Быть владельцем интернет магазина – не означает сидеть на диване и подсчитывать прибыль у ноутбука. Объем актуальных задач онлайн-бизнесмена порой настолько велик, что с ним трудно справляться собственными силами. Ведь нужно успеть ответить на все вопросы клиентов, принять заказы, договориться с поставщиками, обеспечить своевременную доставку товара, а параллельно еще и вести бухгалтерию, а также решать вопросы с налоговой службой.
Некоторые предприниматели (особенно на стартовых этапах бизнеса) стараются сэкономить средства, взваливая на себя все возможные и невозможные функции по обеспечению полноценной работы магазина. В результате не остается времени практически ни на что – бизнес-заботы поглощают человека с головой. Да, и развития бизнеса при таких условиях добиться трудно, ведь один человек вряд ли может быть сведущ во всех направлениях дела. Как снизить непосильную нагрузку, при этом, не навредив функционированию онлайн точки продаж? В этом случае на помощь к бизнесмену придет аутсорсинг.
Что такое аутсорсинг?
«Привлечение ресурсов извне» – так дословно переводится английское слово «аутсорсинг». Эта услуга предполагает перепоручение некоторых функций интернет магазина или другого бизнес проекта специальной организации - аутсорсеру. Это не разовая акция (пришел – помог – ушел), а устойчивые деловые связи предпринимателя с подрядчиком, подкрепленные контрактом. Передача фирмы на аутсорсинг позволит оптимизировать работу организации, повысить ее эффективность за счет освобождения свободных ресурсов и переведения их на создание новых направлений или на укрепление уже существующих.
В чем плюсы аутсорсинга для интернет магазинов:
Подводные камни аутсорсинга
Но в аутсорсинге все же есть некоторые недостатки, ведь владелец интернет магазина частично теряет контроль над бизнесом, передавая его под ответственность аутсорсера. Да и мотивировать сотрудников сторонней организации на достижение результата практически невозможно – они не вовлечены в работу подконтрольной компании в полной мере, как штатные сотрудники. Что еще может ожидать предпринимателя:
- Нет возможности непосредственно участвовать в процессе работы, как это было бы со штатными сотрудниками.
- Низкая оперативность. Финансовая документация может предоставляться несвоевременно, поэтому стоит обязательно ввести пункт об отчетности в контракт.
Такие прецеденты, как утечка данных, крайне редки, но все же иногда фиксируются. Трудно на расстоянии определить моральный облик сотрудника организации-аутсорсера, у которого есть доступ к важной информации. К тому же законодательная база, которая касается аутсорсинга, не содержит конкретных положений.
Если предприниматель слишком увлечется делегированием всех дел на аутсорсинг, могут значительно вырасти затраты фирмы. Ведь фактически аутсорс – это высвобождение времени за счёт дополнительных затрат.
Что включает аутсорсинг интернет-магазинов
Из чего состоит аутсорсинг и обслуживание магазина:
Существуют и другие виды аутсорса:
Аутсорсинг фулфилмента для интернет-магазина
Фулфилмент - это процесс от получения заказа до доставки товара получателю. Когда компания-аутсорсер получает заказ от клиента по телефону или на сайте, сама договаривается с ним о доставке, а затем доставляет товар, тогда такая комплексная услуга называется аутсорсингом фулфилмента. Согласитесь, что это очень удобно – фактически владельцу магазина не нужно брать на себя эту боль.
Обычно спектр услуг строго оговаривается при подготовке контракта о сотрудничестве между владельцем магазина и аутсорсером. Размер гонорара разный – иногда это фиксированная сумма, иногда компании предлагают аутсорсинг интернет-магазина за процент от продаж.
Конечно, у фулфилмента есть и минусы. Например, работник на аутсорсе не сможет дать такую же подробную консультацию, как менеджер продаж магазина. Но можно комбинировать работу собственных менеджеров и сотрудников колл-центра. Вы можете отвечать на звонки с понедельника по пятницу, а всех клиентов, звонящих в субботу и воскресение переводить сотрудникам аутсорса.
