Молодые люди из поколения Z – очень перспективный сегмент аудитории для всего рынка e-commerce. Предполагается, что в 2021 году на долю «зумеров» придется около 40% от общего количества покупателей. Они уже всерьез влияют на ритейл, чего нельзя не учитывать в стратегии продвижения интернет-магазина. Как завоевать лояльность и расположить к себе представителей Z-поколения? Об этом наша статья.
Поколение Z: что это за категория покупателей
В отличие от миллениумов, которых называют пионерами цифровых технологий, молодое поколение Z – те, кто на связи чуть ли не с рождения и проводит в режиме онлайн до 6 часов в сутки. У них свои ценности, кардинально отличающееся мировоззрение, другое отношение к проблемам.
Характерные черты, объединяющие «зумеров»:
- рождены в период с 2000 по 2012 год;
- хорошо разбираются в цифровых технологиях;
- с детства пользуются компьютерами, смартфонами;
- активно присутствуют в соцсетях;
- общаются преимущественно в онлайн;
- стремятся получать удовольствие от того, чем занимаются;
- отличаются тягой к непрерывному самообразованию;
- ограничены в финансах, многие склонны к экономии;
- делают сбережения, рациональны;
- редко покупают дорогие, чрезмерно разрекламированные продукты;
- плохо относятся к прессингу и информационному шуму, создаваемому рекламой;
- отказываются от кредитов и прочих финансовых обязательств перед банками;
- любят социально ответственные бренды.
Большинство представителей поколения пока учатся в школах, колледжах и университетах. Но уже сейчас подростки начинают активно менять привычное мироустройство. Часть «зумеров» вошла на рынок труда. Они готовы тратить деньги на новый опыт и впечатления: охотно приобретают туристические путевки, подписки на онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы, обучающие продукты.
Также им импонируют этично произведенные товары, которые содержат натуральные ингредиенты, не вредят окружающей среде. В ТОП категорий расходов Z-поколения входят обувь, одежда и косметика, гаджеты. А вот в рутинные покупки бытовой техники, товаров для дома, продуктов питания эти потребители вовлечены меньше всего. Наиболее ценные критерии выбора для них – удобство, практичность и безопасность.
Зачем продавать поколению Z?
Большинство маркетологов сходится к мнению, что принадлежность к одному из поколений (X, Y или Z) сказывается на потребительском поведении. Представители каждой группы откликаются на разные маркетинговые стратегии, читают определенный контент и требуют особенного подхода. Маркетинг поколений помогает достичь универсальности, дает возможность оперативно реагировать на потребности и удовлетворять интересы различных сегментов аудитории. Поэтому его необходимо обязательно задействовать в продвижении интернет-магазина.
Поколение Z составляет треть населения планеты. Вскоре именно эта группа потребителей будет задавать тон моде и влиять на тренды. Бизнесу понадобятся эффективные решения и маркетинг нового уровня. Онлайн-ритейлеры должны подготовиться к активному наплыву «зумеров» сейчас, пока поколение только формируется в качестве будущих сотрудников и покупателей.
Некоторые недоумевают – зачем продавать подросткам, если это неплатежеспособная аудитория? Есть несколько весомых аргументов:
- Многие Z-представители начинают зарабатывать с подросткового возраста.
- Часть «зумеров» уже присутствует на рынке труда.
- В 80% случаев родители советуются по поводу покупок с детьми, особенно начиная с 14 лет.
- Брендам нужно думать о перспективах и заранее выстраивать отношения с будущей аудиторией, постепенно адаптируя продукты, процессы и диалоги с покупателем.
В дальнейшем лидерами рынка станут компании, которые сумеют подстроиться под актуальные требования внешней среды и продуктивно взаимодействовать с молодежью.
Эффективные методы воздействия на молодую аудиторию
Как же продавать товар требовательным, избирательным, прагматичным и часто ограниченным в материальных ресурсах покупателям? Рассмотрим техники и методики продаж, которые помогут найти подход к поколению Z.
Визуальный сторителлинг
Одна из наибольших ценностей для «зумеров» - впечатления. Подарите их, используя визуальный сторителлинг. Знакомьте потребителей с компанией через искренние, берущие за душу и честные истории, которые оживляют бренд или продукт с помощью слов и картинок.
