В преддверии новогодних праздников спрос на продукцию ручной работы существенно возрастает – это золотое время не только для обычных предпринимателей, но и для самозанятых, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход (НДП). В тренде аксессуары, игрушки, интерьерные предметы – все то, что клиенты покупают на подарок и для себя. Рассказываем, как самозанятые могут заработать перед Новым годом, какая авторская продукция пользуется популярностью и где ее продавать.
Какие товары можно и нельзя продавать, как сформировать новогодний ассортимент
Плательщики налога на профессиональный доход не могут реализовать маркируемые, подакцизные, подлежащие обязательной сертификации товары. Речь идет о некоторых моделях одежды и обуви, ювелирных украшениях, молочной продукции, парфюмах: полный список доступен в системе «Честный ЗНАК» и Постановлении Правительства РФ от 23.12.2021 №2425. Основной ассортимент для самозанятых – продукция ручной работы, созданная самостоятельно без наемного персонала. Разрешено использовать готовые модели, например, расписанная вручную шкатулка из натурального дерева будет считаться изделием hand made, собранный из готовой косметики подарочный набор – нет.
При формировании новогоднего ассортимента необходимо учитывать интересы целевой аудитории и текущие тренды. Например, 2023 год пройдет под знаком Водяного Кролика – на изделия с этой символикой будет спрос. Лидерами продаж с конца ноября традиционно становятся интерьерные украшения, карнавальная продукция, все для декора елки, хвойные букеты и тематические композиции, изделия в красно-зеленых оттенках, ассоциирующиеся с праздниками.
Ключевые условия для специального налогового режима
ТОП-7 идей новогодних товаров для самозанятых
1. Елки
Самозанятые не могут продавать искусственные и живые ели, да и создать их в домашних условиях невозможно, но под запрет не попадают оригинальные модели-инсталляции. Трендом 2022 года стали плоские (подвесные) елки в скандинавском стиле из деревянных элементов, декорированные украшениями, произведенными из плотного картона и других износостойких материалов.
Елка в скандинавском стиле на Ozon
Лидеры продаж – компактные настольные и настенные модели для небольших квартир и офисов. Их заказывают приверженцы экологичных тенденций, владельцы котов и семьи, имеющие маленьких детей. Спросом пользуются нестандартные сочетания, например, на маркетплейсе Ozon представлены решения из натуральных тканей и элементов оренбургского платка, объемные 3D-модели из бумаги и картона, а также из шишек, искусственных ягод.
Настольная елка из натуральных материалов: Ozon
2. Объемные 3D-открытки
Недорогие и эстетически привлекательные 3D-открытки отличаются высокой оборачиваемостью, плюс для самозанятого – минимальная себестоимость и возможность изготовить партию в сжатые сроки. Из самых популярных сюжетов стоит выделить новогодние елки, домики, животных (олени и символы наступающего года), шкатулки-трансформеры (с сюрпризом внутри или с местом для размещения небольшого подарка), Деда Мороза на тройке лошадей, снеговиков и подобные.
Открытки начинают заказывать с начала декабря, их приобретают для поздравления коллег и детей (детские сады, школы), домашнего декора, что нужно учитывать при разработке дизайна. Востребованы классические плоские решения, их стоит дополнить надписями: «С Новым годом!», «Хорошего Рождества» и подобными.
Вариант дизайна открытки
3. Елочные украшения
Необычные игрушки для елок помогут самозанятым существенно нарастить выручку в преддверии новогодних праздников. Плательщики НПД могут изготавливать продукцию из натуральной древесины, нитей, ротанга или картона, дополнительно – создавать ручную роспись на готовых изделиях из пластика или стекла. Аудитория заинтересована в шарах с росписью хохлома, фигурках Деда Мороза, Снегурочки и Щелкунчика. Отдельно – наборы, в состав входят от 3 до 9 позиций (зависит от размера), их часто заказывают на подарок. При производстве игрушек лучше отдавать предпочтение прочным материалам, которые не пострадают во время хранения и транспортировки к клиенту, и позаботиться о качественной фурнитуре для крепления.
