В современном мире предпринимательство является одним из основных двигателей экономического роста и развития. В связи с этим всё больше людей решают начать свой бизнес и регистрируются как индивидуальные предприниматели (ИП).
Что нужно, чтобы открыть ИП? В этой статье мы подробно рассмотрим процесс открытия ИП, разберём основные шаги, документы и требования. Как правильно оформить заявление на регистрацию, какие есть способы регистрации и что делать после оформления ИП.
Общие правила и условия для регистрации ИП
ИП — это не только физическое лицо. Это форма ведения бизнеса, при которой человек имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от своего имени без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель является владельцем не только своих денег, но и владеет средствами, счетами, товаром, оборудованием и имуществом, используемым в бизнесе. Поэтому несёт обязательства всеми своими активами. Если у ИП возникают проблемы с долгами, то кредиторы могут взыскать его личное имущество.
Стать предпринимателем может человек, достигший возраста 14 лет, получивший паспорт и зарегистрированный в федеральной налоговой службе. Лучше, конечно, начать бизнес после совершеннолетия, при условии отсутствия долгов, психических заболеваний и проблем с законом. Но если подростку не терпится стать бизнесменом, с письменного согласия родителей, заверенного нотариусом, он может это сделать. Несовершеннолетние могут открыть ИП без согласия родителей и до восемнадцатилетия. Но тогда подросток должен быть признан полностью дееспособным решением суда, органом опеки или вступить в брак.
Открывать ИП могут как граждане РФ, так и иностранцы и лица без гражданства. При этом вторые должны иметь постоянную или временную регистрацию на территории России. ИП можно совмещать с официальной работой по трудовому договору, поэтому для получения статуса предпринимателя увольняться с официальной работы не нужно.
Первым шагом перед оформлением ИП будет выбор ОКВЭД. Правильный выбор кода ОКВЭД влияет на размер страховых взносов за работников, получение налоговых льгот, субсидий от государства.
Как правильно выбрать ОКВЭД
ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности, из которого нужно выбрать код, определяющий сферу деятельности бизнеса. От правильного выбора кода ОКВЭД зависит, какие налоги будет платить предприниматель и какие требования будут применяться к его деятельности. ОКВЭДы есть только на легальные виды бизнеса.
Форма заполнения кодов ОКВЭД
Чётких инструкций по выбору кода нет. Поэтому при выборе необходимо учитывать следующие рекомендации:
-
Определите основные виды деятельности и дополнительные услуги, которые вы планируете оказывать.
-
Выберите код ОКВЭД, который наиболее точно описывает сферу деятельности вашего бизнеса. Сначала выберите класс, подкласс, группу, подгруппу. Впишите выбранный код в заявление о регистрации ИП.
-
Проверьте, не попадает ли выбранный вид деятельности под специальные режимы налогообложения. Такие, как упрощённая система налогообложения или патентная система налогообложения. Если попадает, то выберите соответствующий код ОКВЭД.
-
Подберите один основной код и несколько дополнительных. Количество дополнительных кодов не ограничено. Рекомендуется использовать не больше пяти. Коды можно изменить. Для этого нужно подать в ФНС заявление по установленной форме.
-
Сомневаетесь в правильном выборе кода ОКВЭД? Обратитесь за консультацией в налоговую инспекцию или к специалистам по подбору кодов и регистрации бизнеса.
Какие документы нужны для регистрации ИП
Перечень необходимых для регистрации документов зависит от того, каким способом они подаются и сколько лет заявителю. Заявление можно подать лично в МФЦ или ФНС, через нотариуса или представителя или онлайн.
Для личной регистрации собственного бизнеса совершеннолетнему предпринимателю понадобится всего четыре документа:
-
Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001.
-
Оригинал и копия паспорта.
-
ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).
-
Квитанция об уплате госпошлины в размере 800 рублей.
Для регистрации ИП через представителя нужны те же документы и заверенная нотариусом доверенность.
Для личной регистрации ИП несовершеннолетнему бизнесмену в возрасте от 14 до 18 лет к перечисленным документам необходимо приложить один из трёх указанных ниже документов:
-
Согласие родителей, заверенное нотариусом.
-
Свидетельство о браке.
-
Решение суда или органов опеки о признании подростка дееспособным.
Для онлайн-регистрации понадобится профиль «Госуслуг», мобильное приложение или электронная цифровая подпись.
Как выбрать систему налогообложения
На выбор системы налогообложения индивидуального предпринимателя влияют следующие факторы:
-
Вид деятельности.
