Вести интернет-торговлю не понимая, кто ваши клиенты и что ими движет, — всё равно что заранее расписаться в поражении. Но и собирать вручную информацию о покупателях в современных условиях слишком расточительно. Что же делать предпринимателю и как правильно взаимодействовать с лидами?
В решении этого вопроса бизнесмену поможет CRM-маркетинг, с помощью инструментов которого можно собрать необходимую информацию, проанализировать её и проконтролировать взаимодействие компании с покупателем, а также увеличить прибыль компании.
В материале не только расскажем о CRM-маркетинге и его особенностях, но и поделимся практическими рекомендациями по внедрению.
Что такое CRM-маркетинг и зачем он нужен
CRM-маркетинг — это способ коммуникации и управления клиентской базой на основе собранной и проанализированной информации о клиенте. Такой подход позволяет выстроить персонализированное взаимодействие с целью увеличения прибыли, повышения лояльности, а также увеличения числа повторных покупок.
Реализуется подход с помощью специализированного ПО, которое собирает, хранит и анализирует информацию о клиенте: контакты, историю покупок, запросов и обращений. Этот пул данных даёт бизнесу возможность решить ряд вопросов:
-
Персонализации маркетинга: настроить рекламные кампании на отдельные сегменты, что повышает эффективность, уровень удовлетворённости и лояльность покупателей.
-
Автоматизации ряда процессов: рассылка сообщений, управление рекламными кампаниями, поведенческий анализ клиентов. В итоге на выполнении функционала экономится время, но при этом ещё и повышается качество обслуживания.
-
Работа с жизненным циклом потребителя: процесс взаимодействия с человеком от первого знакомства до послепродажного обслуживания крайне важен для бизнеса. От того как потребитель пройдёт этот путь в компании, зависит не только его решение о факте покупки, но и вероятность возвращения, уровень лояльности и имидж компании.
-
Оценка эффективности маркетинговых стратегий и принятие обоснованных бизнес-решений.
Наличие CRM-маркетинга в компании помогает улучшить взаимоотношения с целевой аудиторией, оптимизировать маркетинг и повысить удовлетворённость покупателей. Помимо этого внедрение CRM-маркетинга делает более качественным взаимодействие внутри компании отделов, что также положительно сказывается на результативности и уровне прибыли бизнеса.
Преимущества и недостатки CRM-маркетинга
Как у любой системы, у CRM-маркетинга есть как плюсы, так и минусы. Начнём с преимуществ, которые приносит внедрение:
-
Повышение эффективности маркетинговых мероприятий в результате предоставления клиентам целевых предложений на основе анализа данных.
-
Увеличение продаж за счёт эффективного управления воронкой и контроля каждого её этапа.
-
Улучшение коммуникаций с клиентами благодаря предоставлению персонализированных предложений.
-
Оптимизация рутинных бизнес-процессов за счёт автоматизации и значительная экономия времени.
-
Создание хорошей репутации бренда в результате повышения качества обслуживания и скорости реакции на клиентские запросы.
-
Высокая скорость принятия эффективных управленческих решений благодаря своевременному анализу данных и прогнозирования.
-
Системный мониторинг, который помогает выявлять удачные стратегии и оперативное внесение корректировок для достижения желаемого результата.
В совокупности эти преимущества способствуют более быстрому и оптимальному масштабированию бизнеса с минимизацией ошибок. Однако на ряду с плюсами есть и сложности:
-
Внедрение. Процесс внедрения требует от компании наличие квалифицированных специалистов в нескольких областях и выделение ощутимого бюджета.
-
Использование. Для эффективного использования системы необходимо соответствующее оборудование и уровень квалификации персонала. Иначе вложенные средства не окупятся, а увеличение прибыли так и останется мечтой.
-
Оценка эффективности. Система может анализировать любое количество данных, но если в компании отсутствует понимание что отслеживать и как оценивать, то определить эффективность стратегии практически невозможно.
CRM-система и сервис автоматизации маркетинга
Многие путают CRM-систему для бизнеса и сервис автоматизации маркетинга. Это не удивительно, потому что оба понятия используют один и тот же инструмент, но для разных нужд. Поэтому разница между ними всё же есть:
-
CRM-маркетинг — полноценная стратегия коммуникаций с клиентами, а CRM-система — её часть, которая отвечает за технические и методологические аспекты;
-
CRM-система нацелена на решение технических задач бизнеса: обеспечение своевременных закупок, продаж, поставок материалов и расчётов с контрагентами. Сервис автоматизации маркетинга глобально направлен на повышение лояльности клиентов и эффективности продаж.
Простыми словами, часто CRM-система становится технической основой CRM-маркетинга без которой автоматизация маркетинга практически невозможна.
Когда необходимо внедрение CRM-маркетинга
CRM-маркетинг может приносить пользу на любом этапе развития компании. Например, если его внедрить на старте, то это поможет предпринимателю узнать свою целевую аудиторию и разработать максимально эффективную стратегию продвижения.
