Даже самый успешный интернет-магазин нужно постоянно улучшать и совершенствовать. Иначе высок риск того, что однажды бизнес затмят конкуренты. Чтобы сохранить лидерские позиции в нише, следует проявлять максимальную гибкость, подстраиваясь под изменчивые тенденции рынка и запросы покупателей. Узнать, какие именно необходимы корректировки, помогут различные методы оценки и анализа коммерческой деятельности. Один из них – бенчмаркинг. Сегодня разберемся, в чем суть этого метода и как его применять на практике.
Что такое бенчмаркинг и чем он полезен интернет-магазину?
Бенчмаркинг входит в список наиболее популярных инструментов управления и считается эффективным средством совершенствования бизнеса. Многие зарубежные компании включают его в стратегию повышения конкурентоспособности. По статистике методикой пользуется около 60-90% фирм.
В России бенчмаркинг пока не особо распространен. Однако инструмент имеет высокий потенциал и, несмотря на то, что он был создан еще до появления интернета, хорошо подходит для анализа онлайн-продаж.
Бенчмаркинг – процедура непрерывного оценивания и эталонного сопоставления продукта, услуги, бизнес-процессов и функций компании с конкурентами и предприятиями-лидерами рынка. Главная цель систематического измерения – выделить информацию, необходимую для улучшения собственного проекта, применить опыт образцовых игроков.
В ходе бенчмаркинга определяют различия с конкурентами, выясняют причины их успеха. Результаты изучаются в комплексе со скрытыми процессами, которые к ним привели.
Ведется поиск ответов на вопросы:
- Какая компания достигла наилучших результатов в интересующей сфере?
- Какие методики для этого применялись?
- В чем ошибки и промахи собственного бизнеса?
- Что предпринять для улучшения деятельности, опираясь на опыт конкурента?
В дальнейшем начинается работа над самосовершенствованием. Полученные данные адаптируют под свою ситуацию, пересматривая отдельные процессы. В целом метод похож на бизнес-разведку, но в его основу заложены вполне законные схемы сбора и обработки информации.
Бенчмаркинг предполагает анализ следующих показателей:
- товарные позиции – состав ассортимента, качество, прибыльность, конкурентоспособность;
- характеристики сайта – дизайн, структура, содержание, функциональность;
- финансовые показатели – конверсия, средний чек, выручка, рентабельность, доля скидок;
- ценовая стратегия – стоимость продукта, эластичность спроса, прямые/переменные затраты;
- бизнес-процессы – система сбыта, работа с клиентами;
- персонал – обеспеченность ресурсами, текучесть кадров;
- позиционирование, маркетинговая политика.
История развития
В рамках интернет-магазина метод позволяет решить несколько ключевых задач. Это мониторинг конкурентов, постановка новых достижимых целей, внедрение изменений и улучшение приоритетных бизнес-процессов.
Ключевые принципы метода:
- Взаимность. Партнеры по бенчмаркингу договариваются о сотрудничестве, взаимном обмене опытом.
- Достоверность. Анализируются реальные факты.
- Аналогия. Сравниваются похожие процессы и функции.
- Измерение. Для сопоставления берут измеримые объекты и показатели.
- Регулярность. Анализ лучшей практики в e-commerce проводится не разово, а постоянно.
Бенчмаркинг прост в применении, не требует серьезных вложений. Но в процессе могут возникнуть сложности с выбором объектов для сравнения и поиском информации в открытых источниках. Кроме того, методика ориентирована на существующий опыт и не учитывает инноваций.
Характеристика разновидностей метода
Эталонное исследование проводится в разных целях. В зависимости от этого различают несколько видов бенчмаркинга. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Внутренний
Улучшить текущую производительность можно путем сравнения показателей работы разных отделов, похожих процессов, происходящих в самом интернет-магазине или филиалах сети. Это называется внутренним бенчмаркингом.
Порядок применения инструмента:
- выбираются конкретные объекты, вопросы, процессы для сравнения;
- анализируются предложенные решения, сильные и слабые стороны;
- определяются эталонные показатели, создается каталог критериев.
Суть метода – выявить, активно применять и извлекать выгоду из знаний и опыта, существующих в различных частях компании.
