Просто создать группу интернет-магазина или любого другого бренда - недостаточно. В SMM, как и в любом бизнесе, нужна четкая последовательная стратегия - вам ли этого не знать! Расскажем, как построить SMM-стратегию для продвижения вашего бизнеса.
1. Поставьте цель
Да-да, с этого начинается любой бизнес-план. Чего вы хотите добиться с помощью SMM? Повышения продаж, привлечения новых клиентов или, быть может, увеличения их лояльности?
Цели должны быть:
- не размытыми по времени;
- достижимыми;
- конкретными.
То есть, например, “Привлечь за полгода 10000 новых подписчиков и сделать 10 процентов из них реальными клиентами” - хорошая цель. “Раскрутить паблик” - размытая, абстрактная цель.
2. Определите целевую аудиторию
Кто будет подписчиками вашего паблика или группы в соцсетях? На какие группы делится ваша ЦА? Понятно, что тут все зависит от вашего продукта и ассортимента. Если вы продаете один товар - например, умные гаджеты, то и аудитория будет четкой и однородной по структуре. Если занимаетесь товарами для дома - под определение ЦА подходят женщины разного возраста, материального положения, жительницы деревень и больших городов. В этом случае разделите ЦА на несколько основных сегментов и работайте с каждым конкретно. Для каждого сегмента пишите отдельные посты, общайтесь по-разному - а еще лучше создать несколько пабликов.
3. Выберите площадку
“ВКонтакте”, “Фейсбук”, “Инстаграм”, “Одноклассники”, Twitter - все эти площадки отличаются манерой подачи контента и ЦА. В “Одноклассниках” сидят люди зрелого возраста, для них вряд ли будет уместен креативный или провокационный контент. С “Инстаграмом” - другая песня. Для этой сети характерны картинки, смайлики - они важнее, чем текст. И так далее.
4. Создайте паблик
В этой статье мы писали, какой тип сообщества выбрать для интернет-магазина - группу или паблик? У каждого вида площадки свои особенности. Мы бы советовали создавать именно паблик.
Следующие шаги - оформление сообщества. Как минимум - создание обложки, фотографии, заполнение альбомов, указание информации о вашем бизнесе, создание обсуждений (например, для интернет-магазина - “Отзывы покупателей о продукте”, “Где найти такой-то товар”, “Ваши пожелания и предложения”, “Книга жалоб”).
Для графического оформления советуем пригласить дизайнера - он создаст уникальную обложку паблика и будет оформлять посты в едином стиле - то есть брендировать каждое фото. Если вы уже заказывали у дизайнеров фирменный стиль - вам же легче. Проследите, чтобы его основные элементы - корпоративные цвета, шрифты, логотип - присутствовали в дизайне. Таким образом присутствие бренда в виртуальном пространстве (сайт, паблик, канал на ”Ютубе” и так далее) будет выполнено в едином стиле.
5. Назначьте администратора
Это может быть ваш сотрудник или нанятый фрилансер - как удобнее. Администратор будет создавать и публиковать контент, общаться с подписчиками в комментариях, отвечать на вопросы клиентов. По сути, именно админ - лицо группы. Выберите человека с опытом работы, знанием вашей специфики и пониманием потребностей ЦА.
6. Определитесь с форматом общения
Какой стиль общения выбрать - деловой или неформальный? Решать вам. Тут многое зависит от ЦА - проанализируйте все сегменты аудитории и постарайтесь понять, что людям хочется видеть, а что вызовет лишь отторжение и желание отписаться.
7. Создайте контент-план
Самое важное - о чем писать в соцсетях? Ошибкой будет считать, что если ваша основная цель - продажи, то все посты должны непременно рекламировать товары и услуги. Вот вам лично интересно было бы читать такое сообщество? И нам не интересно. Чтобы привлечь внимание потребителя и удержать его, нужно давать и полезную информацию.
