценка на товары будет высокой, но удобнее работать с импортёрами, если вы продаёте товары, произведённые не в России, чем закупать их самостоятельно.
Розничные продавцы
Некоторые интернет-магазины покупают товары у других розничных продавцов. Вариант подходит для очень нишевых магазинов или в ситуациях, когда другие каналы поставки недоступны. Это самая дорогая опция закупки товаров, поскольку розничные цены включают в себя надбавки всех предыдущих звеньев цепочки поставок.
Где искать поставщика?
Онлайн-платформы. Это сайты-агрегаторы для поиска поставщиков и производителей товаров. Например, онлайн-каталог «Производство России» или сайт «Поставщики.Ру».
Выставки и ярмарки. Это мероприятия, где можно лично встретиться с производителями и дистрибьюторами, получить образцы продукции и провести переговоры. Плюс такого способа — вы лично увидите продукт и убедитесь в его качестве, прежде чем делать закупку. Найти даты и места проведения выставок можно на городских порталах, или вбив в поиск запрос, например: «выставка сельскохозяйственной продукции во Владимире».
Рекомендации или «сарафанное радио». Контактами могут поделиться знакомые, бывает, что поставщик надёжный, но торговая точка не может продать всё, что поставляется, тогда владелец магазина предлагает сотрудничество коллегам. Общайтесь на отраслевых форумах и сообществах в социальных сетях, например в телеграм-канале «Поставщики/Оптовики».
Прямой контакт. Если вы точно знаете, какой товар хотите продавать, можно встретиться и пообщаться с производителями. Зайдите на сайт производства, найдите контактную информацию и обратитесь к ним с предложением о сотрудничестве. Это может показаться сложным способом, так как некоторые производители предпочитают работать только через дистрибьюторов, однако при удаче вы получите лучшие условия.
Управление закупками
Разбираемся, как проходит этот процесс поэтапно:
Выявление потребности
Решите, что нужно закупить: проведите анализ вашей целевой аудитории и её потребностей.
Анализ склада
Проведите анализ того, сколько продукции вы сможете принять на свой склад. Это поможет избежать ситуаций, когда на складе не хватит места для новых товаров, или наоборот — товары будут закуплены в недостаточном количестве.
Выбор поставщика
Далее наступает этап оценки и выбора поставщиков. На этом этапе вы рассматриваете различных кандидатов, их условия, цены и отзывы о сотрудничестве, принимаете решение.
Заказ товара
Следующий шаг — заказ товаров. Согласуйте сроки поставки и другие условия сотрудничества с поставщиком.
Поступление и осмотр товара
Получив товар, тщательно его осмотрите, убедитесь, что всё поставлено в соответствии с заказом, товары не повреждены.
Подготовка и подписание документов
Последний этап включает в себя подготовку и подписание всех необходимых документов, подтверждающих сделку: товарных накладных, актов приемки-передачи и т.д.
Управление закупками кажется сложным процессом, но делать это легко и удобно с сервисом inSales.
Критерии выбора поставщика
Требования к товарам, услугам и поставщикам
Чтобы определить требования к поставщику, изучите лицензии, сертификаты и другие нормативные акты, которые должны сопровождать продукцию. Товары должны быть промаркированы, иметь штрих-коды. Установите дату срока годности, с учётом доставки и хранения, если продаёте то, что может испортиться.
Требования к товарам для реализации через магазины группы компаний «Батыр»
Проверка поставщика
Где и как собрать информацию о поставщике:
-
Официальный сайт компании. Здесь можно найти информацию о предлагаемых товарах, ценовых условиях и политике компании.
-
Отзывы других партнёров на сторонних ресурсах. Поищите их на форумах или поспрашивайте коллег.
-
Финансовые отчёты поставщика. Изучите финансовые отчеты компании за последние несколько лет. Это поможет понять, насколько финансово стабильной и надежной является организация.
-
Экскурсия к поставщику. Попробуйте «напроситься» на экскурсию к потенциальному поставщику. Посещение производства или склада даст вам ясное представление о масштабе бизнеса и качестве продукции.
Оценка стоимости товара или услуги
Чтобы оценить стоимость закупаемого товара примите во внимание эти пункты:
Качество. Сравните стоимость товаров или услуг среди разных поставщиков, не забыв оценить качество. Задавайте вопросы о материалах, процессе производства или предоставляемых гарантиях.