Приведем пример внутреннего бенчмаркинга. В интернет-магазине есть отделы оптовых и розничных продаж. Сотрудники, отвечающие за оптовые продажи, используют CRM, которая значительно упрощает работу с клиентами. Проанализировав результативность процессов заключения сделок, розничный отдел принимает решение перенять опыт у коллег и внедрить CRM-систему.
Эта форма бенчмаркингового исследования – простая в реализации и наименее трудозатратная, поскольку с доступом к внутренней информации проблем не возникает. Но ограничиваться ею не стоит: нужно брать во внимание и опыт других игроков рынка, достойных подражания.
Внутренний бенчмаркинг делится на подвиды:
- исторический – текущие показатели и результаты деятельности сравнивают с прошлыми (например, сопоставляются данные за 2019 и 2020 годы);
- общий – сравнивают показатели между отделами/филиалами;
- анализ бизнес-процессов – сопоставляют качественные и количественные характеристики аналогичных внутренних процессов.
Остальные виды исследований относятся к внешнему бенчмаркингу.
Конкурентный
Конкурентный бенчмаркинг основан на прямом сравнении интернет-магазина с лучшими компаниями-конкурентами, присутствующими в той же отрасли рынка e-commerce.
Результаты собственной деятельности оцениваются с учетом информации о:
- продуктах;
- услугах;
- основных процессах;
- показателях эффективности конкурентов.
Прямое сравнение позволяет получить довольно ценные и полезные сведения для развития. Подобный анализ возможен, когда конкурентные фирмы придерживаются политики открытого обмена данными, публикуют отчеты и обзоры в свободном доступе. Если конкуренты не готовы делиться информацией, выполнить исследование нереально. Основная загвоздка этого вида бенчмаркинга в том, что сопоставляемые компании часто не идут на сотрудничество из-за прямой конкуренции в нише.
Функциональный
При функциональном бенчмаркинге сравнивается деятельность партнеров, не являющихся прямыми конкурентами. Для сопоставления выбирают компании из других отраслей с похожими бизнес-функциями или процессами.
Можно сравнить способы продвижения товара, работу с покупателями или персоналом. К примеру:
- фирма, занимающаяся продажами туристических путевок, организовывает регулярные тренинги для менеджеров. Цель – улучшение коммуникационных навыков в общении с клиентами. Интернет-магазин спорттоваров перенимает опыт в плане обучения персонала, контактирующего с потенциальными покупателями. В результате менеджеры быстрее решают конфликтные ситуации, эффективнее предлагают продукт;
- бренд IPhone выкладывает видео по распаковке продукта на YouTube. С популярного видеохостинга на сайт приходят десятки тысяч посетителей. Обнаружив это, интернет-магазин бытовой техники начинает размещать на YouTube видеоролики с распаковкой собственного товара. Контент отлично «заходит» потребителю.
Основные виды
Анализ за пределами отрасли помогает найти нетипичное для своего сегмента, иногда инновационное, решение вопроса. При этом проблема обмена данными с конкурентами снимается или не стоит так остро. Проверенные методы и нововведения внедряют в компанию с учетом ее особенностей и условий развития.
Однако нужно понимать: глобальное сопоставление возможно не во всех нишах. Большая разница между сравниваемыми сегментами сильно затрудняет переход к собственному рабочему контексту.
Стратегический
Стратегический бенчмаркинг необходим для совершенствования стратегии интернет-магазина. В ходе анализа сравниваются успешные стратегические подходы в сфере, определяются основные преимущества и недостатки компаний-партнеров.
Можно анализировать методы:
- выхода на рынок;
- раскрутки сайта;
- продвижения продукции;
- популяризации бренда.
Прямой обмен между партнерами дает возможность уточнить, откорректировать и согласовать собственную стратегию, доведя ее практически до идеала.
Выбор подходящего вида инструмента для онлайн-магазина зависит от опыта в проведении подобных исследований, преследуемой цели, наличии доступа к информации о лидерах рынка.
Правила проведения и основные этапы бенчмаркинга
Для реализации бенчмаркинг-проектов желательно создать специальную рабочую группу, включив в ее состав независимых экспертов или сотрудников из разных отделов компании. Это повышает шансы на получение объективной оценки.
