Многие предприниматели, продвигая бизнес в интернете, используют метод кросспостинга, размещая один и тот же контент на различных платформах и в мессенджерах. Безусловно, благодаря такому способу делиться с аудиторией информацией очень просто, но этот маркетинговый инструмент больше подходит для тестирования площадок, а не для постоянного продвижения. Согласно статистике, в России наибольшее количество платежеспособной аудитории сосредоточено в социальной сети ВКонтакте и мессенджере Telegram. Эти две платформы считаются самыми перспективными для адаптации онлайн-бизнеса в 2022 году.
Особенности социальной сети ВКонтакте
ВКонтакте — самая популярная российская социальная сеть. Здесь общаются более миллиарда пользователей из разных стран, а это каждый седьмой человек на планете. По официальным данным, за последние 4 месяца прирост аудитории на этой платформе составил около 4 миллионов человек. Аналитики считают, что это еще не предел и количество зарегистрированных аккаунтов будет только расти.
Преимущества ВКонтакте
Если сравнивать эту социальную сеть с другими платформами, например, с Одноклассниками или любым мессенджером, ВКонтакте имеет ряд существенных плюсов. Благодаря им предприниматели могут общаться и взаимодействовать с аудиторией, одновременно демонстрируя экспертность и высокое качество услуг или продуктов. Страница или сообщество во ВКонтакте в буквальном смысле может стать блогом интернет-магазина и работать на улучшение показателей бизнеса.
Плюсы социальной сети ВКонтакте для ведения бизнеса:
- наличие инструментов, необходимых для качественного ведения страницы бренда (новостная лента, истории, клипы);
- отсутствие ограничения по количеству символов в посте;
- удобный рекламный кабинет;
- высокие показатели эффективности таргетированной рекламы;
- создание лендинга на основе сообщества из ВКонтакте;
- создание полноценного онлайн-магазина на базе сообщества;
- подключение чат-бота в сообществе;
- запуск продающих автоворонок;
- функция автопродвижения товаров.
Как продвигаться во ВКонтакте
Маркетологи не советуют использовать одинаковый контент для разных площадок. Но часто бывает так, что у предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе, недостаточно ресурсов для создания качественного и уникального материала: нет возможности платить зарплату контент-менеджеру, сложно найти подходящего человека на эту должность или другие причины. В зависимости от того, к какой специфике относится бизнес и какую стратегию продвижения выбирает владелец интернет-магазина, подход к формированию контента может быть разным.
На то, в каком виде будут представлены посты, влияет и целевая аудитория. Сегменты и портреты покупателей, их поведение, потребности, боли, желания и интересы — все это определяет, будет ли контент уникальным и продающим. А может, достаточно материала в информационном стиле, который публикуется и на сайте, и в социальных сетях. Как именно вести страницу: как интернет-магазин, выкладывая изображения товаров с ценами или добавлять к картинкам полезную и интересную информацию для покупателей, решить нетрудно.
Например, бренд продает модную одежду для девушек. Решающим фактором при совершении покупки является привлекательное фото или видео товара, которое демонстрирует вещь в выгодном свете и вызывает желание ее заказать.
А если организация представляет достаточно широкий ассортимент товаров для дома, дачи, кемпинга и множество других полезных вещей, то акцент уже будет смещен в другую сторону. В таком случае недостаточно просто публиковать изображения. Необходимо доносить до потребителей пользу и актуальность покупки. К примеру, в начале летнего сезона неплохо бы рассказать об актуальных товарах для дома и дачи: средства от насекомых, защитные сетки.
Полезные рекомендации
Как считают маркетологи, 50% успеха ведения бизнес-странички во ВКонтакте — это хорошее визуальное оформление. Действительно, когда пользователь попадает в сообщество бренда, его взгляд подмечает и невольно оценивает все детали: обложка группы, оформление меню, изображения, которые используются в постах. Важно выдерживать все элементы в едином стиле. Оффер или уникальное торговое предложение должны быть прописаны на главной странице так, чтобы это было заметно для посетителей. Обязательно нужно указывать контакты: телефон, email, адрес офлайн-точки и поместить на видное место полезные ссылки. Чем больше информации о магазине, тем лучше.
Разделы с товарами, виджетами и обсуждениями должны быть заполнены. Это нужно для того, чтобы у пользователей не возникали смонения или вопросы.
Разнообразие виджетов ВКонтакте позволяет создавать информационные, развлекательные и полезные рассылки, голосования, автоворонки, чат-боты, формы сбора заявок и лендинги.
