В последние годы отношение к инфобизнесу крайне неоднозначное: одни уверены, что это «надувательство», другие считают возможностью. В материале разберёмся, что такое информационный продукт, какие виды существуют, как создать и заработать на этом.
Что такое информационный продукт
Информационный продукт — это любое распространение цельного медиасообщения, востребованного у определённой целевой аудитории.
Раньше термин был официальным и закреплённым в законодательстве РФ. Однако затем закон утратил силу, но стоит отметить, что в нём была зафиксирована важная деталь: инфопродукт должен приносить прибыль своему владельцу.
Хотя бывают случаи и бесплатного предоставления информационного продукта. Например, вебинары или гайды могут быть бесплатными для пользователей, но при этом являться частью воронки продаж более масштабных продуктов.
Таким образом, можно сказать, что информационный продукт — нематериально выраженная информация, которая предоставляется пользователю на возмездной основе.
Виды
На текущий момент видов инфопродукта стало гораздо больше, чем ещё пять лет назад. При этом многие форматы и виды пересекаются, но основными до сих пор остаются:
-
Текст. Сюда включают: статьи, инструкции, методические пособия, чек-листы, гайды и прочий материал, которые передаёт информацию буквами.
-
Аудио. Аудиокниги, подкасты, уроки — всё то, что предназначено для потребления информации ушами.
-
Видео. Мастер-классы, вебинары, курсы, тренинги и другие онлайн-встречи, где передача информации осуществляется через видео.
Помимо этого можно классифицировать виды инфопродуктов по категориям:
-
Взаимодействие с аудиторией. По способы взаимодействия выделяют три вида: онлайн, офлайн и комбинированный, когда часть материала подаётся дистанционно, а часть очно.
-
Продолжительность. Различают короткую (разовые консультации, мастер-классы и вебинары) форму и длинную (курс, марафон).
Особенности
Информационный продукт характеризуется не только направленностью на получение финансовой выгоды. Есть и другие особенности:
-
Позиционирование. Любой инфопродукт всегда связан с личным брендом автора и всегда отображает ценности конкретного человека или компании.
-
Экспертность. Для получения отклика от клиентов, продукт должен ассоциироваться с узнаваемым брендом, знаниям и навыкам которого аудитория доверяет.
-
Структурность. Материал в инфопродукте должен быть подан структурировано с минимумом «воды».
-
Нацеленность на целевую аудиторию. Инфопродукт изначально создаётся под конкретную ЦА, чтобы найти отклик у максимального количества представителей целевой аудитории.
-
Упаковка. Чтобы эффективно продавать продукт, необходимо его планомерно и всесторонне освещать. Например, для курса по акварели, нужно осветить технологии смешивания красок, нанесения штрихов, выбор холста и красок, особенности изображения разных предметов и обучение навыкам продажи своих работ.
Этапы создания информационного продукта
Процесс создания качественного информационного продукта состоит из 10 шагов:
-
Выбор темы и анализ целевой аудитории. Итоговый результат напрямую зависит от определения темы и её востребованности. Для этого необходимо полноценно проанализировать ЦА будущего продукта и узнать, что беспокоит клиентов. Ответить на этот вопрос помогут опросы, форумы и прочие профильные ресурсы.
-
Определение формата. Чек-лист, гайд и инструкция нужны тем, кто уже имеет представление о теме, но не хватает упорядочивания. Вебинар — для поддержания интереса, марафон и курс — для погружения в тему, а видеоуроки для наглядности и демонстрации практики.
-
Проведение анализа конкурентов. Чтобы результат был востребован потребителями — он должен быть лучше других. К тому же анализ конкурентов поможет избежать многих ошибок и выделиться среди многообразия инфопродуктов.
-
Постановка цели. Важно изначально понимать для чего ваш продукт и вам, и покупателю. Какие потребности он сможет закрыть? Какую пользу принесёт?
