Метод А/В-тестирования имеет второе название – «сплит-тест», что в переводе с английского («split testing») означает раздельное исследование. Суть маркетинговой техники заключается во внесении изменений в содержание или оформление электронного письма. С помощью корректировок, сделанных маркетологом, можно легко увеличить такие важные показатели, как кликабельность, процент открывания, перехода по ссылкам и другие.
Зачем нужны АБ-тесты e-mail
В результате правильного применения А/В-тестирования отмечается рост эффективности всей кампании почтовой рассылки. Практика мировых компаний показывает, что эта техника – отличный способ повысить количество переходов по ссылкам, указанным в письме.
Метод A/B-тестирования позволяет маркетологу оценить количественные, качественные показатели двух вариантов электронных писем, отличающихся оформлением, текстовым контентом. Анализ выполняется посредством сравнения действий (реакций) подписчиков на тот и другой шаблон письма. Главная задача использования техники состоит в том, чтобы найти и внедрить такие компоненты в содержание e-mail, которые в итоге смогут в несколько раз увеличить эффективность главного портала компании.
Выступая прикладным маркетинговым методом, A/B-тестирование дает возможность повлиять на конверсию, тем самым стимулируя рост сбыта предлагаемого товара/услуги, повышая прибыльность компании. Постоянное совершенствование оформления и наполнения письма улучшает результативность e-mail-рассылок, при этом основой для роста показателя выступают клиентские предпочтения.
Что тестировать
Существует 6 основных составляющих контента электронного письма, над которыми можно работать специалисту-маркетологу при А/В-тестировании:
Существуют и другие корректировки письма:
Как выполнить сплит-тест e-mail
Любое тестирование по методу «split testing», в том числе и рассылки электронных писем, начинается с анализа существующих метрик шаблона («А», базового), оценки e-mail конкурентов (по возможности). Далее маркетолог должен предположить, какой один параметр из указанных ранее в статье нужно корректировать. Единственным неизменным компонентом при выполнении сплит-теста остается адресная книга с контактами подписчиков и получателей.
Выбрав критерий, над которым предстоит работа, маркетолог приступает к модернизации, которая, по его мнению, приведет к увеличению эффективности целевых действий получателей. Например, специалист хочет изменить цвет конверсионной кнопки с желтого на красный, предполагая, что данное действие сделает письмо более заметным. Для этого маркетологу необходимо просто создать новый вариант шаблона e-mail. («В»).
Распределение трафика между двумя шаблонами «А» и «В» – следующий этап преобразования коммерческого письма. Рассылка двух вариантов шаблона происходит в соотношении 50:50: половина подписчиков получает e-mail старого образца, другая половина – нового.
После распределения маркетологу обязательно необходимо оценить изменение трафика. Отследить это можно, воспользовавшись платными, бесплатными специальными сервисами онлайн-проверок. Если письмо образца «A» имеет показатель конверсии 2%, а усовершенствованный шаблон «В» – значение 2,5%, тогда изменение цвета конверсионной кнопки действительно привело к повышению эффективности лэндинга.
Устанавливая новые цели, например, достичь уровня конверсии 4%, маркетологу необходимо использовать другие способы модернизации вида и текстового наполнения письма: изменять не цвет кнопки, а тему, шрифт текста, дизайн и т.д. Стоит отметить, что продолжая корректировку, в качестве базового шаблона «А» специалист должен будет использовать образец письма с красной конверсионной кнопкой.
Какие показатели эффективности нужно измерять
Результативность внесенных изменений выражается в таких параметрах, как сегментация, трафик, конверсия. Эти три характеристики показывают, какой вариант из разработанных маркетологом продемонстрировал самый быстрый отклик подписчиков на письмо, как, за счет чего возросла посещаемость главного веб-портала.
Показатели также выявляют, на сколько процентов выросло или уменьшилось количество подписок, переходов, лайков, комментариев после прочтения e-mail. Еще одним критерием оценки результативности А/В-теста является коэффициент соотношения числа людей, совершивших целевое действие, к общему числу получателей e-mail-рассылки.
Где можно сделать А/В-тест
Сегодня каждый начинающий маркетолог может воспользоваться таким инструментом, как А/В-тестирование. Автоматизированные онлайн-сервисы рассылок предоставляют специалистам возможность создавать от 2 до 7 образцов e-mail для того, чтобы в дальнейшем определить максимально эффективную стратегию рекламной кампании.
Большинство современных сервисов устроены так, что программа выбирает лучший вариант электронного письма по двум критериям: максимальному количеству кликов и минимальному числу отписок.
Маркетинговыми ресурсами, на которых можно выполнить сплит-тест любого шаблона e-mail, являются:
Меньший спрос отмечается на такие порталы, как «Getresponse.ru», «DigitalContact», «Content Experiments», приложение «MailChimp», личный кабинет «E-mail»-сервиса.
Несколько важных рекомендаций от опытных маркетологов
Для всех начинающих маркетологов их опытные коллеги дают несколько советов, как правильно проводить А/В-тестирование портала:
- E-mail со значительными изменениями формата письма необходимо отправлять не только существующей аудитории подписчиков, но и новым пользователям – потенциальным клиентам.
- При организации рассылки важно, чтобы адресатами были разные группы пользователей: подписчики из социальных сетей, гости портала, перешедшие из поисковой системы, люди, кликнувшие на посторонней интернет-площадке на контекстную рекламу и т. д.
- Периодически необходимо проводить новые сплит-тесты готовых шаблонов рассылок, ведь в виртуальном маркетинге не существует «статичных» состояний, и эффективность корректировок в содержании и оформлении электронных писем зависит от человеческой психологии, личных вкусов подписчиков, изменчивой рекламной моды.
- Не стоит проводить новый А/В-тест в течение суток с момента запуска предыдущего, так как оценка эффективности изменений будет либо минимальной, либо 100% необъективной.
Начинать работу можно с маленькой клиентской базой, но более правдивыми результаты исследования будут, если в тестировании примут участие, как можно больше пользователей. Эту теорию подтверждает Крис Бэггот (известный автор книги «E-mail-маркетинг работает!»). Он уверен, что выборки получателей измененных e-mail-писем следует делать минимум из 250-300 человек. В этом случае будет достигнута максимальная объективность оценки показателей эффективности внесенных корректировок.