Когда предприниматель принимает решение вести коммерческую деятельность и продавать товары через интернет, встает вопрос о создании сайта. Многие бизнесмены поручают разработку интернет-магазина специалистам, веб-студиям или агентствам. Но часто случается так, что в результате получается совсем не то, что ожидал увидеть владелец бизнеса. Так бывает, потому что изначально не были прописаны все цели и задачи ресурса. Или были прописаны неправильно. В таком случае говорят, что инструмент импакт маппинга не был использован по назначению или вовсе не применялся при разработке бизнес-проекта.
Понятие импакт маппинга
Impact Mapping — это маркетинговый инструмент, при котором используется методика составления ментальных карт (mind map). Ментальная карта или карта влияния помогает определить следующие моменты:
- конкретные и значимые цели проекта;
- способы достижения целей;
- аспекты, которые влияют на достижение и недостижение целей.
Проще говоря, импакт маппинг помогает достичь понимания между заказчиком и исполнителем. Ведь часто бывает так, что заказывая разработку сайта, бизнесмен не предоставляет четкое техническое задание, а рассказывает на словах, каким бы он хотел видеть свой интернет-магазин. Благодаря составлению ментальной карты риск отсутствия ТЗ исключается. В карте влияния описываются не какие-то абстрактные мечты и желания, а четкие бизнес-показатели и способы их реализации.
Некоторые считают, что Impact Mapping — это метод стратегического планирования, который позволяет контролировать процесс разработки сайта. Однако, это не совсем так. Ментальная карта относится к вспомогательному инструменту стратегического планирования. Карта влияния помогает взглянуть на проект со всех сторон и распределить задачи таким образом, чтобы при наименьших усилиях получить наиболее качественный результат.
Ценность импакт маппинга для владельца интернет-магазина
Если предприниматель имеет кое-какое представление о веб-дизайне или у него уже есть опыт в запуске интернет-магазина, то часто к разработчику бизнесмен приходит со списком требуемых технологий и готовых прототипов. Заказчик думает, что такой подход облегчит труд исполнителя, ускорит процесс и положительно скажется на бизнесе. Возможно, в таком случае работа по созданию интернет-магазина будет протекать быстрее и проще, но магазину пользы это не принесет.
Когда программист выполняет задачу четко по инструкции, соблюдая ТЗ, которое ему предоставил заказчик, в работу включаются только руки специалиста, но не голова. Занимаясь таким заказом, разработчик лишен права высказывать свое мнение по поводу улучшения сайта и внесения корректив. В итоге получается проект, успех которого очень сложно гарантировать. Ведь чтобы интернет-магазин приносил хороший доход, необходимо следовать реальным целям бизнеса, которые можно выяснить только благодаря составлению карты влияния.
Ценность импакт маппинга для бизнесмена заключается в том, что при заполнении ментальной карты заказчик понимает, что именно нужно предпринять для достижения наилучшего результата. Благодаря этому пониманию предприниматель может контролировать процесс создания интернет-магазина и оценивать промежуточные итоги. Владелец бизнеса понимает, почему именно это действие и именно сейчас выполняет команда разработчиков. Клиент знает, как должен выглядеть готовый вариант сайта и уверен, что все получится так, как было задумано.
Еще один приятный бонус применения импакт маппинга — это сокращение расходов и экономия бюджета. Часто при составлении карты влияния ненужные опции убирают, оставляя лишь необходимые функции и элементы.
Ценность импакт маппинга для разработчика сайта
Благодаря наличию карты влияния программист или команда разработчиков знают, зачем и для каких целей создан проект. Это помогает специалистам добиваться качественного результата и работать продуктивнее. Для куратора или менеджера проекта ментальная карта становится вспомогательным инструментом, который помогает оценивать целесообразность и необходимость новых идей, возникающих в процессе разработки сайта. Взаимодействие с заказчиком тоже происходит в более комфортных условиях, когда все задачи ясны, понятны и структурированы.
Импакт маппинг позволяет разработчикам создать сайт, на котором посетители будут чувствовать себя комфортно. Жизнь пользователей существенно облегчается, а так же незаметно и ненавязчиво клиентам прививаются потребительские привычки, влияющие на конверсию интернет-магазина.
Как составить карту влияния
Импакт маппинг предполагает четыре основных этапа, которые выполняются последовательно. Каждый из пунктов прорабатывается совместно при участии представителей бизнеса, сотрудников со стороны заказчика и исполнителя. Оптимальное количество человек для составления ментальной карты — 10-15, не более. Процесс составления карты может занимать от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от навыков проведения подобных встреч и количества участников.
Шаг 1. Определить цели
Самый важный шаг, который является фундаментальным в процессе составления карты. На этом этапе определяются цели, к которым стремится предприниматель. Ключевой вопрос этого блока звучит так: «Зачем мы это делаем?». Определить цели необходимо для того, чтобы заказчик и исполнитель смогли договориться и прийти к единому мнению. Потому часто бывает так, что у разработчика либо полностью отсутствует представление о бизнесе клиента и ключевых задачах проекта, либо представление есть, но весьма смутное.
Проведение многочисленных маркетинговых исследований показало, что специалисты не в состоянии адекватно реагировать на непредвиденные обстоятельства и принимать верные решения, если они не понимают конечных целей проекта. Например, предприниматель занимается продажей спортивных товаров через интернет. За месяц в онлайн-магазине посетители 500 раз приобрели кроссовки для бега. Владелец сайта хочет продавать кроссовки 1000 раз в месяц, а не 500. Соответственно, необходимо увеличить число продаж в 2 раза — это и будет являться главной целью. Вместе с целью должны оговариваться и сроки. К примеру, добиться повышения конверсии сайта вдвое за 7 месяцев.
