Маркетплейс «Яндекс Маркет» предлагает продавцам обширные возможности для анализа данных о заказах, продажах, поведении покупателей и эффективности рекламных кампаний. Однако многие продавцы сталкиваются с трудностями при интерпретации этих данных и использовании их для оптимизации своего бизнеса.
В статье рассмотрим, какие инструменты аналитики предлагает маркетплейс. Вы узнаете, как анализировать данные о продажах, определять наиболее популярные товары и услуги, оптимизировать ценообразование и рекламные кампании. Также поделимся секретами эффективного использования аналитики для увеличения продаж и оптимизации вашего бизнеса на маркетплейсе.
Как продавцу анализировать данные на «Яндекс Маркете»
Инструменты аналитики на «Яндекс Маркете» предоставляют продавцам ценную информацию о продажах, поведении покупателей и эффективности маркетинговых стратегий. Правильное использование аналитических инструментов становится ключевым фактором успеха в бизнесе. Аналитические инструменты предоставляют и новичкам и бывалым продавцам ценные данные, которые помогают принимать обоснованные решения для увеличения продаж и оптимизации бизнеса.
Анализ данных на маркетплейсе помогает селлерам улучшать свои стратегии продаж, корректировать ассортимент и ценовую политику, а также повышать удовлетворенность клиентов. Инструменты аналитики доступны в личном кабинете для продавцов в разделе «Аналитика». Нужно настроить параметры отчёта (выбрать период, категории товаров и интересующие метрики) и анализировать полученные данные.
Внутренняя аналитика «Яндекс Маркета»
К инструментам внутренней аналитики «Яндекс Маркета» относятся:
- поисковые запросы;
- сводка;
- отчёт по заказам;
- отчёт по платежам;
- стоимость услуг «Яндекс Маркета»;
- аналитика продаж;
- диагностика продаж;
- география продаж;
- хранение и оборачиваемость;
- маркированные товары.
Все инструменты внутренней аналитики находятся в разделе «Аналитика» в личном кабинете продавца. Рассмотрим каждый инструмент подробно.
«Поисковые запросы»
Для новичков в разделе «Аналитика» доступны подразделы «Поисковые запросы» и «Товары в поиске». Через «Поисковые запросы» можно узнать, что ищут покупатели в поиске «Маркета» и по каким словам. Анализируя поисковые запросы, продавцы могут понять, какие характеристики товаров интересуют покупателей, и заполнить эти характеристики на своих карточках, чтобы они чаще попадали в результаты поисковой выдачи.
Сравнение популярных запросов с собственным каталогом помогает обнаружить товары, которые часто ищут на «Маркете», но в ассортименте селлера они отсутствуют. А наблюдение за динамикой поисковых запросов по продаваемым товарам позволяет оценить спрос и необходимость изменения плана закупок.
«Товары в поиске»
Раздел «Товары в поиске» помогает увидеть выдачу товаров в разных городах по интересующим поисковым запросам. В этом разделе отражаются факторы, влияющие на ранжирование товаров на платформе.
«Сводка»
Раздел предоставляет продавцам комплексный обзор ключевых показателей эффективности их товаров и бизнеса в целом. Этот инструмент помогает отслеживать динамику продаж товаров, сравнивать текущие показатели с предыдущими периодами и определять тенденции роста или спада интереса к определенным категориям товаров. Даёт возможность анализировать эффективность отдельных товарных позиций, выявлять наиболее продаваемые товары и помогает оптимизировать ассортимент, удаляя неликвидные позиции и добавляя новые, основываясь на анализе спроса и предложения.
Для начала работы с инструментом необходимо перейти в раздел «Аналитика» → «Сводка». В нём показывается выручка и число заказов за месяц. Здесь же можно просмотреть сводный отчёт по заказам и платежам за выбранный период. Детализировать отчёт по категориям товаров, периодам времени или другим параметрам для более глубокого анализа, используя фильтры для уточнения результатов поиска и выявления конкретных тенденций.