Важно:
- ограничивать список анализируемых показателей и процессов в рамках одного проекта (иначе пострадает качество тестирования);
- использовать соответствующее программное обеспечение;
- заранее подготовиться к внедрению перемен.
Пример составления критериев оценки
Бенчмаркинг состоит из нескольких этапов.
Этап №1: Оценивание текущей деятельности
На начальном этапе необходимо:
- провести детальную внутреннюю диагностику;
- определить ключевые показатели эффективности;
- выявить области, нуждающиеся в улучшении.
Данная информация станет базой для сравнения. В качестве объекта бенчмаркинга нужно выбирать области, где показатели существенно отстают от эталона.
Для проведения диагностики стоит использовать комплекс доступных вспомогательных инструментов: данные статистики и веб-аналитики, финансовые и бухгалтерские отчеты, сбалансированную систему показателей, SWOT-анализ.
Этап №2: Выбор объектов для сравнения
Затем предстоит выбрать предмет эталонного сопоставления. В зависимости от целей можно сфокусировать внимание на продукции, процессах, практиках.
Варианты объектов для анализа:
- продукты, услуги;
- маркетинг, сбыт;
- система расчетов с клиентов;
- послепродажное обслуживание;
- управление персоналом;
- информационный менеджмент.
Этап №3: Поиск эталонов и выбор формы сопоставления
Следующий этап определяет успех всего проекта.
Возможные партнеры по бенчмаркингу:
- смежные отделы (для внутреннего анализа);
- успешные компании в нише;
- дистрибьюторы и поставщики интернет-магазина;
- лидеры из других отраслей, добившиеся успеха в реализации приоритетных показателей.
Большинство зарубежных компаний ведет открытую политику бизнеса, приветствует бенчмаркинговый формат. У нас договориться о сотрудничестве с партнером на порядок сложнее. Но нужно пробовать.
Способы поиска партнера:
- изучение публикаций в журналах и газетах;
- личные связи;
- знакомства на отраслевых мероприятиях (семинары, конференции, выставки);
- бенчмаркинговые ресурсы в сети.
Этап №4: Сбор и анализ информации
Далее очередь за основным этапом – сбором информации, сведением полученных данных к единой базе и последующим сравнительным исследованием.
Примерный вид контрольного листа:
- Предмет для сравнения.
- Анализ эталонной компании с описанием сравниваемого предмета.
- Сравнение со своей организацией, включающее подробные данные о показателях партнеров.
- Объекты для эталонного сопоставления с конкретизацией процессов, которые стоит перенести на собственную деятельность.
После сравнения информацию анализируют, определяют конкретные идеи для улучшения работы, устанавливают сроки их внедрения.
Этап №5: Внедрение полученного опыта и анализ улучшений
Позаимствованный опыт внедряется в рабочую модель компании. Однако следует избегать «слепого» копирования: необходимо оценить различия в методах работы и адаптировать условия под индивидуальную бизнес-среду.
Запустив внедрение запланированных поправок, нужно постоянно следить за ходом преобразований, а в конце – выполнить повторную оценку, проанализировать улучшения и принять решение о повторном цикле бенчмаркинга для новых объектов.
Способы применения результатов
Информация, полученная в процессе сравнения с образцовыми компаниями в нише или смежных отраслях, позволяет находить верные направления для успешного развития бизнеса. Результаты бенчмаркинга указывают на то, что необходимо улучшить и изменить в интернет-магазине:
- оптимизировать управление;
- устранить коммуникационные барьеры;
- пересмотреть затраты на административные и производственные функции;
- преобразовать ассортиментную матрицу и ценовую политику;
- оптимизировать систему продаж;
- видоизменить подходы к обслуживанию клиентов;
- выбрать эффективные каналы сбыта.
Выводы
Идеальных во всех аспектах компаний не существует. Признавая это, руководитель способен адекватно оценить результаты работы и эффективность текущих бизнес-процессов. При выявлении проблем, недостатков и слабых мест нужно постараться устранить их и внести улучшения, позаимствовав опыт у образцовых компаний рынка. Каждое бенчмаркинговое исследование будет очередной ступенью на пути к совершенству.