Акция Киберзима
Акция Киберзима
Скидки до 40%, улучшение тарифов
и бесплатные месяцы подписки
Получить Получить
Реклама
ООО Инсейлс Рус ИНН 7714843760 erid: 2RanymdZKYt
База знаний Маркетплейсы Доставка

Чем отличаются модели работы FBO, FBS или DBS и что лучше выбрать

Система FBO, FBS, фулфилмент — набор букв и может ввести в ступор. На самом деле речь идёт о схемах работы с маркетплейсами. Предприниматель может выбрать одну или комбинировать варианты для большей выгоды. Главное учитывать нюансы площадок. Обо всём поговорим в статье.

Что такое FBO, FBS и фулфилмент

FBS (Fulfillment by Seller) — схема работы с маркетплейсом, когда товар хранится на складе продавца и поставляется под заказ.

FBO (Fulfillment by Operator) — вариант сотрудничества с платформой, когда товар хранится на складе маркетплейса.

Фулфилмент — все мероприятия по хранению, сборке и доставке товара до покупателя.

Принцип работы FBO: преимущества, недостатки и особенности на разных площадках

Схема работы FBO на примере Ozon

Схема работы FBO на примере Ozon

Система FBO означает, что продавец передает товары под контроль оператора, который отвечает за обработку, упаковку и доставку заказов. На селлере лежит обязанность по правильному заполнению документации на товар, маркировка по правилам маркетплейса и своевременная доставка до склада торговой площадки.

Преимущества ФБО:

  • более низкие затраты на обработку заказов и доставку товаров;

  • возможность использовать специализированные услуги маркетплейса для улучшения качества обслуживания клиентов;

  • удобство для продавца, так как он не должен заниматься обработкой заказов и доставкой товаров самостоятельно;

  • меньшие сроки доставки за счёт наличия большого количества складов в разных регионах;

  • возвраты обрабатывает платформа, а не продавец;

  • товары могут распределить между региональными складами, что сделает выгоднее логистику и сократит время доставки до покупателя;

  • в выдаче всегда в первых рядах товары, которые хранятся на складе маркетплейса.

Недостатки ФБО:

  • ограниченный контроль над процессом обработки и доставки заказов;

  • необходимость доверять оператору все манипуляции по обработке и доставке заказов;

  • комиссии за доставку и хранение на складах;

  • склады есть далеко не во всех городах;

  • нужный склад может оказаться перегруженным, товар поставить не выйдет;

  • при необходимости забрать товар со склада будет накладно (долго и дорого);

  • за залежавшийся товар придётся ежедневно платить;

  • пока хоть одна единица товара на складе, удалить карточку товара не получится.

Как работает Ozon

 Платформа предоставляет услуги упаковки, маркировки и доставки товаров до пункта выдачи заказов. Чтобы не платить за хранение, можно поставлять те товары, на которые есть спрос по статистике «Озона». Не все товары примут на склад. Со списком ограничений можно ознакомиться на официальном сайте платформы. Например, пиротехнику или крупногабаритную мебель маркетплейс не примет.

Как работает Wildberries

 Wildberries также предлагает FBO для продавцов. Платить придётся за логистику, хранение, в некоторых регионах и за приёмку товара. Комиссии зависят от заданного в карточке товара габарита. Рассчитать стоимость можно в личном кабинете продавца в разделе «Аналитика». Площадка принимает на свои склады следующие виды поставок:

— монокороб (размер 60*40, максимальный вес 25 кг);

— микс коробов (размер 80*120, до 25 кг);

— монопаллеты (до 500 кг);

— крупногабаритный товар (максимум 1,15*2 м, до 25 кг).

 Сверхгабаритные товары (от 25 до 100 кг и 2,3 м по одной из сторон) отгружаются сейчас только на склад в городе Электросталь.

Как работает «Яндекс.Маркет»

 Яндекс.Маркет предлагает полный спектр услуг по упаковке, маркировке и доставке товаров до пункта выдачи заказов или до двери покупателя. Система для данной площадки называется FBY. Ограничений по объёмам поставки у Яндекса нет. Сегодня площадка не работает с самозанятыми, в отличие от конкурентов. Если товар залежался на складе, придётся оплатить хранение.

