Стоимость — что это?
Стоимость — денежный эквивалент товара или услуги. С помощью этой величины можно определить ценность товара или услуги для общества. На стоимость влияют следующие составляющие:
– расходы на производство, логистику, аренду склада и заработную плату сотрудников;
– постоянные издержки, которые не зависят от объёмов производства;
– переменные издержки, которые можно прогнозировать;
– уровень предложения и спроса на рынке в текущий момент.
Стоимость тем выше, чем больше труда и ресурсов вложено в создание продукта. При этом стоимость будет напрямую зависеть от состояния рынка и экономики. Чтобы определить стоимость, нужно:
– исследовать рынок;
– провести анализ спроса;
– изучить конкурентов и их предложения;
– рассчитать все затраты на производство и издержки;
– продумать ценовую стратегию;
– протестировать стоимость с помощью маркетинговых исследований;
– внести изменения с учётом запросов покупателей и ситуации на рынке;
– доносить важность и ценность продукта.
Только применение комплексного подхода и понимание конъюнктуры даёт возможность просчитать стоимость и цену, чтобы получить прибыль.
Пример расчёта стоимости: Галина решила продавать на маркетплейсах свечи ручной работы. Для этого она закупила оптом партию баночек, парафина, фитилей и отдушек, а также лент и коробок для оформления. В общей сложности Галина потратила шесть тысяч рублей. Работать Галина запланировала по 4 часа в день. Её рабочий стол стоит у окна, поэтому света достаточно, так что затраты на электричество сюда входить не будут. В итоге за 20-часовую рабочую неделю Галина сделала партию свечей в количестве восьмидесяти штук. В пересчёте на одну свечу Галина потратила на изготовление одного изделия 6000 : 80 = 75 рублей. Если бы для создания продукции Галина наняла мастера, то стоимость выросла бы с учётом его заработной платы. На маркетплейсах похожие свечи продаются по цене от 300 до 650 рублей за штуку. Значит, расчёты Галины на прибыль оказались верны.
Для чего нужно рассчитывать стоимость
В том, чтобы заранее просчитать стоимость продукта есть целый ряд преимуществ:
-
Понимание стоимости позволяет определить адекватную цену на товар или услугу.
-
Имея рассчитанную стоимость, можно принимать обоснованные решения в бизнесе и взвешенно управлять ресурсами.
-
Зная стоимость продукта, можно рассчитать прибыль и спланировать дальнейшее развитие.
-
Активное участие в ценообразовании позволяет уверенно конкурировать на рынке.
-
Грамотное ценообразование на основе рассчитанной стоимости даёт возможность активно развивать бренд и завоёвывать симпатию и лояльность покупателей.
Релевантная стоимость товаров и услуг — фундамент ценообразования и конкуренции на рынке.
Виды стоимости
С точки зрения экономики у стоимости есть несколько разновидностей:
-
Рыночная стоимость: отражает наиболее вероятную цену, за которую товар или услуга будут проданы на рынке в условиях текущей конкуренции. На примере Галины, это средняя стоимость свечи на рынке, которой она будет придерживаться для своего магазина.
-
Инвестиционная стоимость: стоимость имущества предпринимателя или компании в рамках текущих инвестиционных целей. У Галины — это стоимость уже изготовленных свечей, материал, который у неё остался, и деньги, которые она отложила для закупки нового сырья.
-
Ликвидационная стоимость: деньги, которые можно получить, в случае если товар или компанию придётся продавать не в рынке. Например, Галина передумала торговать свечами. Она нашла покупателя и продала ему свои свечи все сразу. При этом стоимость свечи будет, скорее всего, равна себестоимости, но при этом существенно ниже рыночной.
-
Утилизационная стоимость: деньги, которые удастся выручить, если продолжать продавать товар нет смысла или возможности. Например, Галина использовала технологию изготовления, которая сильно устарела. Она радикально меняет подход и закупает другое оборудование, а старое продаёт по его утилизационной стоимости.
-
Восстановительная стоимость: наиболее вероятная стоимость после переоценки объекта. Например, Галина модернизировала свой старый воскоплав для свечей, который после всех манипуляций стал стоить на 15% дороже своей изначальной цены.
-
Специальная стоимость: дополнительная по отношению к рыночной стоимости. Возникает за счёт различного рода связей между объектами. Например, Галина решила продавать свечи наборами. Специальная стоимость при этом — стоимость набора.
-
Трудовая стоимость: она отражает затраты рабочей силы, времени и средств на производство товара.
-
Потребительская: даёт представление об уровне пользы товара или услуги.
-
Субъективная: отражает уровень пользы относительно каждого конкретного клиента.
-
На базе издержек: включает все затраты и издержки на изготовление и реализацию товара.