В случае, если бизнес уже давно функционирует на рынке, то о системе автоматизации маркетинга стоит задуматься при следующих условиях:
— Значительно уменьшилась эффективность рекламных кампаний.
— Снизилась конверсия переходов и покупок от общих рассылок.
— Возникла необходимость масштабирования продаж.
— Существенно выросла стоимость привлечения клиентов.
Платные и бесплатные CRM для малого бизнеса
Представителям малого бизнеса стоит начинать знакомство с CRM на бесплатных сервисах.
Например, Neaktor — простой и доступный сервис, который можно адаптировать под любую сферу деятельности. Позволяет автоматизировать продажи, маркетинг закупки и даже снабжение. Помимо бесплатной версии есть и платный тариф с расширенным функционалом.
Bitrix24 — один из самых популярных сервисов, который помогает вести клиентов по воронке продаж. Помимо этого позволяет автоматизировать продажи, контролировать коммуникацию с клиентом и внутри команды. Подходит как малому бизнесу, так и крупному. Есть бесплатный тариф и платный с расширенными возможностями.
Ещё один бесплатный сервис — Zoho. Система, предназначенная для товарного бизнеса, которая поддерживает до трёх пользователей и даёт доступ к базовой аналитике. За расширенный функционал придётся платить.
Среди платных сервисов стоит обратить внимание на eWay-CRM. ПО сути, это часть Microsoft Outlook, где объединены продажи, маркетинг и управление проектами. Особенно актуальна для фриланса или представителям стартапов.
Еще один хороший платный CRM— Vtiger.
Сервис, который имеет синхронизацию с искусственным интеллектом и позволяет значительно улучшить контент, а также повышает качество клиентского сервиса.
Как выбрать программу ведения клиентской базы
Универсальной программы для бизнеса не существует, но есть несколько основных критериев, опираясь на которые лучше делать выбор:
-
Функциональность. Определите свои потребности и после этого оценивайте набор инструментов CRM-системы.
-
Интеграция. Важно, чтобы сервис мог интегрироваться с теми инструментами, которые уже внедрены в бизнес и теми, что только планируются.
-
Интерфейс. Разбираться в дебрях и тратить лишнее время на освоение никому не интересно. Поэтому стоит убедиться, что сервис интуитивно понятен.
-
Масштабируемость. Заранее подумайте о будущем: система должна легко масштабироваться и адаптироваться.
-
Безопасность. Убедитесь, что полученные данные будут надёжно защищены. От этого зависит имидж компании.
Этапы внедрения в бизнес
Процесс внедрения CRM-маркетинга в бизнес — сугубо индивидуален, поэтому единого алгоритма действий нет. Но основные этапы, которые будут при любых вводных, мы перечислим ниже:
-
Внедрение CRM-системы. Для этого необходим анализ целей и потребностей компании. После этого происходит выбор подходящей системы и подготовка всех данных.
-
Адаптация системы. На этом этапе производится настройка бизнес-процессов, установка ролей и прав для пользователей.
-
Обучение персонала. Прежде чему начать работу, необходимо обучить всех заинтересованных сотрудников.
-
Интеграция с другими системами. Например, с почтовым сервисом.
-
Анализ коммуникаций. Нужно определить из каких источников поступают лиды и как проходит путь клиента.
-
Подключение аналитики и настройка сбора данных. Бизнес должен чётко отслеживать каждое действие клиента. Для этого необходимо задать системе показатели по которым будет вестись сбор данных и периодичность формирования отчётов.
-
CRM-стратегия. На основе полученной информации разрабатывается и реализуется стратегия коммуникаций.
-
Оценка результатов и внесение правок.
Как выбрать таск-менеджер
Таск-менеджер — это ПО, которое позволяет повысить эффективность управления проектами: делегировать задачи и контролировать их выполнение.
У большинства таск-менеджеров схожий функционал. Однако у некоторых имеются специальные функции. Например, набор инструментов для управления IT-проектами. Но если особые функции для вашего бизнеса не нужны, то ниже перечислили ряд критериев по выбору таск-менеджера.
Удобство. Для эффективной работы сервис должен быть удобным и простым для понимания всего коллектива.
Оповещения. Сервис должен автоматически оповещать о рабочих событиях. В идеале не только на почту, но и в мессенджеры.
Интеграция. Чтобы максимально эффективно выстроить все бизнес-процессы, необходима интеграция всех сервисов.
Отчётность. Для оценки прогресса и эффективности проектов необходимо иметь доступ к отчётам.
Цена. Нет смысла переплачивать за сервис, если частью функций не планируется пользоваться. Поэтому перед выбором стоит оценить соотношение цены и возможностей.
У многих сервисов есть бесплатный период для того, чтобы покупатель мог оценить функционал и удобство интерфейса.