 Вам подходит ФБО, если:

  • вы поставляете нехрупкие товары;

  • товары быстро распродаются и не задерживаются на складе;

  • в вашем распоряжении есть региональный склад, его использование снижает расходы на логистику;

  • вам дешевле платить маркетплейсу, чем содержать свой склад и организовывать доставку.

Схема FBS: плюсы, минусы, нюансы маркетплейсов

Принципы работы FBS на примере Ozon

Принципы работы FBS на примере Ozon

Схема FBS позволяет селлерам продавать товары на маркетплейсах с собственного склада. Продавцы могут создавать свои магазины на маркетплейсах и добавлять товары для продажи. Когда клиент оформляет заказ на площадке, в личный кабинет продавца приходит сообщение. Селлер собирает, упаковывает, маркирует заказ и отправляет его на склад маркетплейса. Доставкой заказа клиенту занимается маркетплейс.

 Плюсы ФБС:

  • стоимость комиссий меньше, чем при ФБО;

  • можно работать с одного склада с несколькими площадками;

  • возвраты приходят на собственный склад;

  • карточки товара не завязаны на остаток, который лежит на складе;

  • можно на небольших партиях узнать, какой товар больше заходит покупателям.

Минусы ФБС:

  • затраты на склад и обработку возвратов или услуги фулфилмент-провайдера;

  • штрафы за срыв сроков поставки.

Как работает Wildberries

 Продавец самостоятельно отгружает товар на склад ВБ. Оплата в данном случае происходит только за размещение товара на портале, её размер колеблется от 1 до 15 % и зависит от вида товара и скидки покупателя.

 Как работает Ozon

Товары можно поставлять на пункт выдачи или на склад «Озона». В первом случае необходимо будет заплатить за каждую позицию, во втором за услугу доставки до ПВЗ или непосредственно клиенту. Привозить товар нужно в строго отведённые часы. При срыве сроков поставки товар могут не принять на склад в этот день, а площадка снижает рейтинг и накладывает другие санкции, помимо денежного штрафа. 

Как работает Яндекс.Маркет

Платформа требует, чтобы отгрузка упакованных товаров проходила не меньше пяти раз в неделю, а по остаткам на складе придётся регулярно отчитываться. Комиссии за размещение и расчёты платформа берёт демократичные. 

Стоит выбрать ФБС, если:

  • товар хрупкий и требует аккуратности при транспортировке и хранении;

  • для магазина важен брендинг (упаковка и прочие атрибуты, которые требуют особого контроля);

  • дешевле обслуживать собственный склад;

  • объёмы поставок небольшие.

Сравнительные характеристики основных моделей работы

Сравнительные характеристики основных моделей работы

Вариант FBS + FBO

Когда ассортимент товаров большой и разнообразный, продавцам выгодно совмещать обе схемы. Это особенно актуально, если габариты и оборачиваемость продукции сильно отличаются. При такой модели часть товаров хранится на собственном складе, а часть на складе маркетплейса. При комбинированной схеме работы продавцу нужно чётко отслеживать статистику своих продаж и хорошо разбираться в схемах торговли.

Схема DBS

Ещё один популярный вариант работы — DBS (Delivery by seller). При данной схеме товары минуют маркетплейс. Приём заказов, упаковка, хранение и доставка осуществляется силами продавца. Это удобно, когда речь идёт о скоропортящихся, очень крупных, особо хрупких товарах и продукции ручной работы. При этом платформа маркетплейса выступает в качестве витрины.

Для ВБ и «Яндекс.Маркета» отличий в работе по ДБС нет. На Озоне схема та же, но называется realFBS.

Достоинства ДБС:

  • можно продавать продукты, цветы и прочие товары с маленьким сроком годности;

  • когда в городе нет склада маркетплейса, дешевле организовать доставку самостоятельно.

