Как самозанятым стать ИП

Вести своё дело и легально получать от него доход – мечта миллионов. Для её реализации отлично подходит статус самозанятого. Но в один прекрасный день может остро встать вопрос о переходе на ИП. Причин для этого существует множество: от требований партнеров до необходимости сертифицировать продукцию. 

В статье дадим пошаговую инструкцию, как перейти с самозанятости на ИП, и расскажем, какой налоговый режим при этом выгоднее выбрать.

Самозанятость: плюсы и ограничения

На сегодняшний день в России уже более 8 млн самозанятых и ежедневно это число лишь увеличивается. Дело в том, что у этой категории есть ряд плюсов, которые привлекают россиян:

– налоговая ставка. Для самозанятости действуют льготные налоговые ставки: 4% при получении дохода от физлиц и 6% при оплате услуг юридическими лицами;

– пенсионные взносы. Самозанятые не уплачивают взносы на пенсионное страхование;

– отчётность. Упрощённая система налоговой и бухгалтерской отчётности, которую самозанятый ведёт через специальное приложение «Мой налог».

В то же время у статуса самозанятого есть и ряд ограничений, которые стоит учитывать:

– лимит доходов. Если годовая прибыль превысит 2,4 млн рублей, то физическое лицо автоматически теряет статус самозанятого;

– наёмная сила. Статус не позволяет нанимать сотрудников;

– сферы деятельности. Далеко не все направления деятельности подпадают под возможность работы в статусе самозанятого. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в ст. 4 ФЗ от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»». 

Как правило, самозанятые самостоятельно отслеживают сумму своих доходов, чтобы не упустить момент приближения лимита. Но даже если забыть об этом, то налоговая напомнит. Не позволит сформировать очередной чек, указав: «Ваш общий доход за … календарный год … в сумме с вносимым доходом … превысит допустимый для режима налогообложения НПД порог 2,4 млн руб. Регистрация такого чека невозможна».

Не только достижение лимита по доходам становится мотивацией к смене статуса. Например, когда бизнес вырос и требуется наёмная сила, а также больший ассортимент продукции или клиенты категорично настроены на сотрудничество исключительно с ИП.

Как самозанятому сняться с учёта

Сняться с учёта в качестве самозанятого можно несколькими способами, которые зависят от выбранного налогового режима, на который переходите: УСН или НПД.

В случае перехода на УСН сняться с учёта необходимо через приложение «Мой налог». В меню нужно выбрать раздел «Сняться с учёта НПД» и указать в качестве причины «Утратил право на применение специального налогового режима». 

После этого в налоговую инспекцию подаётся заявление о снятии с учёта в качестве плательщика НПД. При этом датой снятия с учета в качестве самозанятого будет считаться дата направления в налоговую заявления о снятии с учёта. Важно помнить, что если постановка на учёт в качестве самозанятого была через банк, то необходимо его уведомить о своем решении сняться с учета. После прохождения процедуры снятия с учёта можно приступать к заполнению заявления о переходе на УСН.  

Если планируете после перехода на ИП остаться плательщиком НПД, то для этого необходимо:

  • выбрать коды ОКВЭД и направить заполненное заявление с ними в личном кабинете на портале Госуслуги или на сайте налоговой. Однако стоит помнить, что для этого понадобится электронная подпись;

  • подать заявление на регистрацию ИП. Можно оформить в МФЦ или обратиться в отделение ФНС лично, либо заполнить форму в личном кабинете на сайте ФНС и на портале Госуслуг. В пакет документов входят: заявление, копия паспорта, квитанция об уплате пошлины (если подаете документы электронно, то платить не нужно);

  • через три рабочих дня будет предоставлен лист записи в ЕГРИП.

Переход на ИП без отказа от НПД

ИП на НПД имеет, по сути, те же ограничения, что и самозанятый. Запрещено:

  • перепродавать товары;

  • продавать подакцизные товары;

  • добывать и продавать полезные ископаемые;

  • превышать лимит по доходу – 2,4 млн рублей в год;

  • нанимать персонал;

  • быть исполнителем по агентским договорам, договорам комиссии и поручениям.

Однако бывают ситуации, когда оформить ИП на НПД выгодно. Например, многие крупные компании предпочитают сотрудничать с ИП, не с самозанятыми. В таком случае переход на ИП на НПД – хорошее решение, ведь предприниматель не будет обременён большими налоговыми отчислениями и трудным оформлением деклараций, а заказчика будет полностью устраивать его налоговый статус.

Как перейти из самозанятого на ИП на НПД:

  1. Необходимо заполнить и подать заявление об изменении статуса. Сделать это можно онлайн: через Госуслуги или на сайте ФНС. Для этого у самозанятого должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

  2. После того как налоговая завершит регистрацию ИП, необходимо проверить в кабинете налогоплательщика наличие статуса самозанятого.

  3. Теперь ИП может получить необходимые лицензии для дальнейшей деятельности, потому что предпринимателям разрешено заниматься лицензируемыми видами деятельности.

Далее от предпринимателя требуется строгое соблюдение правил: после каждой оплаты формировать чек, вовремя оплачивать налоговые отчисления и не выходить за лимит по доходам.

Как перейти на ИП на УСН

В случае превышения годового лимита по доходу законодательство предусматривает возможность перехода на ИП. Для этого в течение 20 дней после превышения лимита необходимо:

В случае наличия оформленного ИП:

  1. Сняться с налогового учёта в качестве плательщика НПД через приложение «Мой налог».

  2. Заполнить и подать заявление о переходе на УСН в связи с утратой права на применение НПД ( форма КНД 1150094) через сайт ФНС или Госуслуги.

