Ребрендинг - один из самых эффективных способов подогреть интерес к вашей компании, выйти на новый этап развития и покорить новые вершины. Но для этого нужно, чтобы изменения затронули все сферы работы - от названия интернет-магазина до его философии. Как сделать все это правильно - читайте в сегодняшней статье.
Что такое правильный ребрендинг
Настоящий ребрендинг призван изменить восприятие торговой марки клиентами, сотрудниками и рынком в целом. Это не только другой логотип, название и внешняя атрибутика. Это новая концепция и философия. Именно с них нужно начать, если вы планируете ребрендинг. Подновить фасад - это, конечно, хорошо, но если внутри здания вашего бизнеса будут все те же обшарпанные стены и текущие трубы, то лучше вообще не начинать.
При проведении ребрендинга вы должны:
- повысить качество и ассортимент товара. Продаете автозапчасти для японских иномарок - включите в перечень детали для отечественных машин и автомобилей китайского производства. Предложите покупателю различные варианты: оригинальные детали, бюджетные китайские запчасти и так далее;
- улучшить клиентский сервис и качество услуг. Менеджеры по продажам должны стать вежливее, доставка - быстрее, оплата - проще;
- поменять подход к маркетингу и внедрить современные инструменты. Измените стиль рекламы, способы продвижения, формат общения с клиентами;
- изменить логотип, фирменный стиль или название целиком. Это сильно освежает восприятие бренда на визуальном уровне. Поменяйте фирменные шрифты, цвета, типографику. Старый дизайн наверняка устарел - новые тренды здесь появляются каждые год-два, если не чаще;
- сделать новый сайт или кардинально переработать существующий;
- провести масштабирование бизнеса. Открыть новые филиалы или подразделения, оффлайн-точки обслуживания клиентов. Расширить географию доставки;
- изменить корпоративную культуру и сделать многое другое.
“Так это почти как бизнес с нуля построить!” - справедливо скажете вы. И будете правы. Больше того: иногда ремейк существующего бизнеса сделать сложнее, чем запустить стартап. Новый проект делается с чистого листа, а за действующим предприятием может тянуться плохая репутация, готовые схемы работы и другие факторы. Переделывать часто тяжелее, чем делать с работу с нуля.
Давайте снизим градус напряженности. Не обязательно делать все и сразу. Например, “Сбербанк” проводил ребрендинг аж с 2009 года. Работа проводилась в несколько этапов: переоснащение старых отделений и открытие новых, кропотливая работа с персоналом, разработка онлайн-банка и мобильных приложений.
Поэтому ребрендинг - долгая системная работа, проходящая в несколько этапов. Понятно, что вы - не “Сбербанк” и все будет, мягко говоря, попроще. Но подход должен быть таким же. Оставьте мысли “Сейчас мы по-быстренькому логотипчик переделаем и хорош” - это не сработает.
Кому доверить ребрендинг интернет-магазина
Конечно, вы можете выбрать для этих работ солидное рекламное или маркетинговое агентство, заплатить энную сумму денег и получить готовый результат. Но гораздо интереснее сделать это самому. Правда, для этого нужно иметь в штате соответствующих специалистов - дизайнера, маркетолога и PR-щика. Давайте подробно разберем оба варианта
Ребрендинг своими силами
Как вы уже поняли, для успешного проведения ребрендинга силами компании нужно, чтобы у вас работали люди, которые в этом разбираются. Но это далеко не все. Самое главное - полностью освободить этих работников от текущих задач и бросить все их силы на подготовку и реализацию ребрендинга.
Решать такую сложную задачу между делом не получится. Сотрудники должны быть сконцентрированы на чем-то одном и не отвлекаться от работы. В идеале их нужно замотивировать: пообещать премию или повышение в случае успешного ребрендинга.
Итак, ваша задача - создать эффективную команду заинтересованных в общем деле людей. Соберите их вместе и объясните, что вы от них хотите. Что затронут изменения, насколько глубоким будет ребрендинг, в каком направлении вы собираетесь двигаться дальше - во всех подробностях сообщите, как вы лично все это видите. Выслушайте все замечания и предложения - взгляд со стороны еще никому не мешал, возможно, вы проглядели что-то важное.