В сводке есть специальный блок, который отображает индекс качества магазина. Он показывает, насколько эффективно продавец доставляет товары на склады «Маркета» и как он работает с заказами. Чтобы посмотреть индекс качества, нужно открыть сводку и нажать «Смотреть детали». На открывшейся странице будет показана динамика индекса, его составляющие и рекомендации.
«Отчёт по заказам»
Инструмент предоставляет продавцам подробную информацию о всех заказах и возвратах, позволяет анализировать динамику продаж, выявлять тенденции и проблемы, а также принимать обоснованные решения для оптимизации операций.
Инструмент отслеживает количество и сумму заказов за выбранный период времени. Разделяет данные по процентному соотношению заказов на разные категории товаров, что позволяет понять, какие товары пользуются наибольшим спросом. Определяет количество отменённых заказов и возвратов, что помогает в своевременной диагностике и устранении проблем с качеством товаров или логистикой. Определяет популярность товара и динамику продаж для корректировки ассортимента и складских запасов.
Для работы с инструментом необходимо перейти в раздел «Аналитика»→ «Финансовые отчёты» → «По заказам». Выбрать период для анализа. Нажать кнопку «Сформировать» и скачать полученный отчёт.
«Отчёт по платежам»
Инструмент предназначен для детального анализа всех операций, связанных с платежами между продавцом и «Яндекс Маркетом», включая начисления, удержания и возвраты средств.
Отчёт по платежам позволяет отслеживать все поступления от покупателей, удержания за услуги «Маркета» и возвраты средств. Помогает контролировать наличие и размер задолженностей перед «Маркетом», обеспечивая своевременное погашение. Даёт возможность анализировать эффективность финансовых операций, выявляя возможные проблемы и предлагая пути их решения, и способствует улучшению взаиморасчётов между продавцом и платформой, обеспечивая прозрачность и точность финансовых операций.
Инструмент «Отчет по платежам» доступен в разделе «Аналитика» → «Финансовые отчеты» → «По платежам». Для начала работы с инструментом необходимо перейти в раздел «Аналитика» → «Финансовые отчёты» → «По платежам».
Выбрать период для анализа. Нажать кнопку «Сформировать» и скачать полученный отчёт.
Стоимость услуг «Яндекс Маркета»
В отчёте содержится информация о стоимости основных и дополнительных услуг маркетплейса, о расходах селлера на размещение товаров, а также на приём и обработку платежей от покупателей. Сформировать отчёт можно в разделе «Аналитика» → Финансы → Финансовые отчёты → По стоимости услуг. Нужно выбрать период с требуемыми данными, нажать «Сформировать» и сохранить отчёт.
«Аналитика продаж»
Инструмент позволяет оценить, насколько эффективно размещаются товары на маркетплейсе и узнать, сколько раз товар был показан пользователям. Отследить, сколько пользователей добавили товар в корзину, сколько сделали заказ и насколько эффективны выбранные методы продвижения.
Благодаря отчёту продавец может оценить и определить:
-
какие категории, бренды и товары пользуются наибольшим спросом, а над какими ещё нужно поработать;
-
на каком этапе воронки продаж возникают проблемы;
-
как увеличить показы;
-
насколько эффективны инструменты продвижения;
-
товары, которые чаще всего не забирают, возвращают или отменяют и понять почему.
Инструмент доступен в разделе «Аналитика» → «Аналитика продаж».
«Диагностика продаж»
Инструмент позволяет определить факторы, влияющие на изменение объёма продаж. С его помощью можно выяснить, какие факторы способствовали стабильному увеличению или снижению продаж в течение конкретного периода.
Отчёт содержит информацию о продажах для определённой категории товаров за определённый период. Перед тем, как приступить к анализу данных, нужно в настройках фильтров выбрать точные параметры.
С помощью диагностики продаж селлер может понять:
-
что повлияло на показы;
-
оценить видимость товара на витрине;
-
возросла или снизилась доля показов с бустом;
-
как изменился оборот товаров по категории;
-
как менялось количество товаров, цена и оборот по ним.
«География продаж»
Инструмент предназначен для помощи продавцам в эффективном распределении ассортимента на региональных складах маркетплейса и снижении логистических расходов. «География продаж» позволяет увидеть, какие товары из ассортимента магазина наиболее востребованы в различных федеральных округах страны, на какие склады следует переместить товары, чтобы сократить логистические расходы и ускорить доставку заказов клиентам и как разместить товары на складах, чтобы снизить затраты на доставку.