В чем-то посты в соцсетях напоминают статьи в блоге. Это и полезные материалы по вашей теме, и подборки товаров, и яркие фотографии, и всевозможный интерактив - общение с подписчиками. Не знаете, как общаться? Создайте опрос, проведите конкурс, попросите поделиться фотографиями, мнением. Люди это ценят.
Итак, контент-план. Это краткое описание постов и даты их выхода. Для начала можно сделать разбивку по дням:
- понедельник - обзор товара;
- вторник - подборка фотографий по теме;
- среда - отзыв клиента со ссылкой на его аккаунт;
- четверг - опрос для подписчиков;
- пятница - развлекательный контент: смешная история, анекдот, мем, гифка;
- суббота - полезная статья для чтения на выходных.
Когда раскрутитесь и поймете, что одним постом в день более не обойдешься, контент-план тоже существенно разрастется и будет выглядеть так.
Понедельник:
- 8.00 - пожелание доброго утра;
- 11.00 - полезная статья;
- 14.00 - опрос, сбор мнений;
- 17.00 - что-то легкое;
- 20.00 - полноценный продающий пост.
Почему так? И вновь вернемся к портрету ЦА. Основная масса потребителей живет по стандартному графику: утром - кофе с неспешным пролистыванием ленты, потом работа, обеденный перерыв, поездка домой, вечером - домашние дела и отдых. Подстраивайте график выхода постов к ритму жизни ваших клиентов. В обеденный перерыв (в районе 12.00 - 14.00) советуем не размещать полезный и продающий контент, его мало кто увидит. А вот вечером, когда все дела сделаны и народ заходит в любимую соцсеть - самое оно.
Несколько советов:
- не бойтесь экспериментировать. Одну и ту же информацию (например, обзор конкретного товара) можно подать в виде текста, инфографики, подкаста (аудиозаписи), видеоролика;
- не забывайте про креативный контент. Тесты, загадки, игры, головоломки - все идет в дело, если надо расшевелить читателей;
- всегда отслеживайте реакцию пользователей. Если очевидно, что какой-то формат не пользуется успехом - смело отказывайтесь от него и заменяйте другим. Если наоборот, собирает восторженные отзывы, удвойте усилия и педалируйте эту тему;
- наиболее удачные посты можно и нужно дублировать. Вряд ли подписчики вспомнят, что конкретный пост уже выходил в паблике пару месяцев назад. А если и заметят - всегда можно отшутиться или сказать как есть: да, материал пользовался успехом, поэтому мы его повторяем для тех, кто еще не видел.
В конце статьи вас ждет бонус: расскажем об идеях контента для вашего бизнеса.
8. Продвигайте паблик
Вот несколько рабочих способов.
1. Делайте контент виральным - таким, чтобы им хотелось делиться. Для этих целей отлично подходит развлекательный и необычный контент, насущные и злободневные посты, которые найдут отклик в душах подписчиков, или мегапроработанные полезные статьи.
2. Давайте пользу. Если продаете женскую одежду - не просто публикуйте фото товара, цену и ссылку на правильно оформленную карточку товара. Расскажите, что сейчас в моде, а что безнадежно устарело, что носят звезды и жительницы мегаполисов, составьте комплекты одежды с этим товаром - заодно и средний чек можно увеличить.
3. Пишите отзывы. Точнее, сами берите их на личных страницах ваших покупателей и делайте репосты в паблик. Люди будут польщены и обязательно зайдут в группу, чтобы оставить комментарий. Если вам не пишут отзывы - мотивируйте сделать это. За красивые глаза или приятный бонус - небольшую скидку, например.
4. Практикуйте кросс-маркетинг. Объединитесь с партнерами или пабликами похожего направления и начните пиарить друг друга. Самый простой способ - взаимные репосты постов. Метод посложнее - рассказ о вашем партнере в рамках поста - он, соответственно, делает то же самое. Также можно организовать совместный конкурс с упоминанием партнера и ссылкой на его сайт или паблик.