Каким должен быть контент
Чтобы максимально точно донести до покупателей ценность продукта, нужно разговаривать с ними на одном языке. Поэтому, если принято решение вести страничку магазина в соцсетях, исследование целевой аудитории будет являться обязательным шагом. Ссылки, хештеги, опросы, аудио и видеоформат — все это поможет разнообразить контент и повысить вовлеченность пользователей. Время выхода поста играет немалую роль при ведении бизнес-сообщества. Самые лучшие дни для публикаций — будни. Но бывает и так, что в контент-плане зафиксированы ежедневные посты, такой формат тоже вполне допустим. Все зависит от интересов аудитории. Некоторые пользователи стараются минимизировать свое нахождение в интернете на выходных. А другие могут позволить себе листать соцсети только на уик-энде.
Особенности продвижения в Telegram
Весной этого года количество пользователей в Телеграме резко возросло. На сегодняшний день этим мессенджером пользуются около 50 миллионов человек в России. Многие уже успели оценить возможности этой платформы. Telegram доступен в десктопной и мобильной версиях: удобно сохранять нужную информацию из мессенджера в телефон или на компьютер, можно совершать аудио- и видеозвонки, обмениваться сообщениями в разном формате.
Преимущества Telegram
Благодаря либеральной политике мессенджера, многие юзеры предпочитают общаться в Телеграме: здесь люди делятся личным, обсуждают темы, которые считаются острыми и холиварными. Молодая публика больше доверят Телеграму, нежели другим платформам, что представляет интерес для предпринимателей.
Молодежь быстро осваивается на новых площадках. Если целевая аудитория интернет-магазина — люди в возрасте от 18 до 35 лет, то развивать канал в Telegram можно и нужно. Здесь хорошо работает комбинированный контент, когда в публикации присутствуют текст и фото, текст с видео, изображение в сочетании с голосовым сообщением. Можно экспериментировать с разными комбинациями контента, отслеживая реакцию и вовлеченность подписчиков.
Несмотря на большое количество пользователей в мессенджере, конкуренция здесь пока невысокая. При грамотном и успешном ведении канала можно переманить часть аудитории у конкурента. Благодаря конструктору бота доступна возможность создания магазина на платформе Телеграм, к которому подключается функция оплаты прямо через мессенджер. Среди популярных платформ, используемых для создания онлайн-магазина в Telegram, можно выделить:
- Botobot;
- PuzzleBot;
- ManyChat;
- Chat2Desk;
- TextBack;
- Converse.ai;
- Botmother;
- Fasttrack;
- Bot Kits;
- Dialogflow;
- MEOKAY;
- Flow XO;
- Botkit;
- Chatforma.
Как продвигаться в Telegram
В Телеграме доступно несколько вариантов для создания бизнес-страницы: канал, группа, аккаунт и бот. Аккаунт заводят для создания профиля компании, благодаря ему любой желающий сможет найти основную информацию о бизнесе. Группа подразумевает общий чат, в котором есть администратор, модератор, подписчики. В группе обычно происходит обсуждение волнующих вопросов, с определенной периодичностью размещаются новости или объявления.
Канал представляет собой чат с неограниченным числом подписчиков, является основным информационным источником бренда, где публикуется разнообразный контент. Не стоит превращать Телеграм-канал в новостной портал, иначе пользователям будет неинтересно. Публикации должны быть регулярными, отражать ценности бренда. Рекомендуется чередовать контент: развлекательный, информационный, продающий, экспертный. Можно собирать отзывы клиентов, красиво оформлять их и размещать в канале
Продвижение в Телеграме нельзя назвать легким процессом, но ведение канала можно упростить благодаря применению ботов. Как показывает статистика, многие бренды пользуются конструкторами ботов и пользователей это нисколько не смущает. Боты помогают оказывать поддержку клиентам в чате, с их помощью покупатель может проверить статус своего заказа и отследить его местонахождение. Бот может заменить менеджера в стандартных вопросах, которые часто задают пользователи, дает возможность оплачивать покупки.
Чтобы быстрее раскрутить канал и привести туда подписчиков, рекомендуется пользоваться услугами взаимного пиара. Дополнительно можно купить рекламу. Для выбора наиболее подходящих каналов со схожей тематикой для размещения рекламных постов существуют специальные каталоги, где можно изучить список доступных платформ.
Популярные каталоги для поиска подходящих Телеграм-каналов:
- @CatalogTelegram;
- tsear.ch;
- tchannels.me.
Полезные рекомендации
Визуал в Телеграме имеет не такое важное значение, как ВКонтакте, но некоторые моменты успешного продвижения связаны с созданием качественного контента. Аватар канала должен быть заметным, понятным, выделяющимся и запоминающимся. Слишком яркие, кричащие картинки с обилием кислотных оттенков использовать не стоит — это уже не актуально. Описание паблика должно быть грамотным и лаконичным: название бренда, чем торгует или какие услуги оказывает организация, в чем польза для подписчиков, ссылка на интернет-магазин. Желательно закрепить сообщение с навигацией по хештегам и включить возможность комментирования, реакций для пользователей.