Использование инструмента «География продаж» позволяет продавцам оптимизировать логистические процессы, повысить эффективность работы и улучшить качество обслуживания клиентов.
«Хранение и оборачиваемость»
Инструмент предназначен для оптимизации складских операций и управления запасами товаров и показывает, как быстро продаются товары со складов маркетплейса. Он помогает продавцам контролировать сроки хранения товаров на складе и определять оптимальные объёмы закупок, чтобы избежать излишних расходов на хранение и обеспечить высокую оборачиваемость товаров. Оборачиваемость и прогноз стоимость хранения рассчитываются по каждому товару.
«Маркированные товары»
Отчёт о маркированных товарах формируется для магазинов, работающих по FBY и FBS. Данные о проданных, переданных в доставку и отправленных товарах в отчёте интегрируется из системы «Честный знак». А сведения о непроданных и возвращённых на склад товарах заносятся в отчёт, чтобы вернуть товары обратно в оборот.
Внешняя аналитика «Яндекс Маркета»
Внешние источники и инструменты могут существенно дополнить внутреннюю аналитику «Яндекс Маркета», предоставив более широкую картину рынка, конкурентного окружения и поведения потребителей.
Так, для рейтинга поисковых запросов на «Яндекс Маркете», для анализа сезонных интересов и определения популярных товаров можно использовать такие сервисы, как Яндекс Вордстат и Google Trends.
Для анализа конкурентов, их стратегий в поисковых системах и на платформах социального медиа, для анализа ключевых слов, используемые конкурентами, и их рекламных кампаний, используются сторонние сервисы как SberAds или PromoPult.
Также селлерами используются платформы с отзывами покупателей для анализа реального опыта и мнений потребителей о продуктах, представленных на «Яндекс Маркете», инструменты для отслеживания цен и анализа рынка.
Сервисы внешней аналитики для работы с «Яндекс Маркетом»
Чтобы дополнить внутреннюю аналитику «Яндекс Маркета», можно использовать популярные сервисы внешней аналитики маркетплейсов, предоставляющие дополнительную информацию о рынке, конкурентах и тенденциях. Использование сервисов способствует более точному планированию ассортимента, оптимизации логистики и повышению эффективности маркетинговых стратегий.
-
MPSTATS. Сервис предлагает 40 инструментов внешней аналитики, включая выбор ниши, оценку спроса, анализ конкурентов и трендов. Подписка начинается от 3 000 рублей в месяц.
-
Moneyplace. Предоставляет доступ к аналитике продаж, конкурентов, ниш и трендов. Есть возможность автопоиска перспективных ниш и анализа их потенциала. Стоимость подписки варьируется от 16 929 до 108 779 рублей в месяц.
-
EGGHEADS.solutions. Платформа для управления бизнесом на маркетплейсах, предлагающая инструменты для анализа категорий, конкурентов, финансового анализа продаж и управления поставками. Стоимость подписки начинается от 5 490 рублей в месяц.
-
inSales. Программа для анализа продаж на маркетплейсах от inSales благодаря анализу ключевых показателей продаж со всех маркетплейсов позволяет выявить самые популярные товары для продажи на маркетплейсах.
Инструменты аналитики покажут, где вы теряете деньги. Какие товары пользуются спросом, а какие приводят к убыточности.
Заключение
Аналитика «Яндекс Маркета» является мощным инструментом для продавцов, стремящихся оптимизировать свои операции и повысить эффективность бизнеса на маркетплейсе. Инструменты внутренней аналитики предоставляют ценные данные для принятия обоснованных решений относительно движения и распределения товаров, оптимизации складских операций и управления запасами.
Однако, для достижения максимальной эффективности, рекомендуется дополнять внутреннюю аналитику внешними источниками и инструментами. Эти сервисы предлагают широкий спектр возможностей для анализа рынка, конкурентов и трендов, что позволяет более глубоко понимать потребности целевой аудитории и адаптировать стратегии под изменяющиеся условия.