В дальнейшем такие встречи придется проводить постоянно. Команда будет отчитываться о проделанной работе, а вы - проверять результаты и вносить правки. Пустите все на самотек - рискуете получить на выходе продукт, далекий от вашего видения результата. Поэтому всегда держите руку на пульсе и принимайте личное участие в проекте.
Этапы ребрендинга:
- разработка новой концепции бизнеса. Если выражаться громкими словами, вам нужно переосмыслить саму философию предприятия. Изменения должны идти изнутри: под новую философию будут подстраиваться все разделы вашего бизнеса;
- апгрейд корпоративной культуры. Это нужно сделать первым делом: сотрудники должны понимать, что происходит в компании. Ну или как минимум знать об этом. Только в этом случае изменения лягут на подготовленную почву. Идеально, если вы соберете коллектив и хотя бы в двух словах расскажете о грядущих изменениях. Потом таких собраний тоже будет много: первый раз вы просто сообщите коллективу о ребрендинге, а в дальнейшем уже будете работать над самой корпоративной культурой - учить менеджеров правильным отношениям с клиентами и так далее;
- разработка нового фирменного стиля. Здесь фишка вот в чем: в каких-то разделах бизнеса вы можете меняться постепенно, даже после официально объявленного ребрендинга. А вот айдентику нужно поменять всю и везде, причем по щелчку пальца. Вечером было одно, утром - все новое. Будет несолидно, если главная сайта будет с новым дизайном и названием, а некоторые разделы - со старым. Запомните, пожалуйста: фирменный стиль меняется сразу и целиком. Единственное допущение возможно при смене названия. Чтобы люди привыкли к новому имени, но не забывали о репутации старого названия, его можно некоторое время указывать в скобках после нового;
- основной блок - улучшение качества сервиса, работа над ассортиментом, расширение бизнеса. Собственно это как раз то, ради чего все затевалось. После обновления вы должны предложить рынку что-то новое, иначе нет смысла даже начинать. Если вы задумали просто привлечь внимание к интернет-магазину при помощи нового фирменного знака или логотипа, вам будет достаточно рестайлинга товарного знака. Это совсем другая тема, не имеющая никакого отношения к ребрендингу;
- когда все предыдущие пункты почти выполнены, можно начинать PR-кампанию и продвижение нового бренда на рынке. Начать делать это нужно за несколько месяцев до официального запуска. Помните, как на некоторых продуктах питания за несколько месяцев до обновления начинает мелькать надпись “скоро - новое качество в новой упаковке”? Это интригует покупателей и заставляет их с нетерпением ждать обновления полюбившегося продукта. Вам нужно сделать примерно тоже самое. Ребрендинг - это отличный инфоповод и возможность лишний раз напомнить о себе;
- все готово? Тогда можно давать команду на старт процесса ребрендинга. Объявите его дату, приурочьте к этому событию скидки, распродажи и акции.Первая неделя-две после начала ребрендинга самые важные. Именно в это время нужно как можно сильнее хайпануть. Можно отправить партнерам и покупателям рассылку с информацией и ваших изменениях. Только не забудьте, что письма должны быть написаны с учетом нового фирменного стиля.
Ребрендинг своими силами - это сложно, но безумно интересно. Результат всегда будет лучше, чем если вы закажете продвижение в агентстве. Причин много: вы знаете свой бизнес изнутри, точно представляете, чего хотите добиться и лично заинтересованы в успехе всего предприятия. Понятно, что это еще и дешевле: всегда выгоднее платить зарплату своим сотрудникам и не выбиваться из бюджета, чем изыскивать дополнительные средства на оплату работы агентства. Но есть у самостоятельного ребрендинга и минусы:
- не всем подходит. Для того, чтобы сделать все своими силами, эти самые силы должны быть. Понадобятся грамотные специалисты, хотя бы примерно представляющие как все делать. Если таковых нет - этот путь не для вас;
- это долго. В маркетинговых агентствах такие вещи поставлены на конвейер. В среднем специалисты делают такие вещи в два раза быстрее;
- команда, которая будет проводить ребрендинг должна быть реально заинтересована в результате. Если сотрудники будут делать все из-под палки, потому что начальник так сказал - ничего хорошего не ждите.
