Вы наверняка успели наслушаться историй о том, что реклама в интернете не работает. Кто их рассказывает? Те предприниматели, которые потерпели неудачу в рекламной кампании и потратили деньги впустую. Если не хотите оказаться среди них и потом тоже рассказывать такие истории, прочитайте нашу статью. Мы расскажем 5 историй об ошибках бизнесменов при продвижении в интернете. Каждый случай будет подкреплен наглядным примером, чтобы вы сразу поняли, о чем речь. Готовы? Тогда начинаем.
Предприниматель № 1 - начал лить трафик на неподготовленный сайт
Дело было так. Некий бизнесмен скопил-таки денег на продвижение и решил запустить рекламу по всем фронтам. Он где-то слышал про контекстную рекламу и таргетинг, а еще про новомодную рекламу у блогеров - лидеров мнений. Вот и решил действовать по всем фронтам.
Наш герой обратился в агентство по продвижению, где и заказал рекламу. Специалисты начали работу, но уже через 5 минут вынесли неожиданный вердикт: чувак, у тебя, вообще-то, сайт не очень. Рекламу-то мы тебе настроим, но работать она не будет. Ну или будет, но так себе: все возможности ты из нее не вытащишь. Давай-ка начнем с оптимизации сайта, подкрутим дизайн, доведем до ума UX и меню. Так толку будет гораздо больше.
Подумал подумал наш герой и… не согласился. Бюджет-то ограничен и денег на доработку сайта он не предусматривает. Да и вообще подумал, что хитрые маркетологи просто хотят содрать с него побольше денег. Знаем мы вас. Как в плохом автосервисе - приедешь поменять масло, а тебе пол машины переберут. Не пойдет, короче.
Маркетологи были грамотными ребятами и от работы отказались. Связываться с такими предпринимателями - себе дороже. Предупредишь, объяснишь, а потом все равно виноватым останешься.
Поругавшись, наш герой полез в интернет в поисках другого подрядчика и, конечно, нашел его. Кликнул по объявлению “Приведем лидов по пятаку за дюжину” и наткнулся на “нормальных ребят”. Эти мозги пудрить не стали и сразу взяли деньги, пообещав жирный трафик через пару дней. Трафик, и правда, оказался очень жирным. Только вот до покупок дело почти никогда не доходило. Клиенты приходили на сайт, задерживались там на пару секунд и благополучно уходили. Негодующий предприниматель позвонил подрядчику, но получил закономерный ответ: “Мужик, у тебя трафик есть? Есть. Ну а то, что не покупают - так у тебя сайт отстой. А мы свою работу нормально сделали. Аривидерчи”.
А теперь объясним на пальцах. Лить трафик на неподготовленный сайт, это как приводить покупателей в магазин с кривыми полками, отсутствующими ценниками и слепыми продавцами. Привести можно, но они ничего не купят. Поэтому начинайте рекламные кампании с тщательного аудита сайта и соцсетей. Избегайте подрядчиков, обещающих привести покупателей не глядя на сайт - это не профессионалы. Любой уважающий себя маркетолог, контекстщик или таргетолог работает комплексно. Это не его прихоть и тем более не желание побольше заработать. Это - суровая необходимость.
Источники трафика на сайт
Предприниматель № 2 - пренебрег настройками контекстной рекламы
У второго нашего героя с сайтом все было в порядке - аудит показал высокий балл. И решил он забабахать грандиозную кампанию в “Директе” и Adwords. Настраивать все решил сам - что я, не разберусь, что ли. Да там вообще все просто. Геолокация - да вся Россия, конечно. Чем масштабнее, тем лучше - больше покупателей придет. Пол - любой, возраст тоже. Детские коляски нужны всем. Так, а это у нас что? Визитка “Яндекса”? Ну это мы вообще заполнять не будем, лишнее это все. О готово! Да тут все легко. Хорошо, что решил делать сам, кучу денег сэкономил. А те дерут за этот контекст безбожно, а собственно, за что?
Что произошло дальше, думаем, объяснять не нужно. Как и в предыдущем случае, трафик на сайт пошел, и неплохой. Только вот покупать детские коляски никто не спешил, как это ни странно. Коляски-то хорошие.