Применяйте разные средства:
- фотографии;
- иллюстрации;
- GIF-анимацию;
- инфографику;
- видеоролики.
Эффективно работают гибридные форматы – игры, флешмобы, видеоконференции, серии динамичных и статичных изображений. Традиционная история включает элементы бренд-стиля, идею, героя и антигероя, между которыми возникает конфликт, вселенную. В конце наступает развязка и аудитория узнает причины победы или поражения героя. Главный акцент в сторителлинге должен быть сосредоточен на эмоциях, приводящих к покупке.
Для историй можно использовать выдуманные или реалистичные сюжеты, создавать фирменных персонажей-талисманов. Не бойтесь показывать закулисье работы компании, рассказывайте об идеологиях и философии бренда, о сотрудниках, опыте других покупателей. Во всем должна прослеживаться активная социальная позиция.
Поддерживайте современные тренды:
- этичное потребление;
- феминизм;
- толерантность;
- свобода слова;
- защита прав животных;
- бодипозитив;
- веганство.
Оперативно реагируйте на изменения общественных настроений. Все это – не пустые слова для Z-поколения.
Социальные сети
Соцсети – основной канал присутствия «зумеров». Здесь они проводят не менее трети от общего времени в онлайне. Около 85% российской молодежи ежедневно заходит в социальные сети. Если у интернет-магазина нет аккаунта в Instagram, Facefook, VK или собственного Youtube-канала, нужно срочно создать его. Иначе достучаться к молодому поколению будет тяжело.
Начинайте вести страницы компании в соцсетях и стимулируйте аудиторию подписываться на бренд-сообщества:
- регулярно публикуйте интересные посты;
- выкладывайте Stories, мотивационные вирусные ролики;
- рассказывайте о новостях;
- размещайте анонсы, обзоры новинок и популярных товаров;
- устраивайте конкурсы, в которых покупатели смогут делиться опытом использования продукта;
- вовлекайте в диалог с помощью геймификации, опросов, акций;
- просите клиентов делиться впечатлениями, оставлять отзывы об интернет-магазине в обмен на небольшие бонусы, скидки, подарки;
- сокращайте расстояние между компанией и аудиторией, раскрывая некоторые тайны.
Персонализируйте бренд, транслируйте через социальные сети его ценности, принципы работы. Будьте сопричастны к кардинальным позитивным переменам, интегрируйтесь в среду обитания потребителей, поддерживайте ярко выраженный социальный мотив в поведении «зумеров». По возможности стоит вникать в темы благотворительности, экологии, духовного роста. Отождествляя себя с брендами, подростки предпочитают выбирать товары конкретных торговых марок. Для этого компания должна ассоциироваться с близкими аудитории взглядами.
К каждой социальной платформе нужен индивидуальный подход. Для Facebook в приоритете публикации информативного характера, для Instagram – демонстрация амбиций, Тwitter – свежие и актуальные новости, Tik Tok – творческие проявления.
Реклама бренда на Tik Tok
Пользовательский контент
Чтобы контент на сайте интернет-магазина и в социальных медиа выглядел убедительно, делайте его искренним, честным. Откажитесь от лишних постановочных элементов, неестественности. Z-аудитория любит общаться с живыми людьми и не особо приветствует отфотошопленные профессиональные снимки.
Создавая контент, используйте:
- простую и понятную речь, без сложной терминологии и мудреных выражений;
- эмоции, исключающие академический язык, сухие фразы;
- юмор, иронию, реальные истории, байки, иллюстрирующие философию бренда и продукта.
Важно предугадывать и опережать тенденции, избегать длинных развернутых форматов в виде лонгридов, объемных постов и роликов. Вместо этого подключайте короткую фото и видеорекламу, гифки, эмодзи, коубы.
Блогерские интеграции
Прямая реклама кажется молодежи бессмысленной и вызывает раздражение. При выборе товаров Z-поколение руководствуется доступной информацией в сети, реальными отзывами. Наибольшим авторитетом у молодых людей пользуются лидеры мнений. Примерно 70% современных потребителей принимают решение о покупке, основываясь на их рекомендациях. Поэтому сейчас компаниям выгодно вкладываться в influence-маркетинг.