 Изъяны ДБС:

  • за пределами города затраты на доставку могут быть значительными;

  • если нет своего склада, придётся вложиться в аренду;

  • для доставки могут понадобиться водитель и автомобиль.

 Кому подойдёт:

  • владельцам офлайн-магазинов, которые с помощью маркетплейсов просто растят аудиторию;

  • предпринимателям, чей товар очень хрупкий или имеет особо крупные размеры;

  • продавцам, у которых отлажена система хранения и транспортировки;

  • селлерам, для которых доставка до двери покупателя имеет принципиальное значение.

Экспресс-доставка

Платформам выгодно работать по любой схеме и важна каждая продажа. Поэтому для тех покупателей, которым товар нужен вчера — край сегодня, существует экспресс-доставка. На сайтах маркетплейсов такие товары находятся в приоритетной выдаче или в специальных экспресс-разделах.

 Сегодня такую форму сотрудничества предлагают «Яндекс.Маркет» и Ozon. При этом доставкой до покупателя на «Озоне» занимается сам продавец, у него на это есть 2 часа. «Яндекс.Маркет» отводит полчаса на сборку заказа и передачу его курьеру. Общее время на выполнение заказа также 2 часа.

Ещё варианты

«МегаМаркет» (бывший «СберМегаМаркет») предлагает продавцам схему «Закажи и Забери». Этот формат работает так: селлер регистрирует карточки товаров, платформа собирает заказы и передаёт продавцу, который собирает и упаковывает товар. Выдача заказа происходит в точке продавца. Это может быть даже офлайн-магазин, который оборудован под ЦВЗ.

Принципы работы схемы на «СберМегаМаркете»

Принципы работы схемы на «Мегамаркете»

 При работе с маркетплейсами надо учитывать следующие нюансы:

  • принцип сотрудничества по схемам Фбс, Фбо, Дбс и прочим для всех площадок примерно один, отличаться могут тарифные сетки и сроки;

  • выбирая товар для продажи, нужно обязательно ознакомиться с законодательством и со списком запретов непосредственно самого маркетплейса;

  • комиссия при фбо обычно больше, чем при фбс (на фбс продавец снимает с площадки обязанность по обработке заказов);

  • размеры комиссий и штрафов на маркетплейсах регулярно меняются, поэтому их надо постоянно отслеживать;

  • необязательно ограничивать себя одной схемой, для большей выгоды их можно сочетать.

Что нужно учесть при выборе схемы сотрудничества

В поиске оптимального варианта принять решение поможет анализ товара. Нужно оценить следующие параметры:

  • габариты товара: укладываются ли они в стандарты площадки;

  • особенности хранения: нужны ли холодильники или другое специальное оборудование;

  • брендинг: будете ли вы делать акцент на упаковке товара;

  • остатки: как вам удобнее их контролировать;

  • спрос: каков уровень оборачиваемости товара. Продукцию с низким спросом выгоднее поставлять по системе ФБС;

  • расположение склада маркетплейса: если склад далеко, а товар крупногабаритный, логистика через платформу может обойтись дороже.

Заключение

Чтобы понять, какой вид сотрудничества с маркетплейсом подходит именно вам, нужно проанализировать свои потенциальные расходы. При схеме ФБС деньги нужны будут на содержание штата сотрудников или оплату услуг фулфилмент-оператора. Работая по ФБО, придётся регулярно платить маркетплейсу за обслуживание товара. Для продавцов, чей ассортимент велик и разнообразен, есть смысл просчитать комбинации схем. 

    Акция Киберзима
    Запустите
    и масштабируйте
    продажи на маркетплейсах
    Скидки до 40% при оплате тарифов новым клиентам
    Первые 7 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
    Реклама. ООО «Инсейлс Рус»‎ ИНН 771484376 erid: 2RanymNiSWt
    Создайте интернет-магазин за 1 день
    Все для продаж уже внутри
    Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 7 дней бесплатно
    Продолжая пользоваться сайтом,
    вы соглашаетесь с использованием cookie