Опять на пальцах. Представьте себе обычный “живой магазин”. Он расположен в неком городе “Н”. Владелец нанимает студента раздавать на улице флаеры, рассказывающие об этом магазине. Студент стоит в переходе и раздает бумажки, но… не в городе “Н”, а в соседней области. Примерно так и будет работать плохо настроенная контекстная реклама в “Яндекс.Директ” и Google Adwords. Почему-то никому не приходит в голову поступать, как в случае с оффлайн-магазином, а вот при настройках контекста - вполне.
Неверные настройки рекламы в поисковиках - одна из самых частых причин слива бюджета на рекламу впустую. Лучше не экономить и заказать работу в проверенном агентстве. Там не только окажут саму услугу, но и будут сопровождать кампанию в дальнейшем. Специалисты по ряду метрик отследят эффективность продвижения и, если это необходимо, внесут нужные корректировки. Настраиваете сами (здесь действительно можно разобраться, имея определенный опыт и прямые руки) - не ленитесь и заполняйте все как положено. Несколько неправильно заданных параметров способны угробить все на корню.
Преимущества контекстной рекламы
Предприниматель № 3 - заказал рекламу у топового блогера
Это он вычитал в одной из статей по интернет-маркетингу, которых читал в избытке. Там советовали размещать рекламу у блогеров и лидеров мнений. Мол, аудитория им доверяет, а рекламные блоки вообще не считает рекламой и принимает за чистую монету. Единственное, о чем бизнесмен не прочитал - это понятие целевой аудитории. Чуть ниже станет понятно, почему это было так важно.
Наш герой сразу же вспомнил про одного видеоблогера, ролики которого он очень любил смотреть. Тот с упоением рассказывал о тюнинге автомобилей: делился секретами и фишками, выкладывал полезные советы. Материалы и правда были классными: качественно снятыми и смонтированными, с уникальными практическими советами. Но вот беда: наш герой продавал садовую мебель и его бизнес не имел к автотематике никакого отношения. “Ну и что” - подумал он. “У него же миллионы подписчиков и десятки миллионов просмотров. Всяко среди зрителей есть и те, кому нужна моя замечательная мебель”. И это еще в лучшем случае. Обычно в такой ситуации заказчик вообще ничего не думает, а слепо ориентируется на число просмотров и раскрученность Youtube-канала.
Так или иначе, реклама была заказана. Деньги влогер взял, даже не поморщился. Обещал рассказать про отличную садовую мебель, купить которую “можно по ссылочке в описании”. И слово свое сдержал: через пару дней заказчик любовался новым видеороликом, спонсором которого был его интернет-магазин. Любовался и ждал вала заявок.
А заявок, как вы поняли, не было, причем ни одной. Предприниматель сел за компьютер и стал писать гневный отзыв о том, что “продвижение у блогеров не работает”.
Опять объясним на пальцах, почему так получилось. И снова возьмем в пример обычный оффлайн-магазин и студента с листовками. На этот раз можно привести такое сравнение: у вас магазин садовой мебели, но вы заслали студента раздавать флаеры в барбер-шоп. Или в фитнес-клуб. Да, очень возможно, что среди брутальных мачо или местных модниц кому-то и нужна садовая мебель, но в целом это не наша ЦА. Поэтому, если уж надумали рекламироваться у лидеров мнений, следите за этим моментом. Число просмотров - далеко не главное. Попадание в целевую аудиторию - вот что действительно важно.
Стоимость рекламы у самых популярных YouTube-блогеров
Предприниматель № 4 - не применял сквозную аналитику
Следующий герой, до какого-то момента, все делал правильно. У него все было на месте: отличный сайт, грамотные менеджеры и несколько эффективных каналов продвижения. Только вот насколько эффективно работал каждый канал, бизнесмен не знал. До какого-то момента ему это было неинтересно: целевой трафик идет, заказы есть, все ок. Но потом настали трудные времена и от нескольких каналов продвижения нужно было отказываться. Встал ребром вопрос, от каких именно.
Предприниматель решил вопрос кошельком и закрыл самый дешевый канал - таргетированную рекламу во “ВКонтакте”. Остальные решил пока оставить - наверняка они приносят основную часть лидов, раз такие дорогие. А уже через 3 дня пришел в ужас: число заявок с сайта упало в разы. Как вы догадались, ВК качал основную часть трафика на сайт и большинство покупок совершались после переходов из этой соцсети.