Для бизнеса наиболее важна рыночная стоимость, так как она позволяет оценить предложение и спрос, а также рассчитать релевантную цену для продукта.
Чем отличается стоимость от себестоимости
Часто эти два понятия приравниваются. Но разница всё же есть. Стоимость — цена, за которую товар или услугу можно купить или продать. Стоимость — понятие общее и относится как к затратам, так и к доходам. Себестоимость — все затраты, которые понадобились для производства и реализации товаров и услуг. Себестоимость — только про затратную часть. Когда стоимость равна себестоимости, прибыли — нет. Если себестоимость больше, то предприятие убыточное, а если меньше, то разница будет составлять прибыль без учёта издержек.
В чём разница между стоимостью и ценой
Стоимость — величина фактическая. На изготовление свечи Галина в любом случае потратит определённое время и ресурс. Цена — цифра относительная и означает тот денежный эквивалент, который предприниматель хочет получить за свой продукт. То есть стоимость одной свечи 75 рублей, а вот её цену Галина может поставить любой. Чем больше разница между стоимостью и ценой, тем выше прибыль. Но здесь тоже есть нюанс. Взять цену с потолка не получится ввиду законов ценообразования.
Что влияет на ценообразование
Напрямую или косвенно цена зависит от огромного количества обстоятельств. Более подробно мы писали о ценообразовании здесь. К факторам, которые влияют на цену, можно отнести:
– себестоимость: цена не может быть ниже суммарной стоимости всех затрат на производство товара или услуги;
– позиционирование: правильное определение сегмента целевой аудитории продукта непосредственно влияет на его конечную цену;
– конкуренция: она может как резко ограничивать ценовую амплитуду, так и допускать любые вариации, например, в случае с монополией на продукт;
– жизненный цикл товара: продукты находятся на разных стадиях своего развития (внедрение, рост, зрелость и спад), соответственно этим периодам на них меняется цена;
– спрос: уровень заинтересованности клиентов и предложение товара на рынке постоянно колеблется и вызывает изменения цены в каждый конкретный промежуток времени, оценить этот параметр можно по количеству проданного товара и числу клиентов;
– состояние экономики и геополитическая обстановка: уровень инфляции, валютный курс, доступность ресурсов, общемировые тенденции — оказывают сильное влияние на покупательскую способность населения;
– законодательный аспект: на определённые категории товаров ценовая политика регулируется на законодательном уровне;
– психология потребления: клиенты воспринимают цену субъективно, исходя из собственной жизненной ситуации, это тоже нужно учитывать при формировании цены;
– товарный дефицит: при недостатке определённого продукта, цена на него может быть искусственно завышена.
Эти факторы влияют на формирование ценовых минимумов и максимумов и обеспечивают рентабельность и прибыльность предприятия. Если их учитывать, можно выполнить желания даже самых привередливых потребителей.
Как установить цену
Существует рабочий алгоритм, который поможет рассчитать и установить релевантную цену на продукт:
-
Целеполагание. Нужно понять, для чего закладывается ценовой уровень: быстро занять нишу на рынке, обойти конкурентов или что-то другое — в каждом конкретном случае стратегия будет отличаться.
-
Поиск сильных сторон продукта. Важно изучить товар со всех сторон, чтобы сформулировать уникальное торговое предложение. Это позволит максимально заинтересовать аудиторию.
-
Анализ и сегментирование целевой аудитории. Даже лучшее предложение нужно адаптировать под разные запросы. Одними словами и инструментами разным людям товар не продать.
-
Исследование спроса. Изучение запросов и анализ ниши даёт понимание потребностей аудитории. Купальники в осеннем Петербурге будут продаваться значительно хуже, чем в летней Астрахани.
-
Подсчёт расходов. На данном этапе нужно максимально просчитать все возможные затраты на производство, доставку, хранение, рекламу и прочие аспекты бизнеса. Предусмотреть абсолютно всё сложно, но максимально точный расчёт убережёт дело от убытков.
-
Сравнение с конкурентами. Ручной или автоматизированный анализ цен конкурентов помогает определить ценовую вилку в нише.
-
Выбор подхода к ценообразованию. Нужно определить, каким методом достигать поставленных целей.
-
Создание системы привлечения клиентов. Система скидок, программа лояльности, акции и бонусы — всё это улучшает репутацию бренда. Для премиум и люкс-сегмента существуют свои инструменты, цена для данных клиентов не приоритетный критерий выбора.
Заключение
Иногда возникает ощущение, что цены на те или иные товары сгенерированы случайно. На самом деле на стоимость и конечную цену товаров и услуг оказывает влияние большое количество факторов. Зная и учитывая их в своём бизнесе, можно получать стабильную прибыль.