Как заказать ребрендинг в маркетинговом агентстве
Ну для начала его надо выбрать. Маркетологов сейчас очень много, даже слишком. Больше половины из них вчера краснели у школьной доски, а сегодня открыли в себе талант маркетолога, уехали в Тайланд и стали настоящими гуру, в том числе ребрендинга. С такими нам не по пути.
Выбирайте компанию с большим опытом работы по продвижению бизнесов. Не стесняйтесь спрашивать портфолио с примерами работ по ребрендингу - серьезная контора с гордостью их продемонстрирует. Читайте отзывы о работе агентства в интернете, спрашивайте коллег и партнеров, которые обращались в них за услугами.
После того, как агентство выбрано, от вас требуется только одно: предоставить внятное, подробное, детально проработанное техническое задание - ТЗ. Ну, кроме оплаты счета за работу, разумеется.
От того, насколько грамотно оно составлено, зависит результат работы. Помните: любая мысль, которая может быть понята неправильно, обязательно будет понята неправильно. Поэтому формулировки не должны допускать разночтений и двойных трактовок.
Что нужно отразить в ТЗ:
- Объем работ с указанием разделов бизнеса, которые затронут изменения. Распишите, что и где нужно переделать и в каком направлении двигаться.
- Требования к редизайну фирменного стиля. Не стесняйтесь приводить больше примеров логотипов и товарных знаков, которые вам нравятся. Так дизайнерам будет проще понять, что вы хотите.
- Новую корпоративную культуру. Если агентство будет работать над повышением квалификации персонала, вы должны объяснить, чего хотите добиться от своих сотрудников.
- Подробности продвижения нового бренда. Опишите свое видение маркетинговой стратегии, рекламных кампаний и PR-акций.
По ходу работы готовьтесь предоставлять работникам агентства информацию о вашем бизнесе и продукте, целевой аудитории, корпоративных традициях. Чем глубже специалисты погрузятся в вашу философию и изучат ее, тем лучше будет результат.
Минусы работы с маркетинговым агентством:
- это дорого. Уважающие себя компании работают исключительно комплексно и под ключ. Это значит, что они будут перетряхивать все: сайт, айдентику, SMM и соцсети, дизайн, философию. Стоимость таких работ не может быть маленькой;
- не глубокое погружение в ваш бизнес. Даже самые ответственные исполнители не знают бизнес так, как знаете его вы. Поэтому возможно недопонимание и, как результат, итог будет не таким, как вы ожидали;
- стандартные шаблонные решения. У агентств все поставлено на поток - вряд ли кто-то будет заморачиваться креативом и индивидуальным подходом. А если и будут, стоимость проекта возрастет пропорционально.
Плюсы работы с агентством:
- вы получите свежий взгляд на ваш бизнес. Это поможет создать по-настоящему уникальные идеи для дальнейшей работы;
- скорость работы. Там, где вы сами будет протаптывать тропу, совершая ошибки и наступая на бесконечные грабли, специалисты агентства даже не притормозят. Они работают по отработанным сценариям и все происходит очень быстро;
- профессионализм. Как ни крути, но люди, продвинувшие не один десяток проектов, разбираются в ребрендинге куда лучше вас. Вы можете что-то забыть, не учесть только потому, что не хватило знаний и опыта. При обращении к профессионалам такое невозможно в принципе.
Признаемся: в статье мы хотели задать высокую планку и то, что вы только что прочитали - это программа максимум. Вообще есть несколько уровней ребрендинга - от лайтового до самого глубокого, с переделкой и переосмыслением всего и вся. Какой подход выбрать - решать вам. А мы, как всегда, желаем вам успехов и терпения.