Каким должен быть контент
Копипаст чужих постов в Телеграме не приветствуется: информация должна быть уникальной. Если есть желание или потребность опубликовать какую-то новость, которая уже размещена на многих сторонних ресурсах, нужно постараться ее уникализировать. Это можно сделать за счет выражения субъективного мнения, рерайта или подачи новости каким-то необычным способом.
Время от времени следует проводить опросы, чтобы выяснить, какой формат публикаций предпочитает аудитория, какие темы постов интересны подписчикам, какие категории товаров являются любимыми у покупателей. Рекомендуется открыть возможность комментирования, чтобы подписчики выражали свое мнение. К последнему стоит прислушиваться: иногда у клиентов возникают интересные инсайты и идеи, которые можно смело и успешно применять в продвижении Телеграм-канала.
Какой канал продвижения выбрать
Часто предприниматели думают, что если публиковать одинаковые посты во всех возможных социальных сетях и мессенджерах, то благодаря большому количеству просмотров удастся повысить конверсию в интернет-магазине. Такое желание вполне понятно и объяснимо, ведь в таком случае времени на создание контента требуется немного: достаточно нажать несколько кнопок, чтобы разместить информацию на всех площадках. Но это мнение является ошибочным.
Кросспостинг — не лучший способ для повышения продаж. Многие пользователи присутствуют практически во всех соцсетях и активно пользуются мессенджерами, но аудитория на разных площадках имеет свой характер и предпочтения. Платформа ВКонтакте отличается тем, что посетители здесь привыкли читать длинные посты, лучше всего они воспринимают информацию в текстовом виде. При этом, легкий, непринужденный контент развлекательного характера «заходит» лучше всего.
Аудитория Telegram отличается от аудитории во ВКонтакте. Продажи в каналах хорошо идут, если ниша относится к категории B2B или B2C. Телеграм не является социальной сетью, в первую очередь он предназначен для общения и обмена информацией, сценарии потребления контента здесь совсем другие, нежели во ВКонтакте. Но просто создать канал и сливать туда всю имеющуюся информацию недостаточно. Важно уделить внимание позиционированию, иначе пользователи будут массово отписываться.
Если бизнес завязан на продаже модной женской одежды, канал в Телеграме лучше вести в формате дневника стилиста, где будут присутствовать модные советы, а не призывы к совершению покупки. Описание трендов сезона, сочетание принтов и цветовых решений, составление капсульного гардероба, рекомендации по выбору одежды в обычных магазинах, разбор аутфитов знаменитостей и активное взаимодействие с подписчиками с целью привлечь их к обсуждению. Такой подход направлен на создание комьюнити бренда, это позволяет утеплить аудиторию и аккуратно, ненавязчиво прогреть пользователей, довести их до первого заказа.
Для повышения продаж маркетологи советуют выбирать ту платформу, в которой происходит качественный прогрев пользователей. Это промокоды и акции для клиентов, предложения участия в бонусных программах, различные конкурсы и активности с раздачей подарков или промокодов на скидку, праздничные распродажи. Прогрев потребителей происходит через демонстрацию очевидной выгоды и пользы для клиента от покупки товара, что можно реализовать с помощью постов, историй, клипов, развернутых отзывов.
Если интернет-магазин еще не имеет достаточную базу клиентов, а узнаваемость бренда пока на низком уровне, лучше выбирать ВКонтакте. Если целью бизнеса является быстрое принятие решения о покупке и повторный заказ не так уж важен, то лучшим вариантом тоже будет ВКонтакте. Telegram подходит тогда, когда у интернет-магазина уже есть много подписчиков, которые готовы следовать за брендом на любую платформу.
Вовлеченность пользователей в Телеграме намного выше, чем в любой другой соцсети, потому что уведомления появляются в формате сообщения и человеку приходится его просматривать. Взаимодействие с подписчиками в Telegram происходит намного теснее, поэтому важно быть максимально честным с аудиторией. Лучше выбирать такой формат ведения канала, когда от лица бренда выступает живой человек (менеджер, директор, руководитель, стилист), а не обезличенный аккаунт организации.
Подводя итоги
Если у владельца интернет-магазина есть ресурсы в виде финансов, свободного времени и подходящих сотрудников, можно осваивать каналы продвижения и во ВКонтакте, и в Telegram. Обе платформы являются весьма перспективными и удобными для ведения бизнес-страниц. При ограниченных ресурсах стоит рассмотреть одну площадку и вплотную заниматься раскруткой паблика или канала. Чтобы понять, в какой социальной сети и в каком мессенджере обитает целевая аудитория бренда, можно провести небольшое исследование. На протяжении месяца нужно публиковать один и тот же контент на выбранных площадках. По истечению срока следует проанализировать охваты: количество просмотров и комментариев, число новых подписчиков и изменение конверсии интернет-магазина. На той площадке, где активность пользователей была самой высокой, присутствует целевая аудитория — эту соцсеть или мессенджер рекомендуется выбрать в качестве канала продвижения.