Правильная структура сайта – гарантия того, что у интернет-магазина не будет проблем с индексацией и пользователи увидят в поиске все его страницы. От этого во многом зависит объем трафика, что в свою очередь сказывается на конверсии.
В процессе индексации и переиндексации поисковые роботы ориентируются на карту ресурса. Пользоваться инструментом необязательно, но он существенно упрощает проверку. Если его нет – страдает видимость площадки в выдачах поисковиков. Особенно это важно для сложных ресурсов, которые состоят из 1 000 различных страниц. Давайте разберемся, что такое sitemap, как сформировать и настроить данный файл.
Суть, особенности и виды инструмента
Sitemap представляет собой перечень категорий, разделов и отдельных веб-страниц ресурса, выстроенных в иерархическом порядке. Если детальнее – это специализированный файл, в который включены url, а зачастую и метаданные каждой страницы онлайн-магазина.
Различают 2 вида инструмента:
1. В html. Служат неким «навигатором» для пользователей сайта, помогают им ориентироваться и оперативно находить нужную информацию.
Пример «путеводителя» для пользователей
2. В xml. Предназначены для роботов поисковых систем. С их помощью владельцы сайтов контролируют процесс индексации: сообщают алгоритму, какие вложения существуют и должны обязательно попасть в индекс, обновлялся ли контент после предыдущей проверки, с какой частотой желательно сканировать содержимое.
Когда такая карта отсутствует, роботы могут не увидеть некоторые страницы или неправильно оценить их значимость. Но нужно учесть и то, что этот файл – всего лишь рекомендации. Робот может последовать им или же проигнорировать. Такое тоже бывает.
Внешний вид xml-файла
HTML-карта – альтернатива классической навигации с дизайном. Сейчас ее используют реже, чем раньше, но она все равно встречается. Обычно структурированный список ссылок располагают в подвале или на 404 странице.
XML-карта – рекомендованный элемент для современных онлайн-магазинов, особенно с широким ассортиментом. «Умные» алгоритмы способны просканировать сайт и без этого, но лучше не упускать возможность влияния на поисковую оптимизацию. Это позволит привлечь больше новых потенциальных покупателей.
Значение карт для коммерческих ресурсов
Кому «показан» sitemap:
- молодым площадкам, у которых пока недостаточно внешней ссылочной массы;
- многостраничным ресурсам со сложной структурной схемой;
- тем, у кого есть необходимость указывать приоритетность вложений (что сканировать в первую очередь, а что менее важно);
- сайтам с часто обновляемой контентной частью;
- ресурсам, на которых присутствуют отдельные веб-страницы, не связанные с остальными.
Такая карта есть у более 60% интернет-магазинов. Благодаря ей можно добиться корректного индексирования, выявить ошибки при сканировании url-адресов, ошибки 404 и вложения, закрытые от индексации.
Отсутствие sitemap чревато для владельца магазина рядом проблем:
- может пройти несколько недель или даже месяцев, пока робот заметит новую площадку;
- затянется время индексации обновленных веб-страниц;
- некоторые товарные карточки не попадут в выдачу поисковиков.
Разновидности xml-карт
Sitemap.xml реализовывают в виде одного объемного файла или в виде нескольких карт, разбивая их на логические группы. К примеру, там могут быть только категории, стандартные страницы с технической информацией («О компании», «Контакты», «Способы оплаты/доставки» и другие), ссылки на разделы/публикации блога.
Также можно выделить типы файлов со следующими данными:
1. Общие сведения. В документе просто перечисляют все url-адреса, проставляя их в порядке значимости. Рядом указывается дата последнего обновления.
2. Данные о других sitemap. Ссылки указывают в нескольких файлах, а информацию о них объединяют в одном.
3. Информация о медиафайлах и новостном контенте. К примеру, для картинок прописывают ссылки на теги их разметки в формате <image:image>. Такой вариант актуален лишь для алгоритмов Google, поскольку «Яндекс» теги изображений не распознает.
Основные элементы sitemap
Все xml-карты должны состоять из нескольких основных элементов:
- UTF-8 – стандарт кодирования в первой строке.