Нашему герою повезло: он быстро сообразил, в чем дело и успел откатить ситуацию назад. Картина восстановилась и заявки пошли снова. Все могло бы закончиться печальнее. А могло бы и вообще не произойти, если бы бизнесмен использовал сквозную аналитику. Этот инструмент помогает понять, как вообще работают рекламные каналы и откуда идут заявки. Не применяя его очень сложно распределять бюджет между рекламными кампаниями.
Поясним на полюбившемся вам примере с оффлайн-магазином и студентом с флаерами. Только на этот раз будет не только студент, но еще и баннер на дороге и реклама на местной радиостанции. Допустим, вы все это оплачиваете и в какой-то момент понимаете, что денег не хватает. И, не разобравшись, увольняете бедолагу-студента. А на следующий день в магазин никто не приходит. Оказывается, студент привлекал наибольший процент покупателей. Об этом можно было бы узнать, если провести опрос среди клиентов касательно того, как они узнали про магазин. А уж только после этого решить, от какого канала рекламы отказываться. Приблизительно также работает и сквозная аналитика, если сильно упростить.
Распространенная схема работы сквозной аналитики
Предприниматель № 5 - сэкономил на услугах SMM-специалиста
А точнее, попал на так называемого “черного сммщика”. Заказал у него продвижение в социальных сетях по полной программе: увеличение числа подписчиков, публикацию контента, ведение групп и, конечно, таргетированную рекламу. Спец взял деньги и рьяно принялся “работать”.
Первым делом он спустил часть бюджета на покупку ботов, о чем незамедлительно отчитался. “Видишь, как подписчик прет”, с гордостью заявил он. Дальше принялся постить контент со скоростью автомата Калашникова. Публиковал всякую ерунду по несколько раз в день, не забывал о прогнозе погоды и фотографиях котиков. Все как у всех, говорил он, я уже сто раз так делал.
Под занавес сммщик принялся настраивать таргетинг. И очень “успешно” справился с этой задачей: трафик, как это ни странно, начал расти. Что это был за трафик, станет понятно позже.
В общем, внешне все выглядело неплохо: десятки тысяч подписчиков в группах, лайки, перепосты и даже комментарии - все это присутствовало. Насторожило одно: движуха была какой-то однобокой: репостили и лайкали одни и те же лица, которые, спустя какое-то время, почему-то оказывались забаненными. А самое главное - все это никак не хотело конвертироваться в реальные продажи. Картина по выручке не изменилась абсолютно.
Почему так получилось? Да потому, что горе-сммщик организовал фейковый движ, чтобы пустить заказчику пыль в глаза. Он накупил левых подписчиков, заплатил им за лайки и репосты, а таргетинг настроил спустя рукава. Вот ничего и не работало.
Пример из реальной жизни здесь подобрать сложно. Самое близкое: вы организовали клуб покупателей вашего магазина. Но пригласили в него не постоянных клиентов, а посторонних людей. Вы ездите на природу, устраиваете встречи клуба, на которых угощаете всех за свой счет. Только вот после этих встреч в ваш магазин никто из них не приходит. Странно правда? На самом деле, ничего странного здесь нет - все абсолютно естественно. Левым людям это просто не нужно, им и так хорошо. Примерно то же самое и происходит в соцсетях.
SMM: цели и показатели эффективности
А теперь подытожим
В статье мы перечислили 5 основных ошибок при продвижении в интернете. Все они так или иначе связаны с покупкой трафика. А в платном трафике главное - отбить затраты и окупить рекламу. Краткое резюме статьи:
- перед тем, как заказывать продвижение, проведите аудит сайта и доведите его до ума;
- используйте все тонкие настройки контекстной рекламы с аналитикой и отслеживанием метрик. Если результат не устраивает - вносите коррективы;
- при продвижении на сторонних ресурсах учитывайте совпадение целевых аудиторий;
- пользуйтесь сквозной аналитикой для отслеживания эффективности рекламы;
- грамотно используйте соцсети и не доверяйте проходимцам от SMM.
Удачи!