Найдите одного или нескольких влиятельных блогеров в нише. Оптимальный вариант – сотрудничать с микро и макроинфлюенсерами, на которых подписано от 2 до 100-300 тысяч фолловеров. У них наиболее лояльная и вовлеченная аудитория, с высокой вероятностью прислушивающаяся к советам и рекомендациям. Реклама у блогеров-миллионников воспринимается как спам.
Искать локальных лидеров мнений можно различными способами:
- самостоятельно по ключевым запросам и хештегам в социальных медиа;
- через специализированные коммуникационные платформы;
- в базах данных и каталогах.
В идеале нужно выбрать для размещения рекламы аккаунт влиятельного молодого блогера из поколения Z, который сможет донести информацию, общаясь с молодежью на их языке.
Пример influence-маркетинга
Чаты и мессенджеры
Еще один продуктивный способ взаимодействия с Z – общение в режиме реального времени в чатах и мессенджерах. В данной ситуации он действует эффективнее email-маркетинга, который активно используется для связи с X-поколением. «Зумер» охотнее откроет сообщение в мессенджере или push-уведомление, чем традиционное письмо на электронной почте.
ТОП популярных мессенджеров среди подростков:
- Telegram.
- Viber.
- WhatsApp.
- Facebook Messenger.
Мессенджеры одинаково доступны на компьютерах, смартфонах и планшетах, имеют высокий уровень вовлеченности. Сообщения, поступающие в них, открываются практически в 100% случаев. Через мессенджеры можно обеспечивать круглосуточную клиентскую поддержку, принимать заказы, общаться с Z-аудиторией, распространять полезный контент. Не забывайте о максимальной персонализации, подавайте контент осторожно, не назойливо.
Ретаргетинг
Молодежи характерен короткий цикл концентрации внимания. Потому важным аспектом привлечения потребителей поколения Z является ретаргетинг. Он помогает напомнить о забытой и упущенной из виду информации, сохранить лояльность аудитории, добиться продаж.
Реализовывать ретаргетинг нужно через медиа-рекламу, соцсети, баннеры. Но рекомендуется ограничивать частоту подобных сообщений. Чрезмерно частая коммуникация утомляет потенциальных покупателей, воспринимается как давление. «Зумеры» ждут от брендов не прямых продаж, а искренней заботы и помощи.
Схема ретаргетинга
Дополнительные секреты правильного подхода к «зумерам»
На что еще обратить внимание, чтобы найти общий язык с Z-поколением:
- Задействуйте инновационные технологии. Виртуальная реальность, 3D, интерактив – то, что ожидает увидеть современная молодежь.
- Демонстрируйте мультикультурность. Привлекайте для демонстрации товара и в качестве образа клиента лиц разных типажей и национальностей.
- Будьте лаконичны. У вас есть 8 секунд на привлечение внимания «зумера». Если за это время контент не вызовет искренний интерес, пользователь моментально переключится на что-то другое.
- Создавайте обучающий контент. Онлайн-уроки, приложения, курсы, вебинары – Z-поколение ценит самообразование и дает высокий отклик на обучающие продукты, разработанные с рекламной целью. Отличный пример – приложение для бега и фитнеса от Nike.
- Объединяйте физический и цифровой опыт, играя на тяге к впечатлениям. Проводите вовлекающие флешмобы, челленджи и мероприятия.
- Совершенствуйтесь. Работайте над улучшением качества продукции, функциональностью и дизайном сайта. Добавляйте полезный вдохновляющий контент, уникальные решения (например, виртуальные примерочные).
- Позаботьтесь об адаптивности к мобильным платформам. Большая часть «зумеров» пользуется интернетом через мобильные устройства. Не адаптивные ресурсы попадают в так называемую «слепую зону» и не существуют для этой аудитории. «Перенесите» сайт интернет-магазина в смартфон, обеспечьте его быстродействие и комфортную навигацию.
Заключение
Уже завтра сегодняшние подростки станут самой активной категорией покупателей в электронной коммерции. Чтобы успешно продавать товары и услуги Z-поколению, онлайн-предприниматели должны заранее адаптироваться к привычкам и потребностям молодых интернет-потребителей. Начните прямо сейчас: прокачайте соцсети, поддерживайте актуальные тренды, делитесь искренними увлекательными историями, задействуйте геймификацию. Ставьте акцент на открытости, лаконичности, ценном персонализированном контенте, рекомендациях лидеров мнений. Это гарантированно выведет компанию в лидеры брендов среди подростков.