- Тег sitemapindex в начале и в конце.
- Блок url со значениями ссылок.
- Блок loc, где указаны ссылки на вложения.
- Отметка changefreq, свидетельствующая о частоте обновления раздела/страницы. Здесь можно установить разные значения – всегда, никогда, каждый час, неделю, месяц, год. Слова прописываются на английском.
- Блок priority, распределяющий уровень приоритетности различных структурных элементов для краулинга (от 0 до 1, где 0 – неважное вложение, 1 – наиболее приоритетное).
- Необязательный параметр lastmod, который отображает дату последнего обновления контента на странице. Если на площадке используется исключительно статический контент, вместо этого применяют параметр changefreq.
По правилам файл не должен включать более 50 000 url. Его максимальный размер – 10 МБ. А вот количество карт на одном сайте не ограничено. Сколько их создавать и в каком формате, зависит от сложности, объема и прочих особенностей интернет-ресурса. Оптимальный вариант – не больше 200 url в одном файле. В остальных случаях лучше использовать многоступенчатые sitemap.
В идеале подготовкой всех ссылок и метаданных нужно заняться еще на этапе запуска сайта. В качестве анкоров необходимо выбирать релевантные ключевые слова/фразы, соответствующие содержимому раздела. По ходу изменений в магазине файл следует корректировать, чтобы он оставался актуальным.
Шаблон новостного «путеводителя»
Способы создания карты
Отсутствие sitemap в интернет-магазине – легко решаемая проблема. Существует несколько вариантов создания этого файла:
- В онлайн-сервисах.
- С помощью модулей-плагинов для CMS или специальных программ.
- За счет возможностей, встроенных разработчиками.
Рассмотрим популярные инструменты, которые помогут сформировать корректный «путеводитель» для поисковых роботов.
My Sitemap Generator
В этом сервисе можно бесплатно сформировать файл, который включает до 500 ссылок. Если нужно обработать больше url, придется воспользоваться одним из платных тарифов: за 2,5 доллара (до 1 000 000 адресов) или за 4 доллара (без ограничений). Бесплатная версия подходит для небольших интернет-магазинов.
Инструмент сканирует ресурс и создает формат файла xml для поисковых систем. Параметры обработки можно настраивать:
- скорость/нагрузка;
- режим и идентификация робота;
- максимальное время индексации;
- индексируемые типы контента;
- исключения и правила для обработки ссылок и веб-страниц;
- параметры генерации: формирование тегов приоритета на основе структуры ресурса, lastmod – по времени запроса или ответа сервера.
Помимо стандартных файлов, сервис может создавать карты для мультиязычных ресурсов, изображений.
Для автоматической генерации файла достаточно ввести адрес площадки и трехзначный код, указанный на картинке. Также доступен импорт данных из CSV напрямую.
XML-Sitemaps
Инструмент создает несколько видов «путеводителей»:
- xml – для отправки в популярные поисковые системы, чтобы улучшить качество сканирования содержимого ресурса;
- текстовые – простой перечень всех вложений;
- html – для того, чтобы упростить взаимодействие пользователей с площадкой.
Воспользоваться бесплатным онлайн-генератором легко: нужно ввести url сайта в специальную форму и нажать на кнопку Start. После того, как сканирование завершится, сервис предложить скачать готовый файл в удобном формате.
В бесплатном тарифе предусмотрено ограничение – до 500 страниц. Для сканирования многостраничного сайта необходим тариф PRO. На нем можно индексировать до 1,5 миллиона ссылок, подключать автоматическое обновление, формировать карты для видео, картинок, новостных публикаций.
HTMLWEB
Генератор формирует xml-код для sitemap в соответствии с требованиями поисковиков. Также здесь можно сделать визуальный навигатор для пользователей, работать в разделах для экспертов/новичков, устанавливать параметры сканирования.
Стоимость зависит от количества сканируемых страниц:
- бесплатно – до 500 вложений;
- 25 рублей до 2 000;
- 25 рублей за каждые последующие 2 000.
Готовый файл загружается прямо с сайта генератора или отправляется на указанный email.