5. Закажите рекламу в соцсети. К вашим услугам - рекламные кабинеты в соцсетях. Вы сами выбираете целевую аудиторию, которой будут показываться ваши рекламные записи. Суть такой рекламы - мотивировать пользователей пройти по ссылке и заглянуть в ваш паблик, а в идеале - подписаться. Это фактически работа с холодными клиентами - постарайтесь сразу заинтересовать их, чтобы ваша запись не затерялась в ленте. Самый простой способ - объявить распродажу, глобальную такую. Или предложить скидки каждому подписчику - при условии вступления в паблик, конечно. Или еще какую-нибудь плюшку - сами придумайте, вы лучше знаете вашу ЦА.
6. Обратитесь к лидерам мнений. Желательно, чтобы они прорекламировали ваш паблик в той же соцсети - если блогер активен во “ВКонтакте”, пусть пиарит ваш паблик в той же синей сети, и так далее. Доверьтесь лидеру мнений - на то он и лидер, что точно знает, что понравится его аудитории. Пусть сам напишет пост в своем стиле и даст вам прочитать - этого достаточно.
7. Продвигайте паблик и среди посетителей вашего сайта. Получается перекрестный пиар: ссылки из постов паблика ведут на сайт, а на самом сайте тоже прикручены иконки соцсетей. Народ переходит туда-сюда и увеличивают показатели.
8. Не забывайте про хештеги, упоминание известных персон в постах, сторисы и прямые эфиры и прочие инструменты продвижения. Благодаря хештегам ваши посты могут увидеть даже те, кто не слышал про ваш бренд.
И несколько идей контента для соцсетей
- Напишите обзор своего продукта или услуги. Полный, детальный, с примерами и инструкцией по применению.
- Расскажите, как вы пришли в бизнес, что сподвигло вас стать предпринимателем. Особое внимание уделите ошибкам, которые вы сделали, и расскажите, как их можно избежать.
- Напишите кейс по продвижению конкретного товара, масштабированию бизнеса, продвижения в регионе, выводу на рынок нового товара - вариантов масса.
- Познакомьте подписчиков со своим коллективом. Расскажите о каждом сотруднике, возьмите мини-интервью.
- Задайте аудитории вопрос. Например, какие товары им нравятся больше всего, что они хотят видеть в вашем паблике.
- Сделайте инфографику: изобразите в картинках ситуацию, мысль, мнение.
- Предложите подписчикам поучаствовать в дискуссии. Тему задайте сами. Лучше, если это будет что-то спорное, неоднозначное, имеющее отношение к вашей нише и вашему бизнесу.
- Сделайте подборку полезных сайтов, мобильных приложений, других пабликов. Они тоже должны иметь отношение к вашей сфере. Попросите владельцев ресурсов отреагировать: сделать репост, упомянуть вас в ответном посте.
- Опубликуйте фотографии ваших постоянных клиентов (конечно, по предварительному согласованию). Идеально, если они сфотографируются с вашим товаром и расскажут немного о сотрудничестве с вами.
- Проведите мероприятие, пригласите клиентов, выложите фотографии и отметьте на них людей.
- Снимите видеоролик - не рекламный, а юмористический или рассказывающий о компании.
- Расскажите о своих планах на год. Поставьте себе цели и не забывайте потом рассказывать подписчикам, как продвигается работа. Такой контент - долгоиграющий, вы будете обеспечены постами на долгое время.
- Создайте мем или демотиватор в генераторе мемов. Сделайте смешной вариант известной картинки, связанный с вашим бизнесом.
- Проведите конкурс среди подписчиков. Подробнее об идеях конкурсов читайте здесь.
- Загадайте загадку, поиграйте с народом.
- Вспомните наиболее распространенные вопросы, которые задают вам клиенты, и дайте на них ответы.
- Возьмите интервью у специалиста в вашей нише или найдите его и опубликуйте со ссылкой на источник.
Достаточно? Дальше - сами, составить контент-план - не так сложно, как кажется. Вы можете чередовать эти темы и таким образом, вам всегда будет о чем писать. Удачи в продвижении!