Набор игрушек из дерева для декора
4. Подарочные наборы
Сбыт hand made наборов поможет существенно повысить прибыль: селлер реализует не один товар, а несколько, дополнительная наценка устанавливается за счет праздничного оформления, подарочной упаковки и открытки, вложенной внутрь. В состав наборов могут входить:
- свечи разного размера с украшением или ароматизацией;
- мыло ручной работы, имеющее тематическую форму;
- новогодний декор, например, елка-инсталляция и игрушки для нее;
- праздничная бижутерия: сережки и браслет, подвеска и брошь, иные сочетания;
- расписные шкатулки с наполнением;
- деревянные подставки для сервировки праздничного стола, иное.
Для подарков важны узкая направленность (интересна для тех, кто испытывает сложности при выборе презента) и яркое оформление, привлекающее внимание.
Подарочный набор на Яндекс.Маркете
5. Новогодняя бижутерия и дополняющая атрибутика
Бижутерия и атрибутика, стилизованные специально для новогодних праздников, – позиции с жесткой сезонностью, но в периоды высокого спроса их раскупают очень быстро. Самозанятые реализуют продукцию из полимерной глины, бусин, перьев, бисера, дерева и других востребованных материалов. В ассортимент стоит включить:
- браслеты, кольца и серьги с элементами в форме снежинок, елочных шаров, леденцов;
- браслеты и броши, чокеры, имеющие новогодний дизайн;
- колпаки, шляпы и другие головные уборы, использующиеся для маскарадных костюмов;
- маски, особенно в форме животных (их часто покупают для детских костюмов, предназначенных для утренников) и элегантные решения с перьями для женщин.
Спросом пользуются ободки для волос со снежинками, имитацией еловых веток или снега, ягодами на пружинках. При изготовлении бижутерии стоит ориентироваться не только на женскую аудиторию, но и на детей: недорогие кольца, браслеты и подобные украшения любят получать в подарок девочки, как дошкольного возраста, так и подростки.
Новогодние украшения: броши из бисера
6. Интерьерные элементы
Игрушки – не единственный декор, который аудитория заказывает перед Новым годом. Самозанятый может сформировать широкий ассортимент, ориентируясь на следующие виды товаров:
- гирлянды из плотной бумаги и других материалов, крепящиеся к потолку или на шторы;
- рождественские венки для украшения входной двери и для установки свечей;
- настольные и подвесные таблички с надписью: «С Новым годом!», привлекаемые для украшения праздничного стола и помещений;
- букеты в шляпных и других видах коробок, созданные с привлечением шишек, искусственных ягод и цветов.
Для аудитории интерес представляют магниты, фигурки и статуэтки, картины с заснеженными пейзажами. Отдельно – подсвечники, подставки в форме саней для конфет и фруктов, композиции, такие как арки.
Интерьерная композиция на Ярмарке Мастеров
7. Аксессуары и вещи
Шапки, шарфы, снуды, варежки и другие вязаные изделия отлично продаются в ходе предновогодней суеты. Самые ходовые решения – Family Look: одинаковые вещи для всех членов семьи, их приобретают для фотосессий и повседневной носки. Сложность заключается в том, что на изготовление изделий уходит много времени: сотрудников привлекать нельзя, к периоду пикового спроса нужно заготовить определенное количество единиц в разных размерах. В связи с этим подготовку к продажам лучше начинать с лета, чтобы не остаться без товаров и прибыли.
Теплые носки и схожие изделия пользуются популярностью на Wildberries
Какие каналы продаж стоит использовать самозанятому
Маркетплейсы
Маркетплейс – хорошее решение для продавцов, которые не имеют клиентов и собственного канала продаж. Торговые платформы приглашают самозанятых к сотрудничеству, легко подключиться к Ozon, Wildberries, AliExpress Россия, KazanExpress и СберМегаМаркет (доступ открыт с 2022 года). Выходить на маркетплейсы рекомендуется минимум за 1,5 месяца до старта клиентской активности, что необходимо для загрузки карточек и наработки первичного рейтинга. Важно обеспечить постоянное наличие: клиенты торговых платформ не будут ждать, пока селлер изготовит продукцию.
Средние ставки комиссии для закрытых сделок составляют от 4 до 15%, что зависит от платформы, логистические вопросы чаще всего самозанятый решает самостоятельно. Процент придется закладывать в стоимость, обязательно участие во внутренних акциях: аудитория привыкла к низким ставкам и красным ценникам. На AliExpress Россия для новичков предусмотрены льготные условия: первые 100 продаж не облагаются комиссией в течение 6 месяцев после прохождения регистрации.