-
Наличие и количество сотрудников.
-
Размер предполагаемых доходов и расходов.
-
Регион ведения бизнеса.
В России на сегодняшний день существует 6 режимов налогообложения.
-
Общая система налогообложения (ОСН). Этот режим подходит для всех ИП без ограничений. Однако, он предполагает уплату наибольшего количества налогов, поэтому его использование обычно невыгодно для малого и среднего бизнеса.
-
Упрощенная система налогообложения (УСН). Это наиболее популярный режим среди ИП. УСН имеет два варианта: «Доходы» (ставка налога 6%) и «Доходы минус расходы» (ставка налога от 5 до 15%, в зависимости от региона). Для использования УСН есть ограничения по доходам и количеству сотрудников. Если вы выбрали этот режим, не забудьте написать заявление в налоговую о налоговых льготах.
-
Патентная система налогообложения (ПСН). Подходит для определённых видов деятельности и регионов, где действует патентное налогообложение. Налог рассчитывается исходя из потенциального дохода, который устанавливает региональный закон.
-
Налог на профессиональный доход (НПД). Подходит для ИП, работающих без наёмных сотрудников и годовой доход которых не превышает сумму в 2,4 миллиона рублей.
-
Автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН). Пока действует только в четырёх регионах России.
-
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Специальный режим для предпринимателей, которые производят и реализуют сельскохозяйственную продукцию.
Как правильно заполнить заявление на регистрацию ИП
Форма Р21001 — заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Заявление о государственной регистрации ИП по форме Р21001 можно заполнить:
-
В мобильном приложении «Личный кабинет предпринимателя».
-
На сайте уполномоченного банка.
-
С помощью специальной программы, скачанной с официального сайта ФНС: «Подготовка документов для государственной регистрации».
-
Самостоятельно от руки или на компьютере/ноутбуке.
Конечно, онлайн, в приложении либо программе заполнять документы гораздо проще и понятнее. Все шаги сопровождаются подсказками платформы. Главное заполнять все поля согласно данным паспорта. Но если вы не любите новые технологии, у вас нет компьютера или смартфона, то при заполнении бумажного заявления нужно придерживаться следующих правил:
-
Заявление заполняется шариковой ручкой с синими, чёрными или фиолетовыми чернилами.
-
В каждой клеточке формы пишется только один символ — цифра, буква, пробел или знак препинания.
-
Бланк заполняется только заглавными и печатными буквами, прописные и строчные буквы не используются.
-
Пустые клеточки нужно оставить пустыми. Прочерки в них не ставятся.
-
Ошибки, помарки, исправления в бланке не допускаются.
-
Контактный номер заявителя необходимо указать в формате страны, начиная с +7, без скобок, тире, пробелов и прочерков.
-
Подпись на заявлении не ставится, так как это делается в присутствии представителя МФЦ или налоговой службы.
Способы регистрации ИП
После заполнения заявления нужно предоставить документы для регистрации в налоговую службу. Сделать это можно следующими способами:
-
Через налоговую. Лично отнести документы в ФНС. Заявление о регистрации заполняется заранее. Также заранее уплачивается госпошлина. После проверки вашей личности и пакета документов нужно будет подписать заявление в присутствии должностного лица, проверяющего документы.
-
Почтой России. Документы можно отправить в ФНС по почте заказным письмом с описью вложения. Предварительно нужно будет посетить нотариуса, чтобы он заверил подпись на заявлении.
-
Через МФЦ. Можно прийти в центр с заполненным пакетом документов, как в ФНС. А можно заполнить заявление в МФЦ с помощью специалиста. При наличии в МФЦ договора с ФНС об электронном документообороте госпошлина не платится.
-
Через нотариуса. Подать документы через нотариуса можно не только по месту жительства, но и в любой точке страны. Нотариусы взаимодействуют с налоговой в электронном виде, а все документы подписывают своей электронной подписью. Если обратиться к нотариусу за подтверждением подписи на заявлении, то отправка документов в ФНС уже входит в стоимость услуги. Вам не придется платить госпошлину за регистрацию.
-
Через интернет. Для этого потребуется квалифицированная электронная подпись(КЭП), оформить которую можно в налоговой. Можно воспользоваться специальным сервисом с официального сайта ФНС. Для этого потребуется логин и пароль от «Госуслуг». Обладатели действующих биометрических загранпаспортов могут воспользоваться мобильным приложением «Госключ», которое позволяет быстро и бесплатно оформить электронную подпись и с её помощью подать документы на регистрацию ИП. Кроме загранпаспорта, понадобится ещё подтвержденная учётная запись на госуслугах и смартфон с NFC модулем.