-
Название. Правильное название способно привлечь дополнительную аудиторию, запомнить вас клиентам и дать дополнительную информацию о продукте. При этом оно не должно быть длинным, громоздким и неправдоподобным. Например, для курса по вокалу подойдёт: «Основы вокала за 2 месяца».
-
Наполнение продукта. На этом этапе происходит сбор нужной информации.
-
Ценообразование. Необходимо рассчитать все издержки, проанализировать стоимость аналогичных продуктов, оценить затраченное время и усилия.
-
Упаковка. Продукт должен быть привлекательным и понятным для потенциальных клиентов.
-
Продвижение. От качества рекламы зависит уровень продаж: чем больше людей узнает о продукте и его выгоде, тем выше будет прибыль. Для достижения максимальных результатов можно провести бесплатный вебинар или предложить выгоду за приобретение продукта: скидку на следующие покупки или подарок.
-
Запуск. Первый запуск самый волнительный. Он поможет отработать все нюансы, исправить недочёты, собрать обратную связь и улучшить продукт.
Как определить стоимость инфопродукта
Ценообразование информационного продукта складывается из среднерыночной стоимости, уровня экспертности автора и его ожиданий по прибыли.
Как правило, создание инфо продукта не несёт крупных финансовых вложений. Но конечные расходы зависят от нескольких факторов:
— количества участников процесса (привлекались ли сторонние специалисты, которым вы платили);
— выбранного формата (если речь идёт о видеоуроках, то, скорее всего, пришлось арендовать помещение, приобрести оборудование);
— затраченного времени автором;
— экспертность автора (сколько было вложено в приобретение знаний и навыков, которыми вы будете делиться с покупателями);
— полезность (насколько качественный и полезный для ЦА материал представлен в продукте);
— бюджета на рекламу.
Ещё один немаловажный момент при расчёте стоимости: целевая аудитория. Если продукт предназначен для состоятельных людей и несёт для них реальную выгоду, то и цена может быть весьма ощутимой. Если же клиентами продукта будут, например, мамы в декрете, то и цена должна быть соответствующей.
Продвижение
Мало создать качественный инфопродукт. Нужно ещё суметь продать его, а для этого надо понимать где находятся ваши потенциальные клиенты и как до них достучаться:
-
Собственный сайт. Подходит для тех, у кого уже есть репутация и имидж бренда в глазах покупателей.
-
Социальные сети. Предоставляют доступ к широкой аудитории, но для этого необходимо иметь свой аккаунт и регулярно размещать там тематический контент. Люди покупают только в том случае, если уверены в экспертности и испытывают доверие к продавцу.
-
Реклама у блогеров. Для этого нужно найти блогеров, которые пользуются доверием у ЦА вашего продукта.
-
Контекстная реклама.
-
Рассылка. Уместна в случае наличия собственной клиентской базы.
Процесс продвижения информационного продукта практически не отличается от продвижения любого другого товара и строится на основе воронки продаж. Поэтому уместно использовать весь спектр маркетинговых инструментов. Главная задача — заявить о продукте.
Добиться этого можно за счёт предложения дополнительных скидок, бонусов. Либо перед стартом провести бесплатный вебинар на котором коротко рассказать о проблеме, использовать триггеры и обрисовать как продукт поможет её решить.
Быстро создать сайт-визитку под инфопродукт и начать продажи без промедления помогут возможности платформы inSales.
Способы защиты инфопродукта
К сожалению, до сих пор Россия занимает лидирующие позиции по распространению пиратского контента. Экспертные продукты всё ещё хороший способ стабильной монетизации. Поэтому, прежде чем начинать запуск своего инфопродукта, стоит позаботиться о юридической защите материалов от воровства. Сделать это можно несколькими способами.
1. Авторское право на образовательный контент. Глава 70 Гражданского кодекса РФ защищает авторские права, коими считаются учебные курсы и контент блогов и сайтов. При этом возникает авторское право в момент создания материала и охраняет правообладателя от любого использования без получения согласия на протяжении всей жизни автора и последующие 70 лет. Но стоит учитывать, что для возникновения авторского права продукт должен быть выражен в любой объективной форме: текст, аудио, видео, графика. Идеи не подлежат защите.