Стоимость доставки. Уточните, предлагает ли поставщик услуги по доставке, есть ли у него договорённости с транспортными компаниями и как это может сказаться на общей стоимости заказа.
Возможные скидки. Поинтересуйтесь о них, особенно если планируете крупные закупки. Многие поставщики готовы предложить особые условия для долгосрочного сотрудничества.
Стоимость информационного сопровождения и рекламы. Если товар или услуга уже известны покупателям и поставщик даёт маркетинговые материалы или фото для сайта — это может значительно уменьшить затраты на рекламу и продвижение. В противном случае, вам придется вложить дополнительные средства в информационное сопровождение товара, это стоит учесть при оценке.
Проверка надежности поставщика
Во время этой проверки изучают следующее:
— Занимается ли потенциальный партнер законным бизнесом;
— Каково его финансовое положение;
— Существуют ли налоговые или юридические проблемы;
— Отзывы от его клиентов.
Тестирование продукции
Вы можете организовать пробную закупку товаров, чтобы убедиться, что продукция действительно соответствует заявленному. Можно провести проверку образцов в сертифицированной лаборатории.
Готовность к долгосрочным отношениям
Оцените, сможете ли вы сотрудничать с поставщиком вдолгую. Некоторые производители как раз стремятся к таким отношениям. Для вас важно убедиться, что партнёр:
— гибкий и может быстро адаптироваться к ситуации;
— надёжный, выполняет обещания;
— коммуникабельный, не пропадает и не оставляет без ответа ваши обращения.
Проверка поставщика на месте или аудит
Если речь идёт о больших объёмах и желании сотрудничать с производителем долго, то стоит провести аудит. Для аудита можно нанять специалиста, который оценит реальное положения дел.
Заключение контракта
Заключение контракта с поставщиком – это ответственный этап, чтобы процесс прошел гладко, обратите внимание на следующие шаги и аспекты.
-
Предварительное обсуждение условий. Прежде чем приступить к формальному оформлению документов, обсудите с поставщиком: цены, объемы поставок, сроки доставки и т.д.
-
Составление и подписание документа. В контракте должны быть прописаны все условия сотрудничества, если в вашем штате нет юриста, можно обратиться к стороннему специалисту.
-
Условия оплаты и поставки. Оговаривайте условия поставки товара, ответственность за транспортировку, страхование и сохранность товара до момента его получения.
-
Правила возврата и обмена товара. Пропишите, что делать, если товар поступает с браком, пришёл не в той комплектации или необходимо его вернуть по другим причинам.
-
Последующая поддержка и гарантии. Пропишите гарантии поставщика и свои собственные.
Контроль работы действующих поставщиков
После заключения контракта продолжайте мониторинг ваших текущих партнеров. Задокументируйте любые несоответствия в работе поставщиков, например, отсутствие необходимой документации, нарушения условий транспортировки, дефициты поставок, задержки, жалобы на качество материалов в производстве и т.д., если они есть.
Часто задаваемые вопросы о поиске поставщиков
Что такое база поставщиков?
База поставщиков — документ, в котором собраны адреса, телефоны и другие контакты производителей и крупных дистрибьюторов.
Чем отличается поставщик от производителя?
Производитель — это компания, которая занимается изготовлением товаров. Поставщик — может быть производителем или посредником, который закупает товары для перепродажи.
Чем отличается поставщик от продавца?
Поставщик и продавец выполняют разные задачи. Поставщик обеспечивает наличие товара, закупая его у производителей или производя самостоятельно. Продавец — непосредственно реализует товар конечному покупателю.
Кто выбирает поставщика в компании?
Решение о выборе поставщика обычно принимается коллективно — участвуют руководители компании, отдел закупок, иногда финансовый отдел. Отдел закупок проводит первоначальное исследование, собирает предложения и анализирует условия сотрудничества. Финансовый отдел оценивает предложения с точки зрения бюджета и выгоды. В некоторых случаях за советом и одобрением обращаются к руководству компании, особенно если предстоит заключение крупного или стратегически важного контракта.
Заключение
Поставщики делятся на четыре категории, но чаще всего интернет-магазины сотрудничают с производителями и дистрибьюторами. Найти их контакты можно на онлайн-платформах, выставках или по рекомендациям. Критерии поиска поставщика могут меняться, в зависимости от ниши вашего магазина, но основными будут: качество товара, юридическая чистота компании, готовность к заключению договора и соблюдению его условий. Можно составить собственный чек-лист критериев, включив туда пункты, без которых бизнес не сможет работать.