Сколько стоит открыть ИП
Стоимость открытия бизнеса зависит от способа регистрации ИП.
При личной подаче документов на регистрацию в ФНС стоимость будет равна размеру госпошлины — 800 рублей. При отказе от регистрации уплаченная пошлина не возвращается.
При подаче документов на регистрацию через интернет стоимость будет равна затратам на КЭП. При этом сама электронная подпись бесплатная. Оплачивается только токен — электронный носитель с данными и лицензия на программу для использования и хранения сведений «КриптоПро CSP». Если у ИП уже есть токен или действующая лицензия, заменять их не нужно. Соответственно, затраты на КЭП составят от 3 000 рублей.
При открытии ИП через посредника предпринимателю придётся заплатить:
-
за услуги посредника. От 1500 до 5000 рублей;
-
за оформление доверенности у нотариуса. От 800 до 2500 рублей;
-
госпошлину или КЭП, в зависимости от того, лично или через интернет будет работать посредник.
Сколько времени занимает регистрация ИП
Регистрация ИП обычно занимает 3 рабочих дня с момента подачи документов в налоговую инспекцию. В некоторых случаях регистрация может занять больше времени, например, если документы подаются через нотариуса, МФЦ, или если требуется дополнительная проверка со стороны ФНС. Приложение «Госключ» позволяет зарегистрировать ИП всего за один рабочий день.
Самые частые ошибки, из-за которых отказывают в регистрации ИП
Причины отказа в государственной регистрации перечислены в 23-й статье Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». ФНС может отказать в регистрации ИП при наличии таких оснований:
-
Самая частая ошибка — неправильно заполненное заявление. Заявителем не соблюдены правила заполнения, паспортные данные не совпадают с указанными в заявлении сведениями.
-
Не предоставлены необходимые для регистрации документы.
-
Несоответствие требованиям законодательства. Например, ИП хочет заниматься видом деятельности, который запрещён для индивидуальных предпринимателей.
-
Несоответствие условиям выбранной системы налогообложения. Например, превышение лимитов по доходам или количеству сотрудников для упрощённой системы налогообложения.
-
Несоблюдение порядка подачи документов, которые должны быть поданы в установленной форме и в определенный срок.
-
Непредоставление нотариально заверенных документов.
-
Паспорт недействительный, так как закончился срок его действия и документ подлежит обмену.
-
Неправильно выбраны коды ОКВЭД.
-
Документы отправлены не в ту ФНС, не по месту регистрации.
-
У заявителя уже есть оформленное незакрытое ИП.
-
ИП исключили из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), и с того момента не прошло три года.
-
Предприниматель обанкротился, и с момента банкротства не прошло пять лет.
-
Бизнесмен выбрал вид деятельности — работу с детьми и имеет непогашенную судимость.
Что делать после регистрации и открытия ИП
Сразу после получения на электронную почту свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выписки из ЕГРИП, необходимо:
-
Открыть расчётный счёт в банке, так как обычные счета не предназначены для ведения предпринимательской деятельности.
-
Регистрироваться в Социальном фонде России и Росстате не нужно. Это происходит в автоматическом режиме по данным из налоговой.
-
После получения уведомления о регистрации в Росреестре зайти на сайт Федеральной службы Госстатистики, зарегистрироваться в системе сбора отчётности и оформить уведомление о присвоении кодов статистики.
-
Получить при необходимости лицензии и разрешения на право осуществления и ведения выбранной деятельности.
-
Для отдельных видов деятельности, таких как предоставление бытовых, социальных и гостиничных услуг, производство и реализация продуктов питания и других, необходимо уведомить Роспотребнадзор и Роструд. Сделать это можно лично, по почте или через МФЦ.
-
Приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, если ИП осуществляет торговую деятельность.
-
Проверить, нужна ли онлайн-касса, и при необходимости подключить её.
Заключение
Процесс регистрации ИП может показаться очень сложным. На самом деле, с правильной подготовкой и знанием всех требований, процедура проходит довольно быстро. Важно помнить о выборе системы налогообложения, правильном заполнении документов и своевременной подаче всех необходимых заявлений. Следуя этим рекомендациям, вы сможете успешно зарегистрировать ИП и начать свой бизнес.