Форма КНД 1150094

В случае отсутствия оформленного ИП:

  • 1. Сняться с налогового учета в качестве плательщика НПД.

  • 2. Пройти регистрацию ИП (выбрать код ОКВЭД, подготовить пакет необходимых документов).

  • 3. Заполнить и подать заявление о переходе на УСН в связи с утратой права на применение НПД ( форма КНД 1150094).

Пройти регистрацию ИП можно несколькими способами: обратившись лично в МФЦ, заполнить и отправить пакет документов на сайте ФНС, воспользоваться услугами нотариуса, через банк либо специализированный онлайн-сервис (например, «Регистрация бизнеса»). Подробнее о регистрации ИП читайте в нашей статье.

Важно учитывать, что при переходе на УСН необходимо выбрать либо УСН «Доходы» либо УСН «Доходы минус расходы». В большинстве случаев предпринимателю наиболее выгоден режим УСН «Доходы» при котором прибыль облагается налогами по ставке 6%. Однако в ряде регионов действуют льготные ставки. С перечнем регионов и размером ставок можно ознакомиться на сайте ФНС.

Как самозанятому открыть ИП на патенте

Некоторые виды деятельности (перечень зависит от региона) предполагают применение патентной системы налогообложения (ПСН). Если род занятий предпринимателя подпадает под патентную систему, то в таком случае необходимо сняться с учёта в качестве плательщика НПД. Затем заполнить и отправить соответствующее заявление в налоговую службу. 

Однако применение ПСН начнётся только спустя 10 дней после подачи заявления в ФНС. Поэтому стоит учитывать, что в период с момента подачи заявления и до истечения 10 дней предприниматель, осуществляя деятельность, будет уплачивать налоги по общей системе.

Что делать после регистрации ИП

После перехода из самозанятости в ИП необходимо:

  1. Проверить возможность использования налоговых каникул.

  2. Открыть расчётный счёт. В случае, если сумма расчёта с контрагентами будет превышать 100 000 рублей, то наличие расчётного счёта становится обязательным требованием для осуществления предпринимательской деятельности.

  3. Принять решение о необходимости оформления печати. По закону ИП имеет право работать без печати. Однако крупные компании часто настаивают на наличии печати. 

  4. Решить вопрос с ККТ. Самозанятые формируют платёжные документы (чек) через приложение «Мой налог», а ИП обязаны применять для этого кассу. Исключения перечислены ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

  5. Оформить взаимодействия с СФР и другими ведомствами. Ранее при найме первого сотрудника предприниматели обязывались вставать на учет в ФСС. Для этого было необходимо предоставить заявление в течение 30 календарных дней со дня заключения договора с сотрудником. При этом ПФР получал соответствующую информацию из СЗВ-ТД.

В 2023 году произошли изменения в результате которых появился Социальный фонд России (СФР). Он объединяет ФСС и ПФР и консолидирует сведения о трудовой (иной) деятельности по форме ЕФС-1, которая является аналогом СЗВ-ТД. Теперь фонд автоматически узнает о том, что ИП стал работодателем.

Важно, что ИП без сотрудников не требуется регистрация в СФР. Когда ИП добровольно станет застрахованным на случай ВНиМ (временной нетрудоспособности и в связи с материнством), СФР зарегистрирует его самостоятельно.

Регистрация в Роспотребнадзоре необходима тем, чей бизнес связан с обслуживанием людей и производством продуктов. Например, предпринимателям, которые осуществляют деятельность в сфере бытовых услуг, общепита, розничной торговли (перечень видов деятельности приводится в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584)

Стоит обратить внимание, что все налоговые взносы, кроме взносов на травматизм, уплачиваются в ФНС через единый налоговый счет.

Что делать, если нет возможности самозанятым открыть ИП на УСН и на патенте

Случаются ситуации, когда предприниматель не может перейти на УСН или ПСН. В таком случае ФНС присваивает ему ОСНО. Например:

– деятельность связана с ввозом импортных товаров и поэтому часто приходится получать налоговые вычеты;

– планируется приобретение объектов недвижимости и получение имущественных вычетов.

При этом важно учитывать, что у предпринимателей на ОСНО нет никаких лимитов по годовой прибыли или числу наёмных сотрудников. 

Заключение

На сегодняшний день взаимодействие с ФНС и другими ведомствами в вопросе изменения налогового статуса и режима – максимально упрощено. От предпринимателя требуется только принять решение о том, какой налоговый режим для его дела будет оптимальным, и строго следить за соблюдением установленных правил.

Растущий бизнес – повод для гордости за свои достижения, а не стресс и головная боль. Главное вовремя понять, что ваше детище подросло и нуждается в переходе из самозанятости в ИП.

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Рейтинг хостингов для сайтов и интернет-магазинов в 2024 году

06.05.2024
Запустить сайт своего проекта или интернет-магазина, если вы не работали в IT-сфере, кажется сложной задачей. Мало найти подрядчиков для создания...

Как выбрать ОКВЭД для торговли строительными материалами

03.05.2024
ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — это документ для регистрации и ведения бизнеса, который классифицирует виды экономической деятельности компании...

Продающий отзыв: что включить и как оформить

03.05.2024
Покупатели мониторят отзывы о товаре или услуге, которую собираются приобрести впервые. Исследования Power Reviews показывают, что 95% покупателей опираются на...

Разговор на правильных нотах: tone of voice для предпринимателей

03.05.2024
Кажется, что выделиться на фоне других, похожих бизнесов почти нереально. На самом деле, есть один способ, с помощью которого можно...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie