Создать интернет-магазин на основании шаблона довольно просто. Гораздо сложнее оптимизировать его под специфику определенного бизнеса, особенно, если это делает сторонняя IT-компания. Чтобы разработчик в итоге создал привлекательный и хорошо продающий сайт, обязательно нужно составить техническое задание интернет-магазина, отражающее все «хотелки» заказчика. Как быстро и правильно составить такой документ, вы узнаете из этой статьи.
Что такое техническое задание?
По своей сути техническое задание или ТЗ – это документ, в котором изложены требования заказчика к интернет-магазину. На основании ТЗ разработчик создает дизайн, структуру и функционал сайта. Поэтому чем детализированнее будут изложены требования, тем меньше возникнет проблем при окончательной приемке работ.
Техническое задание помогает объединить первоначальные идеи и результат
Кроме того, техническое задание является частью договора на разработку, условий которого исполнитель должен неукоснительно придерживаться.
Кто составляет ТЗ на разработку интернет-магазина?
Обычно у заказчика на момент принятия решения о создании интернет-магазина уже существует ряд, как минимум, расплывчатых требований к нему. Поэтому задача исполнителя – структурировать запросы клиента и оформить их в текстово-графическом виде. Написать ТЗ может как заказчик, так и разработчик.
Если ТЗ составляет заказчик
Это идеальный вариант для обеих сторон, но только в случае, если техническое задание создано правильно. Тогда исполнителю не нужно тратить своё время и что-то выдумывать, а клиент получает экономию на разработке документа.
Преимущества составления ТЗ для интернет-магазина
При составлении ТЗ заказчиком также может понадобиться пару интервью для уточнения деталей проекта.
Если ТЗ составляет исполнитель
Нужно заметить, что исполнитель может только написать документ с техническим заданием, но базовые требования к нему, в любом случае, должен предоставить заказчик. Только клиент знает, в каких тонах оформить интерфейс, какая прогнозируемая посещаемость ресурса, какие способы оплаты будут поддерживаться, какие разделы планируется создать и так далее.
Обычно разработчик составляет ТЗ от общего к частному, периодически согласовывая требования с заказчиком во время, так называемых, интервью. В итоге получается документ, который устраивает клиента и который разработчики реально могут выполнить.
В чем выгода составления ТЗ интернет-магазина?
От составления технического задания пользу получает, как заказчик интернет-магазина, так и его разработчик.
Выгоды для заказчика:
- Понимание, за что будут заплачены деньги. В ТЗ заказчик видит конкретные дизайнерские решения и функции, которые он покупает. Кроме того, ещё до начала разработки можно внести коррективы в структуру, избежав расходов на переделки.
- Оценка компетентности исполнителя. По грамотности, логичности предложенных решений можно выяснить, стоит ли вообще пользоваться услугами этого разработчика.
- Юридическая защита от недобросовестного исполнителя, который не захочет выполнить все свои обязательства по договору.
- Перестраховка от разрыва отношений с исполнителем. При прекращении договора с разработчиком по тем или иным причинам, у заказчика остается, как минимум, готовое ТЗ, а как максимум – ещё и права на готовую часть сайта.
- Оценка реальной стоимости разработки. Иногда ряд мелких, но очень желаемых заказчиком функций обходятся в значительные суммы. И составление технического задания на разработку интернет-магазина помогает выявить подобные нюансы.
Выгоды для разработчика:
- Четкое понимание запросов заказчика. Довольно часто клиенты выражаются терминами «элегантный», «современный», который фактически могут подразумевать что угодно. Чтобы придать этим словам однозначный смысл, и нужно техническое задание.
- Перестраховка от внезапных необоснованных запросов заказчика. С согласованным ТЗ разработчик всегда может предъявить клиенту очередной счет за дополнительный функционал или переработку существующего.
- Наработка своего портфолио, которое потом можно использовать в рекламных целях.
