Для новых и небольших интернет-магазинов не всегда выгодно сотрудничать со службами доставки, так как в первое время заказов может быть немного. К тому же, есть категории товаров, которые соглашается доставлять не каждая курьерская служба, например – сувениры или хрупкие товары (посуду). В этом случае есть выход – осуществлять доставку своими силами.
Подбор курьеров и материальная ответственность
Курьера можно взять на постоянную работу с окладом, или оплачивать только за доставленные заказы.
- Если заказов мало. Целесообразнее найти курьера, который сможет приезжать по звонку и оплачивать ему только выполненную работу. Недостаток такого способа в том, что он может быть занят или неожиданно перестать работать.
- Если заказов много. Производить расчеты можно двумя вариантами – в первом случае оплачивать какой-то необходимый минимум, плюс надбавка, зависящая от количества выполненных заказов. Во втором - оплачивать только доставленные заказы, но обеспечивая при этом полную загруженность.
В любом случае, сильно экономить на оплате услуг курьера не стоит, а лучше ввести бонусную систему. Это послужит своеобразным стимулом к работе и качественному оказанию услуг.
Курьер – можно сказать, лицо интернет-магазина, так как это единственный человек, с которым непосредственно контактирует покупатель. От того, как он поведет себя, часто зависит, сделает ли покупатель повторный заказ.
К подбору курьеров необходимо подходить очень внимательно, так как в случае ошибки можно лишиться и товара, и денег. В Интернете можно найти «черные списки» курьеров, и обязательно проверять всех претендентов. С самим сотрудником подписывается договор о материальной ответственности, чтобы в случае проблем можно было обратиться в правоохранительные органы.
Перед началом его работы желательно провести небольшое обучение – рассказать о характеристиках доставляемого товара, чтобы он мог ответить хотя бы на самые часто задаваемые вопросы покупателей и помочь с проверкой работоспособности.
Оборудование для осуществления доставки
Если решено создать собственную службу доставки, то курьера необходимо обеспечить всем необходимым для работы оборудованием. Ему обязательно потребуется кассовый аппарат и терминал для приема безналичных платежей. При этом кассовые чеки можно выбивать в офисе и выдавать их курьеру с заказом. Терминал же значительно повысит статус интернет-магазина в глазах покупателей, так как все большее их количество предпочитает именно такой способ оплаты.
Если осуществляется доставка техники или оборудования, то курьеру может потребоваться заполнить гарантийный талон, а значит, необходима печать и штамп организации. Это опять же можно сделать еще до отправки, но покупатели становятся более лояльными, если заказ распаковывается у них на глазах. В противном случае, покупатель может отказаться от заказа, посчитав, что товар уже был в употреблении.
Помимо этого, если курьер работает на постоянной основе, ему можно выдать униформу, выполненную в соответствии с фирменным стилем интернет-магазина (например, кепку и куртку).
Транспорт для доставки
Выбор транспорта для доставки в большей степени зависит от количества заказов и их габаритов.
Доставка собственными курьерами или курьерской службой?
Первый вопрос, о котором стоит подумать – что выгоднее, доставка собственным курьером или курьерской службой? В большей степени, это зависит от количества заказов. Если их 1-2 в день и не ежедневно, то имеет смысл первое время доставлять самостоятельно, так как помимо стоимости доставки, курьерской службе необходимо оплачивать стоимость забора товаров со склада, что увеличит расходы на доставку.
Помимо этого необходимо проанализировать все плюсы и минусы обоих способов.
1. Плюсы доставки собственными курьерами:
2. Плюсы сотрудничества с курьерской службой:
Прежде чем определиться, собственный курьер или служба доставки, необходимо проанализировать все достоинства и недостатки каждой из служб, применительно к собственному интернет-магазину.
Так же важно помнить, что если, например, собственный курьер перестанет справляться с объемом заказов в «высокий сезон» - в преддверии новогодних праздников, найти ему замену будет довольно сложно. Курьерские службы обычно перестают заключать новые договоры в конце осени, так как нагрузка возрастает в разы. В этом случае можно получить убытки, не сопоставимые с расходами на хороших курьеров.