У каждой сферы торговли есть свои нюансы. Для ретейла особенно важен качественный учёт товара. Чтобы этого добиться специалистами придуманы буквенно-цифровые коды — SKU.
В материале расскажем, что это такое, для чего они нужны, а также как придумать и расшифровать SKU.
Что такое SKU
SKU, или stock keeping unit, в переводе — единица складского учёта. Это определённый код для каждой единицы товара, который внутри компании используется для оптимизации учёта.
Как правило, код состоит из комбинации букв, цифр и символов, которые несут в себе информацию о продукте. Например, компания «Вкус кофе» производит топпинги для напитков. В ассортименте появился новый сироп — ананас с манго. SKU для этого продукта может выглядеть так:
ВКУСКОФЕ–СС–АМ–1000мл–250524
В коде зашифрованы следующие характеристики:
— название предприятия: «Вкус кофе»;
— категория товара: СС — сиропы;
— вид продукта: Ананас с манго;
— вес: 1000 мл;
— дата производства: 25.05.2024г.
Таким образом, предприятие может идентифицировать каждую единицу продукции в своём ассортименте, что значительно облегчает процесс отслеживания и управления товаром.
Особенности и отличия
Нередко SKU путают с другим термином UPC (Universal Product Code), который является американской системой штрих-кодов и выполняет схожие функции. Однако, UPC считается более глобальным стандартом и учитывает больше информации.
Если SKU составляется каждым предприятием самостоятельно и адаптируется под конкретный магазин, учитывая требования фирмы и желания персонала. То составление UPC — строго регламентировано международными требованиями. Он един для всех магазинов, дилеров и поставщиков в мире. При этом UPS состоит исключительно из цифр и не может быть длинен 12 символов.
Также СКУ путают с ещё одним международным понятием EAN (European Article Number) — европейской системой артикулов товара, который также имеет международный регламент составления и состоит из 13 цифр. И EAN и UPC необходимы при сотрудничестве с зарубежными партнёрами. А СКУ нужен для внутреннего пользования компанией.
Какие задачи решает SKU
У SKU широкий спектр применения.
Торговля
СКУ помогает точно определить местоположение конкретной единицы товара на полке магазина и отследить его перемещение. Например, выявить одинаковый товар, но с разным сроком годности. Наличие кода превращает единицу товара в уникальный, доступный для отслеживания и анализа при помощи специального программного обеспечения.
Учёт
СКУ внутри компании выступает как единый идентификатор и позволяет исключить вероятность потерь при инвентаризации, а также избавиться от неучтённых залежей товара.
Мерчендайзинг
Мерчендайзеры анализируют в SKU не всю информацию, а только оборот и спрос. На основании этих данных происходит выкладка товара на полки магазина.
Планирование
Правильно составленный идентификатор позволяет бизнесу значительно сократить издержки на закупки. Речь идёт о закупке продукции с низким спросом или не несущей реальной выгоды предприятию.
Как придумать и расшифровать SKU
Универсального правила создания СКУ — нет, система разрабатывается внутри компании. Многие фирмы прибегают к помощи специализированных сервисов. Одни из самых популярных:
Если ассортимент товара небольшой, то можно справиться с помощью Excel.
Какой бы из вариантов вы не выбрали, стоит помнить, что есть несколько рекомендаций, которые помогут упростить работу с СКУ:
-
Легкочитаемость. В первую очередь задача кода — упростить работу, а не усложнить её. Поэтому идентификатор должен быть читаем.
-
Единство правил. Каждый сотрудник компании должен знать как устроена система идентификации и придерживаться её.
-
Больше не значит лучше. Код не должен превращаться в длинную череду символов. Есть негласное правило, что СКУ нежелательно превышать 13 символов.
-
Оптимизация. Лучше если в коде будет как можно меньше букв. Совсем исключить буквы не получится, но стоит минимизировать их наличие.
Главное
-
SKU — это уникальный внутренний код товара, отражающий основные его характеристики.
-
SKU применяется внутри компании, а UPC — для сканирования кодов при розничных продажах.
-
SKU помогают бизнесу оптимизировать учёт, избежать ошибок при взаимодействии с покупателями и улучшить показатели продаж.
-
Помимо системы кодов облегчить работу бизнесмену помогут сервисы аналитики, которые снимут большую часть рутинной работы и облегчат онлайн продажи. Например, функционал inSales обеспечит интеграцию с маркетплейсами, соцсетями, сервисами оплат и доставки, а также предоставит готовые шаблоны для коммуникации с покупателями.