- Дополнительный заработок, ведь составление технического задания входит в общую себестоимость проекта.
- Ускорение разработки за счет заранее продуманного поэтапного плана работ, для выполнения которых имеются все необходимые инструменты.
После осознания важности технического задания для обеих сторон переходим непосредственно к принципам его составления.
Принципы разработки технического задания
Перед тем как перейти к структуре и этапам разработки технического задания интернет-магазина, необходимо разобраться с принципами, на которых весь этот процесс построен. Знание этих правил позволит значительно облегчить работу по написанию ТЗ.
Четкость и конкретизация терминологии
При написании ТЗ крайне желательно избегать двузначной терминологии, абстрактных и относительных понятий. Нельзя написать в тексте задания «Создать красивую большую кнопку с надписью КУПИТЬ», потому что понимание терминов «красивая» и «большая» у всех разное. Размеры, например, лучше характеризовать в пикселях или процентах ширины/высоты экрана.
Пример правильно и неправильной формулировки требования
Компетентный разработчик самостоятельно будет «вытягивать» из клиента во время интервью подробные характеристики каждого элемента и отображать их в ТЗ. Ведь никто не хочет потом бесплатно переделывать код из-за слов заказчика «Я имел ввиду другое».
Кроме того, зачастую предприниматели, впервые заказывающие сайт, высказывают невозможные или взаимоисключающие требования. На их выявление и проработку уходит много времени. Но лучше во всем разбираться сразу, чем потом идти на конфликт с заказчиком или переделывать работу.
Информирование разработчика о глобальных целях проекта
Чтобы процесс разработки и написания ТЗ интернет-магазина был более быстрым и эффективным, расскажите исполнителю о своем бизнесе, занимаемой торговой нише, привлекаемой целевой аудитории и перспективах развития. Такой ликбез поможет разработчику лучше адаптировать дизайн и функциональность сайта под цели проекта. Например, молодежная аудитория требует тщательной проработки визуального стиля, чтобы он соответствовал последним модным тенденциям user-интерфейса.
Также важно раскрыть идеи по дальнейшему развитию интернет-магазина, чтобы можно было выбрать оптимальную CSM-платформу и заложить основы для масштабируемости интернет-магазина.
Копирование идей у конкурентов
Иногда, чтобы быстро и доступно объяснить какую-либо желаемую особенность сайта, лучше просто показать её у конкурентов. Нет смысла изображать размеры и форму определенного элемента в техническом задании, если подобная деталь существует в другом интернет-магазине. Гораздо проще сделать ссылку на готовое решение и уточнить особенности.
Примеры макета сайта можно искать и на зарубежных ресурсах
Аналогичным образом возможна документация и конкретных функций, которые уже реализованы у конкурентов. При этом можно даже выторговать скидку, ведь разработчик может взять часть работоспособного кода непосредственно с чужого сайта. Это сэкономит время обеим сторонам сделки.
Уточнение технических требований
Ещё на этапе составления ТЗ на разработку интернет-магазина необходимо учитывать все технические вопросы. Например, если предприниматель хочет легко интегрировать сервисы доставки товара, приема платежей, 1С, то лучше создавать сайт на SaaS-платформе InSales. Эта CMS уже имеет все необходимые бесплатные модули для интеграции.
Определенные CMS требуют производительного и дорогого хостинга
К техническим требованиям также относят максимально возможное количество товаров для размещения, ПО сервера, поддержка различных форматов экранов и прочее. Ведь разработчики должны понимать, смогут ли они удовлетворить пожелания клиента при помощи тех или иных инструментов.
Детализирование сценариев
В техническом задании как можно больше функций сайта должно быть описано при помощи поведенческих сценариев. Разработчикам гораздо проще будет реализовать определенный функционал, если они будут понимать логику и последовательность действий пользователя.
При этом сценарии можно описывать по такому общему шаблону:
- действие пользователя;
- ответное событие на сайте;
- если пользователь делает это, то на сайте происходит это;
- если пользователь делает иначе, то сайт отвечает таким образом.