Регистрация самозанятых на СберМегаМаркет: модель «Доставка силами продавца»
Социальные сети и мессенджеры
Создание торговой группы во ВКонтакте или Telegram не занимает много времени, однако на привлечение подписчиков уходят не менее 1-3 месяцев: почву для продаж через эти каналы начинают готовить не позже августа-сентября. Работать просто: достаточно выгрузить фото и описания товаров, указать цену и условия заключения сделок. Многие социальные сети и мессенджеры не позволяют принимать оплату напрямую, поэтому клиенты переводят средства на карту продавца или заказывают продукцию наложенным платежом. Для наращивания численности подписчиков стоит привлекать таргетированную рекламу (актуально для ВКонтакте и Одноклассников), дополнительно – продвижение через микроблогеров и тематические паблики, где собрана подходящая аудитория.
Торговая группа в Telegram
Платформы для продажи изделий ручной работы
На платформах собраны только изделия hand made, для них характерна сложившаяся аудитория, поэтому самозанятому не придется тратить время и средства на привлечение клиентов с нуля. Самыми популярными площадками являются:
- Ярмарка Мастеров. Крупнейшая в России, здесь продается все – от интерьерных предметов до позиций для животных. Самозанятый может оплатить и использовать магазин, ставки зависят от количества товаров: от 15 – 130 рублей в месяц и более, от 65 – 330 рублей. Для тестирования возможностей предусмотрено бесплатное размещение минимального количества карточек;
- Ламбада Маркет. Еще одна платформа для сбыта продукции ручной работы, позволяющая получить доступ к широкой аудитории, безопасным способам оплаты и быстрой технической поддержке. Размещение – бесплатное, сервис работает по аналогии с маркетплейсами: с каждой продажи придется уплатить 25%;
- Handsforyou. Специализируется на продукции hand made, предоставляет бесплатный тариф для публикации до 20 объявлений. Стоимость платных размещений стартует от 252 рублей.
На платформах могут работать как самозанятые, так и физические лица. Они отличаются узкой аудиторией, которая приобретает изделия ручной работы на постоянной основе, что повышает шансы на быстрое заключение успешных сделок.
Особенности площадки Ламбада Маркет
Как подготовиться к предновогоднему всплеску продаж
В рассматриваемый период клиенты не готовы ждать свои заказы на протяжении длительного времени: продукцию нужно создать заранее, если срок производства короткий – позаботиться о наличии всех расходников и материалов. Необходимо выбрать приоритетные каналы продаж, создать магазин и подготовить контент для наполнения: не менее 2-3 фото на товар и емкое описание (для маркетплейсов желательны инфографика и видео). Дополнительно нужно решить следующие задачи:
- рассчитать юнит-экономику – определить, какие затраты требуются для реализации одной позиции, какую прибыль она принесет. Учитываются себестоимость, оплата магазина, комиссии и маркетинг, стоимость логистики (доставка до клиента и возвраты), упаковка и возможные акции – на их базе формируется розничная цена;
- выбрать транспортные компании для доставки товаров клиентам;
- подобрать прочную и эстетичную упаковку, обеспечивающую защиту содержимого при любой тряске;
- после формирования карточек или создания канала продаж – запустить рекламу, что лучше сделать за 3-4 недели до роста спроса.
После старта продаж рекомендуется оперативно обрабатывать заказы, уделять время коммуникации с клиентами и собирать данные для анализа: что покупают лучше всего, какой канал наиболее эффективен, поступают ли заявки на создание изделий под индивидуальные требования. Эта информация будет полезна при планировании ассортимента и организации работы в следующем году.
В заключение
Для самозанятых доступен большой выбор товаров, которые они могут изготавливать и реализовать перед Новым годом. Выручка, как и спрос, в этот период возрастает минимум на 300%, поэтому необходимо заблаговременно начать подготовку и сделать запас продукции. Важно использовать доступный маркетинговый потенциал и уделить время правильному расчету розничной цены, а также изучить интересы целевой аудитории и выполнить мониторинг конкурентов. В приоритете – уникальный дизайн, привлечение натуральных материалов и нестандартный подход, позволяющий выделиться на фоне типовой фабричной продукции. В ходе продаж лучше комбинировать разные каналы, чтобы повысить охват и предупредить скопление невостребованных остатков в конце сезона.