Шаг 2. Определить действующие лица
На следующем этапе необходимо понять, какие люди влияют на достижение результата и какие роли они исполняют. Для того, чтобы облегчить процесс, можно вынести на обсуждение ряд вопросов, которые помогут в дальнейшем составлении ментальной карты:
- Кому хотим продать товар?
- Кто поможет бизнесу в продаже товаров?
- Кто может помешать продажам?
В стремлении увеличить продажи нередко теряется качество, а это может привести к губительным последствиям для бизнеса, а точнее, к резкому сокращению числа покупателей. Чтобы качество товаров, услуг и сервиса не страдало, необходимо выяснить, какую выгоду для себя ожидают получить конечные пользователи. Ценности продукта и интересы покупателей должны учитываться на протяжении всего процесса составления ментальной карты.
Шаг 3. Определить поведение действующих лиц
Следующим шагом является изучение поведения определенных лиц и разработка правильных сценариев их поведения. В качестве вспомогательного инструмента для решения этой задачи будут выступать такие вопросы, как:
- Как должен вести себя человек, чтобы нужная цель была достигнута?
- Как человек может создать препятствия для достижения цели?
- Как поведение определенного человека влияет на общий процесс и скорость достижения результата?
Здесь необходимо четкое понимание того, чем будущее поведение действующих лиц отличается от настоящего и на этом делать акцент. Например, менеджер обрабатывает 5 заявок в час, чтобы увеличить конверсию, он должен обрабатывать 10 заявок за то же время. Стоит подумать и над поведением клиентов. Если предприниматель хочет, чтобы потребитель рекомендовал друзьям и знакомым его интернет-магазин, нужно позаботиться о том, чтобы у клиента возникло такое желание. Этого можно добиться с помощью повышения качества обслуживания, бонусных программ для посетителей сайта.
Шаг 4. Разработка функционала
Заключительный этап создания ментальной карты предполагает обсуждение средств и возможностей, которые будут влиять на поведение действующих лиц. Этот блок отвечает на вопрос «Что сделать для того, чтобы добиться быстрого и качественного результата?». Оптимизация сайта и автоматические сервисы, позволяющие экономить время - это то, что помогает владельцу интернет-магазина и сотрудникам работать продуктивнее. Добавление новых товаров в магазин, подключение программ для аналитики ресурса, для удобного поиска и сотрудничества с поставщиками, установка CRM-системы для бизнеса — все это является частью импакт маппинга.
Способы составления карты влияния
Ментальная карта может иметь разные форматы: документ в электронном виде, печатная версия проекта или нарисованная на офисной доске схема. Наиболее удобным и наглядным вариантом считается электронная версия карты влияния. Для составления такого проекта можно воспользоваться специальными сервисами:
- UXPressia;
- SpecLog;
- MindMup;
- XMind;
- MindMeister;
- MindManager;
- iMindMap;
- The Brain.
Многие из перечисленных программ являются платными. Но преимущество платных сервисов в том, что пользователь может создавать приватные карты, загружать их на облачный диск и хранить неограниченное количество времени на сервере. В некоторых сервисах есть дополнительные услуги по интеграции и доработке ментальных карт. Такие услуги обычно предоставляются за отдельную плату и редактируются с учетом индивидуальных особенностей и потребностей бизнеса.
Как импакт маппинг поможет интернет-магазину
Составлением карты влияния можно заниматься на любом этапе развития бизнеса. Однако, если импакт маппинг применять на старте коммерческой деятельности, это поможет избежать типичных трудностей, которые очень часто допускают предприниматели. Например, слишком сложный и неудобный функционал сайта, из-за которого страдает юзабилити ресурса, и как следствие, процент людей, покинувших интернет-магазин, увеличивается.
Если бизнес планируется довольно масштабный, с наличием в штате маркетологов и менеджера по продажам, логистов и других сотрудников, импакт маппинг может стать определяющим документом. В таком случае зона ответственности каждого работника прописывается в ментальной карте, а это существенно упрощает контроль над выполнением задач для руководителя.
Карта влияния избавляет предпринимателя и куратора проекта от сомнений, которые неизменно будут возникать в процессе работы над оптимизацией сайта. Все возможные сценарии и варианты развития событий, как хорошие, так и плохие, заносятся в документ. Благодаря этому действующие лица знают, как вести себя в случае возникновения каких-то проблем или отхождения от плана.
Становится легче планировать сроки и бюджет, выделяемый на создание интернет-магазина. Многие заказчики испытывают страх при мысли о том, что для развития бизнеса придется покидать зону комфорта, совершать какие-то непривычные действия. Опять же, импакт маппинг выручает. Если все действия и шаги спланированы, оговорены и зафиксированы документально, бояться нечего. Есть четкая стратегия и все, что нужно — просто следовать ей.
Подводя итоги
Внедряя такой инструмент, как импакт маппинг, многие предприниматели надеются на то, что карта влияния окажет положительное воздействие на бизнес, как волшебная таблетка. Но нельзя забывать и о других показателях: рентабельность, текущая конверсия интернет-магазина, качество продукции и заполнения товарных карточек на сайте, точность попадания в целевую аудиторию, методы продвижения ресурса.
Составлению ментальной карты потребуется уделить время и внимание, не стоит спешить с этим вопросом. Чтобы не допустить ошибок и грамотно использовать инструмент импакт маппинга для интернет-магазина, нужно тщательно выбирать специалистов, которые будут в роли исполнителей. Не следует привлекать к этому делу много человек, оптимальный вариант — 12, максимум — 15. Учитывая, что разработка ментальной карты в какой-то мере связана с творчеством, не стоит резко критиковать идеи, которые на первый взгляд кажутся странными. Помещение для обсуждения пусть будет максимально комфортным и уютным, а атмосфера непринужденной и открытой.