2. Регистрация товарного знака. Регистрация названия продукта в «Роспатенте» даёт целый ряд преимуществ:
— Защита от распространения учебных материалов с таким же названием и паразитирования на репутации вашего бренда.
— Защита от копирования доменного имени и создания с похожим именем сайта.
— Защита от использования имени вашего бренда других видах коммерческой деятельности.
— Взыскание материальной компенсации в размере до 5 000 000 рублей за незаконное использование товарного знака для маркировки любой продукции или применение его как доменного имени.
Регистрация товарного знака может занять пару месяцев, хотя обычно проходит быстрее.
3. Депонирование авторских материалов. Образовательные материалы и авторские методики можно зарегистрировать в негосударственных авторских обществах. Это поможет привлечь к ответственности злоумышленников в случае копирование материалов и позволит доказать ваше авторство. Депонировать можно не только текст, но и фото, аудио, видео, дизайн сайта и даже иллюстрации.
Основные ошибки при создании
При разработке инфопродукта авторы часто совершают одни и те же ошибки, которые мешают получить ожидаемый результат. Ниже собрали самые распространённые:
-
Плохо проработанная тема и формат. Без полноценного анализа рынка и потребностей ЦА сложно рассчитывать на хороший результат. Неверно выбранная тема приведёт к отсутствию продаж.
-
Не определена целевая аудитория. Если не знать кто потенциальный покупатель и пытаться продать не тем, то, ожидаемо, это не получится.
-
Отсутствие воронки продаж. Хаотичные действия в продажах приводят к «сливу» бюджета.
-
Недостаточная активность. Чтобы продать инфопродукт, необходимо постоянно заявлять о себе и быть активным в интернет-пространстве. Ведь покупают у тех, о ком знают и доверяют.
Какие инструменты нужны для информационного продукта
Для эффективного запуска инфопродукта потребуются не только знания эксперта, но и грамотная работа по упаковке и продвижению продукта. В этом помогут следующие инструменты:
-
Лендинг (сайт-визитка). Одностраничный сайт, предназначенный для привлечения внимания аудитории, ответов на самые распространённые вопросы об авторе и продукте. Тут должна быть информация о эксперте, его опыте, примеры успешных кейсов, данные о продукте и его особенностях и контакты для приобретения.
-
Блог. Для привлечения целевой аудитории нужно активно вести блог, где публиковать контент релевантный теме продукта. Это помогает формировать личный бренд и создать выгодный имидж эксперту.
-
Вебинарные платформы. Специальные платформы для проведения вебинаров помогут сделать процесс обучения более эффективным и наглядным, а, соответственно, эти увеличит продажи.
-
Социальные сети. Активное ведение социальных сетей традиционно помогает существенно расширить целевую аудиторию, установить доверительные отношения с ней и качественнее продвигать свои продукты.
-
Электронная почта. Рассылка всё ещё рабочий инструмент в продвижении инфопродуктов. С её помощью можно своевременно сообщить клиентам о скидках, акциях, новых запусках и даже делиться полезной информацией для повышения лояльности.
Главное
-
Информационный продукт — это полезная информация, упакованная в определённый формат и пользующаяся спросом у целевой аудитории.
-
Инфо продукт может быть разных форматов: чек-лист, гайд, методичка, мастер класс, вебинар, марафон, онлайн-курс, видеоурок, аудио лекция.
-
Различают три вида инфопродуктов: текстовые, аудио и видео.
-
Отличительная особенность информационного продукта — на старте не требует крупных финансовых вложений.
-
Инфопродукт не разовый товар. Продавать его можно до тех пор, пока в этом есть потребность у ЦА.
-
Чтобы защитить себя от пиратства, стоит позаботиться о юридических аспектах защиты ещё до запуска продукта.
-
Информационный продукт нуждается в грамотном продвижении. Способы продвижения практически не отличаются от работы над любым другим товаром.