Когда CRM-маркетинг не нужен
При всех преимуществах и выгоде, CRM-маркетинг нужен далеко не всем предприятиям.
Во-первых, его внедрение требует крупных вложений от бизнеса. Речь идёт не только о финансовых инвестициях, а и о внедрении огромного количества технических решений.
Во-вторых, автоматизация маркетинга не нужна предпринимателям, чей бизнес нацелен на достижение краткосрочных целей. Потому что окупаемость CRM-маркетинга — длительный процесс.
В-третьих, CRM-маркетинг не подходит бизнесу, который не предполагает повторных покупок и наличие постоянных клиентов.
Например, для строительной компании такой сервис не будет эффективен. Приобретение недвижимости, как правило, не носит регулярного характера и не предполагает постоянных клиентов.
Виды данных в CRM-маркетинге
Современные системы позволяют бизнесу собирать практически полную информацию о клиенте, которая может дать использована в маркетинге.
Электронный адрес. Информация полезна при запуске рассылок о новых акциях, распродажах или для уточнения предпочтений клиента.
Контактные данные. Телефон и ссылки на профили в соцсетях помогают идентифицировать покупателя. На данный момент эти данные используются в реферальных программах и рекламных рассылках.
Пол, возраст, имя. Помогает персонализировать коммуникацию с покупателем, а также используется для сегментации аудитории.
Местоположение. Информация о географии продаж особенно важна для интернет-магазинов. Она помогает направлять клиенту предложения относящиеся к его региону.
Активность на сайте. Данные о любых действиях человека на сайте помогают настроить триггерные настройки и отследить качество взаимодействий.
История покупок. Анализируются не только совершённые покупки, но и прерванные. Это необходимо для персонализации предложений, а также анализа причин отказа, чтобы внести корректировки в работу.
Этапы разработки стратегии CRM-маркетинга
Прежде чем мы перечислим основные этапы разработки стратегии CRM-маркетинга напомним, что на каждом из них необходим тщательный анализ ситуации. Это необходимо для достижения эффективности и своевременного внесения правок.
-
Определение целей и способов их достижения. Например, магазин обнаружил тенденцию к оттоку клиентов. Основываясь на метриках и анализе ситуации происходит поиск проблемы. После чего разрабатывается гипотеза. Помощью в этом деле будет использование метода SMART-целей.
-
Анализ клиентской базы. На этом этапе необходима сегментация аудитории, составление портрета покупателя. Эти действия в дальнейшем помогут разработать персональные предложения и скрипты.
-
Поиск каналов коммуникации. Изучив целевую аудиторию можно понять на каких площадках с ней лучше взаимодействовать: форум, соцсети, рассылки, e-mail или звонки. После этого стоит прописать клиентский опыт, чтобы потенциальный покупатель плавно переходил, например, из соцсети на сайт и далее совершал покупку. Для повышения эффективности, рекомендуем для каждого канала взаимодействия составлять контент-план, как минимум, на месяц вперед.
-
Анализ конкурентов. Сравните предложения конкурентов со своими. Найдите то, что вас выделяет, усильте слабые стороны и делайте акценты на сильных.
-
Внедрение CRM-системы. Используя все рекомендации выберите оптимальную для своего бизнеса CRM-систему.
-
Оценка эффективности. Производится двумя способами:
-
Операционный — что конкретно улучшило внедрение CRM-системы;
-
Глобальный — какое масштабное влияние оказало на бизнес внедрение: увеличился средний чек, выросла выручка.
С каждым годом удачных примеров CRM-стратегий становится всё больше. Например, книжный магазин «Буквоед» начисляет зарегистрированным пользователям баллы за отзывы на приобретённые книги. Этим они мотивируют покупать книги, создавать активность и затем тратить баллы на новые покупки.
Этапы реализации CRM-маркетинга
-
Сбор информации о пользователях.
-
Сегментация клиентской базы по заранее определённым параметрам.
-
Разработка индивидуальных сценариев коммуникации с каждым сегментом клиентов.
-
Запуск тестирования. Для этого необходимо убедиться в интеграции с внешними инструментами.
-
Обработка обратной связи и внесение корректировок по необходимости.
Главное
-
CRM-маркетинг — это комплекс мер, направленных на улучшение коммуникаций с клиентами на базе CRM-системы.
-
Внедрение CRM-маркетинга эффективно на любом этапе развития бизнеса. Исключение составляют только компании, где не предполагается формирование постоянной клиентской базы.
-
Способствует повышению лояльности клиентов, формированию имиджа компании и сокращению оттока покупателей.
-
Чтобы бизнес был эффективным и приносил стабильную прибыль, необходимо выстроить грамотную систему коммуникаций с клиентами. Для этого потребуется анализ множества метрик и показателей. В этом бизнесу поможет сервис аналитики от inSales, который обладает расширенным набором возможностей и существенно облегчает не только процесс продаж, но и коммуникаций с покупателями.