CY-PR.com
Этот инструмент позволяет сгенерировать навигатор для ресурса в формате xml бесплатно и буквально за несколько секунд.
Алгоритм работы с сервисом:
- ввести url-адрес магазина;
- указать частоту обновления – никогда, всегда, еженедельно и так далее;
- если необходимо, проставить дату последнего изменения.
Все это можно проделать без регистрации. Единственный недостаток инструмента – довольно продолжительный по времени сбор данных для многостраничных ресурсов.
Дополнительные плагины для CMS
Создать карту для интернет-магазинов на CMS проще всего с помощью дополнительных плагинов. Какой плагин подойдет, зависит от конкретной системы, на которой размещена площадка. Принципы их работы аналогичны: они генерируют файл, а затем автоматически размещают его в корневой папке.
Примеры таких плагинов:
- Google XML Sitemaps;
- Yandex Sitemap;
- PWT Sitemap;
- XML Sitemap.
Программное обеспечение
В сети есть десятки вариантов различного софта, который сканирует интернет-ресурсы и проверяет их SEO-составляющую, проводит комплексный аудит и формирует sitemaps. Среди них есть платные и полностью бесплатные варианты.
К такому ПО относятся Sitemap Writer Pro, Screaming Frog SEO Spider Tool.
Алгоритм работы в них примерно одинаков: ввести url-адрес, запустить проверку, дождаться завершения сканирования, выбрать и загрузить готовый файл в удобном формате.
Возможности разработчика
Некоторые платформы предусматривают автоматическую генерацию карт без использования сторонних сервисов и ПО. К примеру, такая функция доступна для онлайн-магазинов на InSales. Там сформированный файл располагается по определенному адресу:
Чтобы его отредактировать, необходимо:
- скачать файл в браузере;
- внести нужные изменения;
- загрузить обратно в блок «Контент», категория «Файлы».
Где и как размещать готовую карту
Sitemap, сформированные в онлайн-генераторах, нужно размещать на сайте самостоятельно. Автоматически это делают только с помощью плагинов или за счет опций, предусмотренных разработчиком.
Карта загружается в корневую папку. Ее можно добавить через панель веб-мастера в Google или «Яндекс». Второй вариант – прописать путь в robots.txt. Туда добавляется соответствующая директива:
Для добавления в Google Search Console потребуется:
- создать аккаунт, зарегистрировать ресурс;
- перейти в необходимый раздел панели инструментов;
- добавить файл.
В «Яндекс.Вебмастер» следует зарегистрировать аккаунт, подтвердить права на сайт, перейти в меню «Настройки индексирования», пункт «Файлы Sitemap» и внести данные в форму:
Рекомендации по работе с инструментом
Чтобы повысить эффективность работы с картами, соблюдайте следующие рекомендации:
- Создавайте не только стандартные sitemap, но и «путеводители» по медиафайлам, новостным публикациям. Так алгоритмы будут гораздо быстрее распознавать и сканировать контент.
- Если магазин состоит из тысяч страниц, формируйте несколько мелких xml-карт, а затем объединяйте их в один файл.
- Добавляйте сформированные «путеводители» и в панель вебмастера, и в robots.txt.
- Разрабатывайте динамические sitemap для крупных многостраничных ресурсов. В них просканированные ссылки оперативно заменяются теми, которые требуют обновления. Это предотвращает ошибки робота при проверке.
- Скрывайте карту, чтобы сохранить безопасность уникального контента. Иначе структуру могут скопировать конкуренты с помощью сервисов парсинга. В таком случае потенциал оригиналов в поисковой выдаче сильно снижается.
- Размещайте все ссылки в пользовательских «путеводителях» в пределах одного экрана. Ранжируйте их по категориям или в алфавитном порядке, чтобы все было интуитивно понятно.
- Редактируйте файлы после каждого обновления контента.
Заключение
Sitemap – полезный инструмент, повышающий эффективность индексации страниц сайта. Использовать его необязательно, но он поможет привлечь больше органического трафика и в результате улучшить показатели продаж. Тем более, что создать карту совсем не сложно. Для этого существует масса доступных способов.