Как выбрать аутсорсинговую компанию
Решившись на передачу своего «детища» в руки аутсорсинговой компании, необходимо подойти к этому вопросу со всей ответственностью. Ведь теперь чужая фирма будет владеть всей учетной информацией интернет магазина, совершать от его лица сделки, обслуживать клиентов. Как не ошибиться при выборе, и как не попасть в руки к не профессионалам, а то и вовсе – мошенникам? Опрометчивые действия могут еще и навредить бизнесу. На что стоит обратить особое внимание:
- Наличие опыта в подобной сфере. Компания, которая появилась совсем недавно, вряд ли сможет справиться со всеми поставленными задачами в полной мере. Нужно узнать, когда фирма зарегистрирована, и насколько стабильны ее позиции на рынке подобных услуг.
- Гарантия результата. Компания, которая уверена в себе, обязательно возьмет на себя ответственность за результат. Команда профессионалов аутсорсинговой компании должна предоставить определенные гарантии успешности работы, которые будут прописаны в контракте.
- Понятный механизм работы компании. Предприниматель должен получить исчерпывающую информацию по всем видам услуг и работ аутсорсера. Фирма должна предоставить четкую схему будущего сотрудничества, чтобы бизнесмен конкретно представлял, за что платит деньги.
- Наличие у компании-аутсорсера надежных партнеров. Следует выяснить, с какими известными предприятиями уже сотрудничала данная компания, и кто из них является ее партнерами. Ведь солидная организация дорожит своей репутацией и вряд ли будет иметь дело с сомнительными контрагентами.
- Мониторить отзывы о компании в сети. Следует выделить немного времени и изучить отзывы об организации на профильных форумах. Если удалось найти только положительно-слащавые отзывы заказного характера – это должно насторожить. Настоящие профессионалы не боятся критики, а наоборот – приветствуют ее, если она, конечно, носит конструктивный характер. Признак динамично-развивающейся, перспективной компании – наличие обоснованной критики наряду с положительными отзывами. Возможно, у фирмы были какие-либо недочеты в работе, но благодаря разумной критике, она благополучно их устранила и улучшила качество услуг. Профили в соцсетях также могут стать «кладезем» информации о будущих партнерах. А можно попробовать связаться с их клиентами и спросить о качестве услуг у них.
- Конкретный тарифный план. Очень часто, обратившись за какой-либо услугой на сайт определенной компании, соискатель в графе «тарифы» видит надпись «уточняйте». Возможно, компании есть что скрывать, или ее тарифы настолько невыгодны, что их не хотят озвучивать сразу? В любом случае, прозрачный тарифный план всегда более привлекателен для потенциального партнера.
- Наличие квалифицированного персонала. Необходимо проверить регулярность прохождения персоналом курсов повышения квалификации. Сотрудники обязаны быть в курсе всех новинок и инновационных разработок в запрашиваемой сфере.
Желательно лично побеседовать со специалистами, чтобы удостовериться в их компетентности. Чтобы обеспечить взаимовыгодное сотрудничество, сам предприниматель должен также четко исполнять свои обязательства. Необходимо вовремя проводить оговоренные оплаты, не мешать работе контрагента неуместными замечаниями, в которых бизнесмен не является экспертом. Следует помнить, что аутсорсинг – игра в двухстороннем порядке. Ведь уволить аутсорсера можно, но и он может уволить клиента.
Выбрав необходимую компанию и оформив сотрудничество официально, предприниматель может значительно упростить свою жизнь, используя свободное время в другом, полезном направлении. Но стоит помнить, что аутсорсер для бизнесмена – возможные риски. Поэтому и стоит так тщательно подходить к выбору подобного партнера. Станет ли аутсорсинг удачным решением, будет зависеть от взвешенного выбора владельца интернет магазина.