Сценарии сочиняются лишь для того, чтобы и заказчик, и разработчики четко понимали, как должна быть реализована конкретная функция.
Формирование требований к проверке магазина
При разработке ТЗ нужно понимать не только потребности целевой аудитории, но также её поведенческие привычки, а также преобладающий набор устройств, с которых люди будут заходить в интернет-магазин. Например, при создании порталов для любящей смартфоны молодёжной аудитории больше внимания стоит уделять мобильным версиям сайта.
Список устройств для тестирования интернет-магазина
В техническом задании должно быть указано, на каких устройствах, при помощи какого ПО (например, браузера) и что будет делать проверяющий. Это заставит разработчиков с большим усердием тестировать работоспособность сайта именно на гаджетах, используемых целевой аудиторией.
Помните, что интернет-магазинов без мелких багов не существует, но за счет тщательного тестирования сайта можно минимизировать их негативное влияние на целевую аудиторию.
От общих требований к частным
При презентации своих требований заказчику необходимо двигаться от общего к частному. Например, в начале можно рассказать вообще про концепцию создания интернет-магазина, потом про его ожидаемую цветовую гамму, затем про структуру сайта и в конце уже обсуждать элементы дизайна этой структуры.
Шрифты, изображения, звуки, баннеры обсуждаются тогда, когда уже согласован общий вид и функциональность магазина. Мелкие элементы всегда можно быстро подправить, поэтому изначально нужно уделять максимум времени принципиальным вопросам дизайна и структуры.
Структура технического задания интернет-магазина
Общепринятых шаблонов технического задания для разработки интернет-магазина не существует. А всё потому, что уровень детализации требований заказчика может кардинально отличаться. Но в качестве примера ТЗ для небольшого сайта на 500-1000 товаров можно предложить такую структуру:
1. Общие сведения. Краткое описание товарной ниши, целевой аудитории, целей проекта.
2. Поддерживаемые языки.
3. Общее визуальное оформление, разделы и подразделы сайта: «О нас», «Доставка и оплата», «Контакты», «Новинки», «Новости» и прочие, их описание.
Модель структуры сайта
4. Элементы главного и боковых меню, вложенные меню.
5. Описание хэдера, контентной зоны, футера сайта и составляющих их блоков. К этой части ТЗ интернет-магазина должны быть приложены дизайнерские макеты с названиями и наполнением блоков.
6. Функциональные прототипы страниц.
7. Структура и описание карточки товара.
8. Фильтры категорий.
9. Механика добавления товаров в корзину и оформления заказа.
10. Перечень функционала с описанием поведенческих сценариев его реализации. Например, в этом разделе можно описать способы регистрации, оплаты, систему скидок, интеграцию с внешними базами и прочее.
11. Технические параметры ПО, хостинга и среды функционирования. Здесь же указывается CMS, например InSales.
12. Условия тестирования готового продукта.
Ещё один пример структуры технического задания интернет-магазина
Объем технического задания для сайта может варьироваться от нескольких страничек до сотен. Всё зависит от масштаба проекта, его шаблонности и запросов заказчика, требующих индивидуальной разработки.
Резюме
При желании открыть интернет-магазин или расширить существующий бизнес, предпринимателю необходимо, прежде всего, определить максимальный бюджет. После этого можно нарисовать ориентировочный макет сайта или просто взять в качестве примера ресурс конкурента. С этим уже можно обращаться к разработчикам для консультаций.
А техническое задание для интернет-магазина стоит начинать подробно обдумывать только тогда, когда потенциальные исполнители подтвердят возможность реализации проекта за имеющиеся деньги. При обсуждении ТЗ с разработчиком детально фиксируйте все нюансы. Ведь наличие подробного задания – залог отсутствия логических ошибок при создании сайта и ваша юридическая опора при работе с исполнителем.